Светлана Старостина поделилась впечатлениями о фестивале мультфильмов в Суздале

Организатор проекта «Мужская роль» рассказала о премьерах и встречах с мультипликаторами

Светлана Старостина поделилась впечатлениями о фестивале мультфильмов в Суздале

«Вы вот тут сидите, а там снег синий!...» — с легким упреком сказал нам Юрий Борисович Норштейн, проходя мимо с ярким румянцем на щеках и лыжами наперевес. 

Норштейн — наш земляк, классик мировой анимации: его фильм «Ежик в тумане» был назван кинематографистами мира лучшим мультфильмом всех времен и народов! А дело было в турцентре Суздаля, где с 16 по 20 марта 2022 года в 27 раз проходил Открытый российский фестиваль анимационного кино — смотр всех видов анимации, созданной в России и республике Беларусь. 

Самое волшебное кино

Вообще, анимация (по-простому мультики) — самый волшебный и безграничный в своих возможностях вид киноискусства. Анимация может все. Необходимо лишь много фантазии и чуть детский взгляд на мир. Поэтому и фестиваль, посвященный искусству анимации, совсем не похож на другие, обычные, кинофестивали.

Во-первых, приблизительно третью часть гостей и участников составляют дети. Они – главные зрители, которых не обманешь: уж если смеются, то от души, если переживают —  до слез. 



Они — самые яркие авторы: лучшая, на мой взгляд, программа фестиваля «Утренняя зарядка» — это мультфильмы, созданные детскими анимационными студиями страны. 

Было много молодежи — третью часть поданых на фестиваль заявок составили студенческие работы. Много студенческих и дебютных фильмов вошло в конкурсную программу. Их авторы — шумные, яркие, непосредственные — создавали особую атмосферу кинофорума. 
Особую весомость фестивалю придавали знаменитые мастера: Юрий Норштейн, Александр Петров, Алексей Демин, Иван Максимов, Михаил Алдашин…

Жаль, что вас там не было!

Фестивальные показы — это все виды и жанры анимации для детей и взрослых. Отдельные программы составили полнометражные мультфильмы и сериалы. Эта, «индустриальная» часть анимации, как правило, создается с использованием компьютерных технологий. 

Но гвоздем программы, конечно, были авторские мультфильмы. Работы рукодельные, оригинальные, самобытные, среди создателей которых и наши киноклассики (в конкурсе, например, была новая картина Гарри Бардина «Песочница»), и мультипликаторы новой генерации.  

Все разнообразие российской мультипликационной продукции организаторы сумели «упаковать» в две программы — авторской и коммерческой анимации. Последнюю еще называют прикладной, ведь термин «коммерческая» явно сужает границы ее практического использования. Рекламные и социальные ролики, научно-просветительские минифильмы, музыкальные клипы сделаны  виртуозно и ни в чем не уступают по качеству авторскому кино. Может быть, порой даже превосходят его — они более насыщенные, яркие, динамичные. 

В результате гран-при фестиваля был вручен фильму «Синий лев» (режиссер Зоя Трофимова), приз за лучший фильм в прикладной анимации — фильму «Ливайс» (режиссер Макс Куликов). И еще множество призов и дипломов.



Фильмы детских анимационных студий жюри не оценивались. Но именно они оставили самое яркое впечатление. Представьте, фильмы рисуют и озвучивают дети, порой совсем малыши: самому младшему из участников программы было 4 года! Они придумали и оживили много абсолютно нереальных историй. Вот только одна: шахматам надоело быть белыми и черными и они стали  цветными… 
Признаюсь: давно хотелось в рамках пензенского кинофестиваля «Мужская роль» представить зрителям панораму новых российских мультфильмов. После подробного знакомства с программами фестиваля в Суздале и по согласованию с его организаторами, кажется, эта мечта сможет осуществиться.

Премьеры на всю страну

Суздальский фестиваль в этом году уже в десятый раз проводил еще одну оригинальную акцию — «Открытая премьера». 
Известно, что сегодня российские фильмы (если это не блокбастеры или фестивальный артхаус) недоступны нашим зрителям из-за отсутствия государственной системы кинопроката. 

Организаторы суздальского кинофорума и здесь нашли свой путь: они идут к зрителям «снизу». Зачастую минуя кинозалы, мультики приходят сразу в классы и  аудитории. В дни фестиваля на  750 площадках в десятках регионах страны - в домах культуры, библиотеках, школах, музеях и детских садах - дети не только смотрели новые мультфильмы, но и, после обсуждения, выбирали лучшие из них. Итоги зрительского голосования были объявлены на церемонии закрытия фестиваля 20 марта.

Впервые в акции «Открытая премьера» широко участвовала Пензенская область. Фильмы смотрели и обсуждали сотни юных зрителей Пензы, Кузнецка, Заречного, Беково. По результатам голосования пензенских ребят победил тот же фильм, который в итоге стал абсолютным победителем акции: фильм «Поход» из сериала «Простоквашино».

Письмо от одного человека к другому

Конечно, главное на всех фестивалях — это встречи. Самой дорогой для меня в Суздале была встреча с нашим земляком Юрием Борисовичем Норштейном. Разговор шел о призвании, таланте художника. О преданности своей профессии.

nor.jpg

Зрители вместе с мастером смотрели и обсуждали мультфильмы, первым среди которых был любимый многими поколениями российских зрителей мультфильм «Варежка» — о детской мечте, способной одушевить обыкновенную варежку. 

А потом вдруг на сцену вынесли других легендарных героев советской мультипликации: крохотного задорного попугая — актера мультфильма «38 попугаев» и звезду фильмов про Чебурашку — старуху Шапокляк… 

И стало понятно, что здесь, на фестивале, нет детей и взрослых. Есть люди, каждый из которых нуждается в любви, доброте, сказке. Каждый ищет понимания. «Искусство – это письмо от одного человека к другому», — сказал когда-то Юрий Норштейн. Эти письма и пишет чудесное искусство анимации.

Автор: Светлана СТАРОСТИНА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER

Введите слово на картинке