Сериал о Вертинском: фантазии и реальность

Почему от просмотра фильма осталось неоднозначное впечатление

Сериал о Вертинском: фантазии и реальность

Недавно знакомый, увидев рекламу кинофестиваля «Мужская роль», сказал мне раздраженно:
— Опять ты Мозжухина прославляешь! А он и в России-то не жил. Да и вообще сомнительных достоинств был человек…

— С чего ты это взял? — спрашиваю.
— В сериале про Вертинского увидел.

Над вымыслом слезами обольюсь

Потрясает доверчивость российских зрителей. Так же как и буйная фантазия создателей байопика (фильм-биография). Конечно, фильм не документальный, а художественный. Безусловно, авторы (режиссер Авдотья Смирнова) имеют право на определенную свободу, необходимую для развития драматургического конфликта и пр. Тем более что родственники героя ничего не имеют против. 

Но в сериале есть другие реальные персонажи. Вот только того, что показано в фильме, с ними не происходило. И в жизни они были не на периферии, как в фильме, являлись не бледными фигурами, оттенявшими величие таланта Александра Вертинского, а вполне себе самостоятельными творческими личностями. Уж точно не менее значимыми, чем Вертинский. 

Скажу сразу, что речь не идет о художественных достоинствах сериала: работе художника, оператора, режиссера, актеров. Алексея Филимонова (исполнитель главной роли, который, кстати, недолго, но работал в нашем драмтеатре, а фильм с его участием позже был призером  фестиваля «Мужская роль») считаю одним из лучших молодых актеров современной России. Он блистательно сыграл личность тонкую, сложную, яркую. 

Лидия Вертинская

Но в силу профессиональных интересов мне довелось много работать в архивах с документами Ивана Мозжухина и Веры Холодной. Более того, выпало счастье общаться с вдовой Александра Вертинского Лидией Владимировной. Той самой Лидией Циргвава, которая в 20 лет обвенчалась с 54-летним артистом в Шанхае. 

В 1989 году мы приглашали ее в Пензенскую область на празднование 100-летия Ивана Мозжухина. Она приняла участие в открытии мемориальной доски на здании бывшей 2-й мужской гимназии, где учился Иван Мозжухин. Потом вместе ездили в Кондоль на торжественное открытие музея братьев Мозжухиных и в «Тарханы» – поклониться могиле Лермонтова. 

Мы подружились с Лидией Владимировной. Тем более что были почти землячками – мои предки, как и ее, работали в Китае на строительстве Китайско-Восточной железной дороги. 
Конечно, она не могла лично знать Ивана Мозжухина – Александр Вертинский расстался с ним в 1934 году. А в 1939-м актер умер в Париже.  

Но есть такое явление – свет погасшей звезды. Так было и с Мозжухиным. Сияние этой звезды навсегда осталось с Вертинским. А от него передалось его юной супруге.  


Отняли чистоту

Иван Мозжухин (актер Павел Ерлыков) выглядит в фильме малоприятным и необаятельным. Вера Холодная (Паулина Андреева) – красивой куклой, обожавшей главного героя… Попробуем разобраться, как было на самом деле.

В фильме «королеву экрана», как звали Веру Холодную, связывают с Вертинским очень близкие отношения – они  любовники. В жизни главной чертой Веры Холодной, первой русской кинозвезды, была верность и преданность мужу, семье. 

Она вышла замуж в 18 лет, познакомившись с юристом Владимиром Холодным на своем первом балу. Вскоре у них родилась дочь Евгения. Вторую девочку, Нонну, они удочерили. В 1914 году Вера Холодная начала сниматься. А ее муж ушел на фронт. 

Через несколько месяцев офицер Холодный был тяжело ранен в боях под Варшавой. И, к тому времени уже кинозвезда, Вера Холодная прервала съемки и, невзирая ни на какие опасности, поехала на фронт – в госпиталь к мужу. Она не отходила от постели умирающего буквально ни на миг – профессиональные сестры милосердия были поражены упорством и самоотверженностью этой красивой молодой женщины. 

И она спасла любимого! В Москву они вернулись вместе. Владимир был награжден за храбрость Георгиевским крестом и шпагой с золотым эфесом. А Вера Васильевна была вынуждена срочно выехать на съемки.

Зимой 1919 года, в 25 лет, она умерла в Одессе от испанки. Муж пережил ее всего на два месяца… 


Мечта, и только

Александр Вертинский в своих воспоминаниях о Вере Холодной допустил ряд неточностей. Например, он писал, что заслуга открытия актрисы принадлежит ему. Хотя общеизвестно, что Вера Холодная стала кинозвездой еще до их знакомства. 

И оно состоялось, когда Вертинский служил на войне медбратом: однажды он принес в дом Холодных письмо от Владимира. После этого часто приходил, подолгу сидел молча. Как и все, боготворил эту прекрасную женщину, не смел поцеловать краешек ее платья… Об отношениях мог только мечтать. 

За три года в кино она снялась более чем в 50 фильмах. Сохранилось всего пять. И еще – образ прекрасной чистой женщины. Допустимо ли ради внесения «перца» в историю ломать этот образ?! Я убеждена: нет.

Неотразимое обаяние 

В фильме Иван Мозжухин – верзила двухметрового роста, не очень умный (да простит меня актер, понимаю, что перед ним была поставлена такая задача), необаятельный прожигатель жизни. 

В жизни высоченным был как раз Александр Вертинский, а Иван Мозжухин – среднего роста. Но дело, конечно, не в этом. 

Когда мы с Лидией Вертинской уже ночью возвращались из Кондоля, говорили о том, за что так любили Ивана Мозжухина зрители. Она вспомнила его удивительные прекрасные серые глаза, в которых отражалась вся гамма человеческих чувств. И сказала тогда:
– Александр Николаевич всю жизнь завидовал Мозжухину, тому, как любили его зрители.

Нужны ли комментарии? Иван Мозжухин, имея довольно скромные внешние данные, обладал неотразимым мужским обаянием. В его архиве, который перевезла в Россию вдова его брата Александра Клеопатра Андреевна Карини, хранятся пачки писем от поклонниц на русском, французском, немецком, английском языках… Ивана Мозжухина любили самые красивые и знаменитые женщины Европы и Америки.


Дань драматургии? 

Конечно, по законам драматургии персонаж второго плана не должен быть ярче главного героя. Но добавить ему хоть капельку обаяния можно было. 

В своих воспоминаниях Вертинский написал о похоронах Ивана Мозжухина: «Пришли на похороны только цыгане, бродячие русские цыгане, певшие на Монпарнасе».

А вот фрагмент из парижской газеты «Последние новости» от  21 января 1939 года: «Русская эмиграция в Париже хоронила вчера
И.И. Мозжухина. В 11 часов 30 мин., к началу отпевания, храм на рю Дарю был переполнен… Гроб был покрыт цветами и многочисленными венками. Среди молящихся много видных деятелей русского искусства, но еще более обыкновенных русских людей: шоферов и рабочих, особенно женщин…». 

Зачем знать правду

Возможно, кто-то скажет: «Какая разница? Кто помнит сегодня эти имена?»
Но это наша история. Простите за высокий слог, наша национальная гордость. Недопустимо ради создания одного мифа рушить другие, не менее для нашей культуры важные. Тем более что за каждым из них стоит историческая правда.

Давно уже не осталось на земле людей, которые могли подарить нам свои воспоминания о том времени. По мере отдаления от нас герои прошлых времен становятся все беззащитнее. Уповать на совесть тех, кто искажает исторические факты, не приходится. Остается просто знать правду.


Автор: Светлана СТАРОСТИНА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER

Введите слово на картинке

Популярное