Сергей Казаков: Есть законы и табу, которые нельзя нарушать

Сергей Казаков: Есть законы и табу, которые нельзя нарушать

Всероссийский театральный марафон, фестивали «Золотая провинция», «Театральные экзерсисы» и «МаскерадЪ»… Пензенский драматический был причастен ко всем знаковым событиям Года театра в регионе, создал восемь новых спектаклей (шесть премьер на большой сцене и две — на малой), побывал с гастролями в Австрии, Венгрии, на Кипре, в Израиле. 

Разумеется, было интересно поговорить с одним из главных ньюсмейкеров Года театра – художественным руководителем Пензенского драматического театра Сергеем Казаковым.

О счастье и тревоге 

В большом зале шла репетиция Лаборатории актерского мастерства. Все пространство зала покрывал громкий голос Сергея, руководившего репетицией. Наконец режиссер скомандовал:

— Стоп! Перерыв! 

Казаков улыбнулся, встречая меня, и с ходу сказал: 

— Для актера лучшее время — это спектакль: он становится свободным и начинает творить. Для режиссера главное удовольствие – это репетиция: он творит именно в это время. 

— А какой спектакль в минувшем году оказался самым сложным? 
«Дон Хиль», — моментально ответил Казаков. — Его ставил мой друг, очень скрупулезный режиссер Борис Гуревич, и в постановке оказалось так много деталей, на которые требовалось обратить внимание, что мы просто не успевали. Премьера получилась очень нервной. 

— А самый счастливый?
Бенефис Василия Конопатина. В этом спектакле, при всем наборе новаторских вещей, самым главным на сцене был ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО АКТЕР. 

И не случайно бенефис вызвал огромный отклик у зрителей, спектакль обсуждали, в том числе в соцсетях. 

Я скучаю по тем временам, когда был молодой и мы семьями собирались за большим столом, отмечая праздники. Сейчас нет такого. Но мы в театре пытаемся возродить традицию ощущать себя семьей, устраиваем бенефисы, делаем капустники. В сегодняшней жизни каждый сам по себе, и объединить всех очень непросто. Но мы пытаемся... 

Не навреди!

Самым успешным стал спектакль «В зале есть врач?» режиссера Ансара Халилуллина по пьесе Елизаветы Трусевич. Он получил Гран-при VII Международного фестиваля «Золотая провинция» в Кузнецке, стал дипломантом XII театрального фестиваля имени Н.Х. Рыбакова в Тамбове, был показан в Израиле и на Кипре. Недавно стало известно, что спектакль получил высокую оценку на III межрегиональном фестивале «Театральное Прихоперье», который проходил в городе Балашове Саратовской области. 

Что же так цепляет в этом спектакле жюри и публику? 

— Фабула спектакля проста, — говорит Сергей Казаков. — Рассказывается о врачах, которые стали писателями. В начале своего жизненного пути они врачевали человеческое тело, а потом стали врачевателями и души человека. Нам было важно подчеркнуть, что если врачи, которые лечат тело, дают клятву Гиппократа, то писатели, которые врачуют души, никакую клятву не дают и подчас приносят большой вред, особенно в наше время. 

Включите телевизор или откройте Интернет: 90 процентов контента — это то, что калечит и уродует души людей. А что происходит в современном театре? Там тот же вектор. 

Пензенский театр старается уйти от этого, потому что есть законы и табу, которые нельзя нарушать, как бы это ни было «модно». Спектакль «В зале есть врач?» как раз о том, что каждый писатель, как и каждый врач, несет ответственность за человека! И через все спектакли Пензенского драматического театра проходит четкая мысль: не навреди! 

— Современный театр – что это?
— У нас есть проект «Из-под пера», в рамках которого театр работает с современной драматургией, с только что написанными пьесами с пылу с жару, — рассказывает Сергей Казаков. — Проекту уже скоро десять лет. И тем не менее за столь серьезный срок мы нашли не очень много драматургов, которых можно ставить. Начали работать с Ольгой Михайловой, Еленой Исаевой, Елизаветой Трусевич. Первыми поставили пьесы уральского драматурга Ярославы Пулинович. 

Не так-то просто найти хорошую современную пьесу. Причина опять же в ответственности. Часто автор сразу хочет стать знаменитым, богатым и востребованным, забывая о «не навреди». Лишь единицы творят, опираясь на традиции. Все дело в векторе.

С февраля по август 2019 года Пензенский драматический театр совместно с Национальной ассоциацией драматургов проводил Международный конкурс пьес для детей и юношества «Детство. Отрочество. Юность». Поступило около 200 произведений, а победила пьеса Ирины Якубовской и Андрея Пархоменко «Одиноким сдается… крыша», в которой рассказывается о сложных взаимоотношениях мальчика-подростка и взрослых людей – бомжа, полицейского и сотрудницы ЖЭУ. Поднимаются темы любви, одиночества и взаимопонимания. Родителям не до детей, в семье любовь практически отсутствует, а доминирует тема благосостояния и благополучия, превалирует престиж работы или денег, а до любви никому и дела нет. 

Автор: Владимир МАРОЧКИН

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное