Рецензия на спектакль «Остров Инишмаан»(2024) театра «Кириллица»: мечты умирают последними

Загляните в афишу и заранее купите билеты

 Рецензия на спектакль «Остров Инишмаан»(2024) театра «Кириллица»: мечты умирают последними

Константин Бутин поставил «Остров Инишмаан» (12+) по пьесе Мартина Макдонаха «Калека с острова Инишмаан», которого считают современным Шекспиром. 

Премьера спектакля  состоялась 20 ноября 2022 года на сцене Центра культурного развития «Дом офицеров» в рамках проекта «Региональная межвузовская театральная школа «PROтеатр», победившего во Всероссийском конкурсе среди вузов страны. В 2024 году «Остров» стал лауреатом Международного театрального фестиваля «Золотая провинция».

17 ноября 2024 года на той же сцене артисты студенческого театра повторили свой ошеломительный  успех. Спектакль продолжался более двух часов, с антрактом. Внимание зрителей, большую часть которых составляла молодежь, все это время было приковано к сцене.

Режиссеры не часто берут в работу такие пьесы. Главный герой – молодой ирландец Билли, воспитанный двумя сердобольными тетушками, искренне привязавшимися к сироте. Никто на острове не зовет его по имени без приставки «калека», что очень ранит юношу. Билли очень одинок. Маленький остров с его серыми, однообразными буднями стал для инвалида, заключенного в немощном уродливом теле, настоящей тюрьмой, из которой он хочет вырваться любыми путями. Здесь, кажется, остановилось  даже время, а единственный источник новостей – местный сплетник  Джонни Патинмайк  уже надоел  всем хуже горькой редьки.

Тетушки с их навязчивой заботой, красотка Хелен и ее недоразвитый братец Бартли, Малыш Бобби, Джонни Патинмайк с его вечно пьяной мамашей – вот и весь круг общения Билли. Перед режиссером стояла сложная задача – показать жизнь, в которой чувств больше, чем движения, и Константин Бутин отлично справился с ней. В спектакле продумана каждая мелочь. На глазах зрителей остров (с настоящей, кстати, водой, мостиками, лодкой и дождем) превращается в убогую лавчонку с бедным запасом продуктов на полках и дом, где живет калека Билли со своими тетушками. Жители острова, они же рабочие сцены, меняют декорации так же буднично, как течет здесь каждый день.



На острове нет ни одного по-настоящему счастливого человека. Когда из Голливуда приезжает съемочная группа и набирает актеров для фильма, каждый втайне надеется, что возьмут именно его. Билли тоже хватается за соломинку. 

Артистам «Кириллицы» удалось провести зрителей через душевные метания своих героев. По сути, это драма, но трагическое и комическое  здесь  – две стороны одной медали.  Актеры  показали нам очень динамичный спектакль. Профессионалы – народная артистка России Галина Репная, артисты Зареченского ТЮЗа Владимир Кшуманев и Марина Столярова составляют прекрасный ансамбль с  Еленой Королевой, Никитой Картавовым, Максимом Епифановым, Ульяной Мельниковой, Максимом Кузнецовым. Глубоко погрузившись в свои роли, они сумели создать характеры емкие, сложные, интересные.

Неожиданно мы узнаем, что именно Джонни Патинмайк, балагур и сплетник, не чаявший, когда его мамаша преставится (так он всем говорит!), спасает из реки Билли, которого родители пытаются утопить в мешке с камнями, потому что малыш родился калекой. А потом рассказывает всем, что те утонули, пытаясь уплыть с острова во время шторма ради лучшей доли для себя и своего ребенка. И он же отдает страховку, якобы полученную за их гибель, а на самом деле деньги своей семьи, на лечение калеки. За 20 лет человек, которого все считают пустозвоном, ни разу не проговорился, как все было на самом деле. 

Билли Клэйвен (его сыграл Илья Рязанов) оказывается  самым морально здоровым  обитателем острова. Он не нашел счастья и в Голливуде, где даже роли таких, как он, калек, доверяют здоровым, чтобы не тратить на них душевные силы. Очень пронзительно сыграна молодым актером  финальная сцена. Калека умирает от туберкулеза в убогой гостинице. Дни его сочтены, и, зная это, он пишет матери, уговаривая ее не расстраиваться, — он «только поспит», а завтра окончит свое послание. Угасающее сознание  рисует образ Хелен, в которую он безответно влюблен. Красавица, наконец, соглашается погулять с ним там, где их никто не увидит.
Темнота. Мечты умирают последними.

«Остров Инишмаан» — прекрасная работа Константина Бутина и театра «Кириллица», и если вы еще не видели этого спектакля, загляните в афишу и заранее купите билеты. Свободных мест в зале не остается.

Автор: Ольга СОКОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER