Музей советской фотографии в Малой Сердобе: гид по новой локации

Он находится в стенах местного Краеведческого музея

Музей советской фотографии в Малой Сердобе: гид по новой локации

Неправда, что машины времени не существует. Когда в поле зрения попадает увиденный еще в детстве предмет, мозг сразу рисует яркую картинку из прошлого.

Инструмент познания

Такое путешествие во времени случилось со мной в Музее советской фотографии (12+), который открылся в одном из залов краеведческого музея в Малой Сердобе (ул. Ленинская, 91).

Рассматривая экспонаты, наткнулась на розовый кусочек пластика с выпуклым изображением. И память услужливо выдала давно забытое, но хранившееся в ней название – клише. 

DSC_3910.jpg

Его использовали раньше для печати фото в газетах. Поскольку детство мое прошло в редакции, клише мне приходилось видеть довольно часто.

Думаю, каждый посетитель найдет здесь для себя что-то интересное – Владимир Белоглазов постарался собрать экспозицию, которая не просто рассказывает об истории развития фотодела, но и о том, что фотография – инструмент познания. Это девиз экспозиции. 

Из Учкудука – в Малую Сердобу

Мастер «болеет» фотографией с шестого класса. Тогда Владимир Николаевич жил с родителями в легендарном Учкудуке и записался в фотокружок.
– Благодаря Анатолию Николаевичу Петрову, который вел его, я четко понял направление, которому буду следовать дальше, – объяснил фотохудожник.

Редкий экземпляр.jpg

Потом нашел курсы фотокорреспондентов в Уфимском полиграфическом училище, окончил их с отличием. Практиковался в репортажной съемке. 

Родители Белоглазова в свое время выбрали Узбекистан местом жительства. Но Владимира тянуло на родину. Он твердо решил, что свою семью, когда она появится, увезет в Пензенскую область. Сказано – сделано: с молодой женой он перебрался в Малую Сердобу. Работал в районной газете, сотрудничал с «Пензенской правдой». 

Преуспел и в художественной съемке. Работы фотографа неоднократно экспонировались на выставках, участвовали в конкурсах. Правда, он давно уже не соревнуется с коллегами по цеху. Но не потому, что нечего показать. Просто в отличие от новичков, едва успевших взять в руки камеру, но уже считающих себя успешными, очень самокритичен. Кроме того, в душе он остался поклонником советской, пленочной фотографии. 

Охота за кадрами

Фотопленка.jpg

За время работы Владимир приобрел массу фотоаппаратуры. Практически все оборудование – действующее. Из него процентов на 80 и состоит выставка. Остальное – дары односельчан. На полках – 15 фотоаппаратов. Среди них первый советский серийный, 1937 года выпуска, копия немецкой камеры «Agfa» 1936 года в полном комплекте: футляр, кассеты, пластинки, пленки.

– А вот фоторужье 1981 года выпуска. Это вообще редкость, подарок деда, – показывает очередной раритет Владимир Николаевич. – 290 рублей стоил. По тем временам это была приличная сумма. 

А ведь с таким ружьем «охотился» за удачными кадрами Шарик из Простоквашино. Видимо, у дяди Федора были очень богатые родители, раз псу такую аппаратуру смогли купить.

Кстати, до того, как получить ценный подарок от дедушки, Владимир Белоглазов первое фоторужье смастерил с отцом на пару – по схемам из журнала «Моделист-конструктор». 

Проявленная реальность

DSC_4084.jpg

Сейчас для красивого кадра достаточно камеры смартфона, а альбом – сборник снимков в том же телефоне. А раньше для того, чтобы вставить в бумажный альбом бумажный снимок, приходилось попотеть. Сначала добыть пленку (в дефиците были цветные), потом проявить ее в темноте, после чего приступать к печати, орудуя проявителем и закрепителем. 

– Это фотолаборатория, – показывает фотограф помещение, в котором на столе расположились увеличители и ванночки для реактивов. – Здесь я объясняю посетителям, как из «негативной» пленки получались «позитивные» фотографии. Особенно детей впечатляет: они про такое только в книжках читали. 

– А картины зачем в музее фотографии? – поинтересовалась я, увидев живописные изображения среди фоторамок.

– Чтобы показать, что фотограф – тот же художник. В нашей работе много общего: построение изображения, опора на законы оптики и т. д.,
– объяснил Владимир. – Просто художнику все же удобнее работать: он как захочет, так и напишет картину, а фотографу нужно найти объект, дождаться подходящего освещения… И все равно случается, что после проявки пленки и печати фото порой видишь в кадре совсем не то, на что рассчитывал. 

Ожившая классика

DSC_3855.jpg

В советское время были популярны наборы открыток с известными актерами и актрисами. Это были «парадные» портреты, при создании которых фотографы играли со светом и тенью, чтобы представить модель в более выигрышном виде. Сейчас таких открыток нет, а вот жители Малой Сердобы могут заполучить подобные фото. Только на них будут не кинодивы, а они сами. 

– Я оборудую студию, в которой смогу воспроизвести сюжеты тех самых советских фото, – рассказал Владимир. – Думаю, такая идея придется по вкусу школьникам – для выпускного альбома. 

А что? Гораздо интереснее, чем заезженные сюжеты на диванах в современных фотосессиях. Ретро всегда в моде. Это как раз тот случай, когда интересен будет не только результат, но и сам процесс создания снимков. 

Может, для кого-то эта экскурсия станет первым шагом на пути к выбору профессии.

Автор: Екатерина РОГОЖКИНА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER