В Никольске снова начала работать «Бахметьевская артель»

В Никольске снова начала работать «Бахметьевская артель»

Открываются большие заводские ворота. По свежему асфальту подъезжаем к отремонтированному зданию. Позади чернеют дымовые трубы котельной завода «Красный гигант», слава о котором некогда гремела на весь Советский Союз.

На фоне нынешнего завода возрожденный корпус бывшей экспериментальной мастерской выглядит, как островок жизни в огромном вымершем городе.

А жизнь там действительно кипит, точнее сказать – звенит. На первом этаже просторный светлый цех по обточке хрусталя. Здесь работают мастера. Их лица сосредоточены: одно неверное движение руки – и изделие будет испорчено.

Ощущение, будто попал в старинный бабушкин сервант. Справа обретает лоск хрустальная вазочка для цветов, слева – почти готов салатник. Такими украшают праздничные столы.

Зазвенела история

На столе шлифовщика Сергея Чевычалова полуфабрикат – копия столового сервиза XIX века (оригинал хранится в петербургском Эрмитаже).

– В комплект входит 36 предметов – графин, стаканы, фужеры, рюмки, бокалы. Все они совершенно разные, – рассказывает стекольных дел мастер. – Мы это копируем со специальных каталогов, где размеры прописаны до миллиметра.

На предприятии, выпустившем первое изделие в конце апреля, сейчас работают 75 человек. Многие из них новички, прежде имевшие дело со стеклом, но хрусталя коснувшиеся впервые. Во главе коллектива стоят опытные мастера, отдавшие искусству создавать хрустальные вещи всю сознательную жизнь.

Например, Валерий Баринов. Он «в строю» уже 30 лет, в «Бахметьевской артели» следит за сердцем предприятия – печами, в которых варится цветной и бесцветный хрусталь. Варится, к слову, при температуре полторы тысячи градусов. Так что в цехе очень жарко.

В руках художника

Прервал рабочий процесс Михаил Садкович. Инвестор проекта собрал весь коллектив, чтобы поздравить с удачным запуском артели и первыми успехами. Выпускник института кинематографии, он полжизни проработал в кино. Был у него строительный и ресторанный бизнес.

– У меня есть страсть: с молодых лет занимаюсь антиквариатом и всегда был влюблен в стекло, даже коллекцию собрал. Постепенно пришел к выводу, что нужно делать копии – оригинал не может попасть в руки каждого желающего. У меня есть маленькая фабрика под Москвой, которая обрабатывает серебро. Для того чтобы делать хрусталь в серебре, нужен хрусталь, – раскрывает карты Садкович. – Делал заказы на «Красном гиганте». Когда он обанкротился, решился на собственное производство. Пока не все получается, но мы добьемся! В музеях России огромное количество выдающихся произведений из стекла и хрусталя. Воссоздать их копии, чтобы они были доступны для широкого круга людей, – вот наша задача.

Не стояло в стороне от возрождения производства и областное правительство.

– Мы помогали с первых месяцев. Но нужно отдать должное Михаилу Николаевичу. Он пошел на капитальный ремонт здания, модернизацию, приобретение нового оборудования. Созданы рабочие места, – сказал губернатор Пензенской области Василий Бочкарев. – Это хорошее малое предприятие, куда привлечены никольские талантливые мастера. Тем самым мы возвращаем историю бахметьевского искусства.

Для создания «Бахметьевской артели» учредителем было привлечено 150 миллионов рублей. В четырех корпусах разместились цеха по варке хрусталя, химпроливке, склад и офис для работы с клиентами. Одно из приобретений предприятия – стекловаренные печи. В июне 2010 года планируется закупить современное оборудование для химической проливки хрусталя.

Денис БУХЛАЕВ,
фото автора





 
 

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное