Таежный роман

Он испытал чудовищное унижение,  потерял здоровье, от него отвернулись близкие… Но,  как спасение, судьба послала ему любовь

НКВДэшники забрали его, студента второго курса Саратовского государственного университета, прямо с лекции. Это произошло 7 июня 1941 года.

Причину ареста Иван Васильевич Кульков понял уже в тюрьме.

– Болтать надо меньше, – сказал ему следователь. – А то, ишь, язык распустил – Сталин ему плох!

Только тут Иван вспомнил, что как-то в аудитории ляпнул: «Почему в каждой газетной статье про Сталина пишут? Он что, один в Кремле сидит?». По тем временам этого хватило, чтобы получить статус государственного преступника и получить десятилетний срок.

Замкнутый круг

Судьба-злодейка закинула его в монгольские степи на строительство железной дороги Чита – Улан-Батор. Про ужасы ГУЛАГа писано немало. Их сполна хлебнул и наш земляк.

– Издевалась над нами охрана как только могла, – рассказывает он. – Помню, на мороз раздетыми выведут да приговаривают: «На фронте есть нечего, а вы тут жрете задарма. Когда только передохнете!».

Выдерживали немногие. Но, несмотря на то что люди умирали пачками, заключенных меньше не становилось – машина репрессий работала бесперебойно… 

В 1951 году пришло избавление от каторжных мук. Со справкой об освобождении и подорванным здоровьем он вернулся домой – в поселок Большой Вьяс Лунинского района нашей области.

– Встретили меня холодно, – вспоминает он. – К таким, как я, относились с опаской. Продолжить учебу в Саратове я тоже не мог, так как имел поражение в гражданских правах: 5 лет мне запрещалось проживать в крупных городах.

Тогда Иван Васильевич решил поехать в Москву, по его словам, прямо черту в пасть.

– Мне было уже нечего терять, – говорит он, – ибо все было потеряно по велению партии…

В столице бывший заключенный обратился в Управление лагерей железнодорожного строительства с просьбой о работе. Ему пошли навстречу и определили вольнонаемным счетоводом в далекий сибирский лагерь.

Верная Тося

Снова сырость бараков, безысходность и серость будней… Начали прогрессировать болезни. Дело дошло до осложнений. Смерть стояла над его изголовьем.  

– Я бы погиб, если бы не Тося, – вспоминает Иван Васильевич.

Надо сказать, что в этом лагере он встретил много своих земляков, работающих, как и он, по найму. Среди них была Антонина Дурникова, интересная девушка. Ее расположения добивался не кто иной, как сам заведующий складами «Золотопродснаба»!

А она полюбила Ивана. Чувство между ними вспыхнуло мгновенно, с первого взгляда. Ухаживаниям обеспеченного человека она предпочла любовь несчастного вольнонаемного, положение которого мало отличалось от положения заключенного.

– Богатей как-то пришел ко мне и предложил большие деньги за отказ от Тоси, – говорит Иван Васильевич. – Угрожал. Но не побоялся я его угроз. 

Антонина буквально вытащила Ивана с того света. Доставала лекарства, готовила снадобья из таежных трав. Ночами дежурила у впадавшего в забытье Ивана. Когда тот выздоровел, они расписались.  

К этому времени закончился срок договора, по которому наш герой работал в лагере. Вместе с женой они перебрались в Братск. Поначалу своих детей у них не было, и они усыновили трехлетнюю девочку-сироту. А через год Тоня родила сына Василия. Так часто бывает: будто Бог благодарит людей за доброту.

По настоянию Тоси Иван Васильевич в 1957 году поступил в Иркутский финансово-экономический институт, окончив который, стал работать главным бухгалтером автобазы на строительстве Братской ГЭС. В этом же году его реабилитировали и предложили вступить в партию для дальнейшей карьеры.

Членство в рядах коммунистов мало помогло Ивану Васильевичу. Будучи правдолюбцем, он всегда имел свою точку зрения и часто шел поперек общественного мнения. Работа в Братске продолжалась до 1984 года. Затем они с женой перебрались в Пензу. Здесь бухгалтерский опыт Ивана Васильевича пригодился в милиции. Много лет он работал инспектором-ревизором, проверяя финансовую деятельность предприятий.

Сейчас наш герой живет один. В 1996 году умерла его верная Тося… 

Сын стал военным, а дочь переехала в Братск. Зовет к себе отца. Но не уезжает он из Пензы – не хочет покидать могилу преданной Тоси, подарившей ему жизнь, любовь и счастье.

Автор: Анатолий ВОЛОДИН, фото автора и из архива

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER