Сперва попашем… а потом спляшем

2 марта на заседании регионального правительства обсуждалась проблема коренного улучшения информационной работы с населением. Докладчик,  начальник департамента информационной политики и СМИ области А.И. Кислов, заявил, что речь идет о создании целостной системы, способной решать комплекс задач по воспитанию нравственности, патриотизма, информационному обеспечению важных программ и проектов. Мы попросили Александра Ивановича поделиться своими соображениями о необходимости создания этой системы.

 

В старинном селе Новый Валовай, что в Пачелмском районе, был праздник — открывали социокультурный центр. В отреставрированном клубе звучала гармошка, на сцену выходили селяне, под гром аплодисментов благодарили власть за предоставленную возможность  хорошо отдохнуть, культурно спеть и сплясать. По долгу службы  я тоже был на действе, и черт меня дернул испортить людям праздничное настроение. Поздравляя и благодаря, я имел неосторожность выразиться в том смысле, что клуб надо бы использовать и для обсуждения губернаторских программ по развитию крестьянских хозяйств. Положим, собрались, позвали районных руководителей и специалистов и провели дискуссию: где оформить кредиты на покупку коровы или трактора, куда и почем продать мясо с личного хозяйства, кто поможет закупить районированные семена картошки… Поспорили бы, выяснили важные вопросы. А потом можно и сплясать.

Ответом были жидкие хлопки: присутствующие были явно разочарованы этим выступлением. Будто бы чем-то я их обидел. Или сморозил глупость. Выручил гармонист, затянувший свои припевки. Их подхватили с задних рядов, в проход между креслами выкатились плясуны, и про мое неловкое выступление быстро забыли.

ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ  КОД

Почему люди бегут из деревни? Почему так медленно развивается система крестьянских хозяйств? Почему в условиях высокой безработицы на промышленных предприятиях большой дефицит кадров квалифицированных инженеров и рабочих? Почему высока преступность, особенно среди несовершеннолетних? Почему стагнирует экономика, а в социальной сфере постоянное напряжение?

Казалось бы, эти вопросы должны уйти в прошлое. Цены на нефть и газ, как никогда, высоки, и стабилизационный фонд достиг невероятных размеров. В области принят ряд законов, стимулирующих развитие села. Заводы готовы платить хорошим работникам и 10, и 20, и даже 30 тысяч рублей в месяц. В каждой школе построены отличные спортзалы, призванные отвлечь ребят от улицы.

Представляется, что эти и многие другие вопросы имеют прямое отношение к одной важной проблеме.

Существуют два основных типа менеджмента или, говоря по-русски, управления: идеологический и проектный. Первый тип был единственным на протяжении 70 лет советской власти. Его суть заключалась в том, что вся деятельность людей была подчинена единой идеологии, массовое сознание довлело над индивидуальным, первична была политика. Для своей системы этот тип был органичным, хотя имел один весьма существенный недостаток: мотивация к труду индивида была ограничена, в ней опять же превалировали идеологические, но не прагматические соображения. Вспомним: в заводском цехе хороший и плохой токари получали зарплату примерно равную. На селе от трудов праведных — в поле, на комбайне или на ферме — обогатиться тоже было проблематично.

Этот недостаток, впрочем, компенсировался за счет использования государственной собственности. Принцип личной заинтересованности не вытравишь никакой идеологией. С завода тащили инструмент, изделия, с поля — зерно, с фермы — корма и молоко. Таким образом реализовывался генетически присущий человеку прагматизм.

Наступили иные времена, когда тащить нечего — все притырили. Настало время собирать камни, созидать. Казалось бы, открыт простор личной инициативе, предприимчивости, особенно на селе. Людям дали землю, открыли кредиты, заработала система лизинга. Но… деревня по-прежнему деградирует, молодежь уезжает, люди трудоспособного возраста спиваются, старики вымирают. В оправдание звучит один аргумент: нет работы. Дайте нам работу. Идеологическая система управления выработала в человеке понимание работы единственно как наемного труда. Уборка навоза на ферме по наряду – это работа. Поскольку труд коллективный, а значит, благородный. Выращивание же десятка свиней на подворье, производство товарного мяса, молока, зерна, сахарной свеклы в личном хозяйстве — это не для нас.

Почему? Наверное, играет свою роль стереотип сознания. Всеподавляющий идеологизм, табу на индивидуальное производство, коллективный труд во имя великих идеалов как императив — все это заложило в сознание людей некий код. Работа в организованном хозяйстве — это легально и правильно, это почетно. Тут мы все вместе — и работаем, и воруем. Зато развитие своего крестьянского хозяйства крайне рискованно, опасно и даже низко, поскольку противоречит устоям родной деревни и осуждается местными люмпенами. К этим соображениям, безусловно, примешивается наша вечная лень, причем лень чисто русская, когда боимся не физического труда, нет, ленимся думать, считать, принимать рискованные решения.

Что имеем в итоге? Продолжим тему сельского хозяйства, хотя в других отраслях ситуация не лучше. В итоге имеем серьезное противоречие. С одной стороны, на уровне области создана добротная база: разработан ряд программ по развитию производства мяса, молока, зерна, сахарной свеклы. Разработан и принят целый кодекс законов и других нормативных актов, стимулирующих развитие крестьянских хозяйств. Выделены большие средства из областного бюджета. Можно взять кредит на покупку скота под залог самого скота, с выплатой символических процентов, можно ту же корову взять в лизинг с пятилетней рассрочкой платежа. Хочешь купить трактор — условия те же. Областной бюджет дотирует 30 процентов стоимости комбикормов. Льготное жилье, налогообложение — руководители других регионов берут нашу нормативную базу в качестве примера для себя.

Это с одной стороны. Это наверху. А внизу то же самое, что и десяток лет назад: дайте нам работу, а то все разъедемся или перемрем.

СЛАБОЕ  ЗВЕНО

В чем причина?

Обратимся к теории. Общество второй десяток лет живет в иной политической системе, государство рассталось с коммунистической идеологией, и та пропагандистская машина давно развалилась. Однако природа не терпит пустоты. Альтернативой идеологическому типу менеджмента, о котором говорилось выше, в рыночных условиях является тип проектный. Он заключается в том, что общество по этому типу развивается на основе индивидуальных проектов, целью которых является не построение коммунизма, а улучшение ситуации на конкретном направлении.

Вы скажете: все верно, в нашей области, и в стране в целом, разработано и принято немало хороших программ и проектов. Возьмите последние инициативы президента: национальные приоритетные проекты.

Да, проекты приняты. Однако осмелюсь утверждать, что они останутся на бумаге, если мы не  дадим себе труда толково и настойчиво разъяснять людям их смысл, проигнорируем нашу национальную потребность в духовном осмыслении всякого действа. Если не будем использовать механизм обратной связи как форму уточнения и корректировок проектов и решений, принятых властью. Удастся наладить эту большую и сложную работу, тогда можно надеяться, что народ, а не только власть, станет сознательным участником процесса по реализации проектов. А это, согласитесь, главное условие успеха.

Согласно теории проектный тип управления состоит из трех частей. Первая — создание проекта, в этом процессе участвуют одни специалисты. Вторая — продвижение проекта в массы, или, по-английски, промоушн. Это тоже дело специалистов. Уже других, специально обученных и подготовленных. И, наконец, третья — собственно реализация проекта.

Продолжая тему крестьянских хозяйств, можно утверждать: самое слабое звено в этой цепочке второе — продвижение. В советские времена это называлось идеологическим обеспечением, и на выполнение названной задачи работала мощная пропагандистская машина. Сегодня системно не работает никто. Хорошие программы, разработанные на областном уровне, там и зависли. Их не довели до тех, ради кого эти программы и составляли. Люди просто не знают, что это за кредиты и как их оформить. Слово «лизинг» для большинства вообще не знакомо. А куда и почем продать мясо? Эти вопросы люди зачастую задают сами себе. Больше некому. Они боятся, что землю, которую им выдали, завтра отберут. Про гарантии незыблемости частной собственности на землю с ними никто не говорит. А вдруг бычков, которых выгонят на пастьбу, лихие люди уведут и в ближайшей посадке прирежут? Таких фактов в последнее время тоже немало.

Вспомним советскую власть, какое внимание она уделяла массовой работе с людьми. Не все было плохо, согласитесь. Я сам профессионально занимался пропагандой и агитацией в райкоме партии, в областной и районных газетах. Встречи руководителей и специалистов разных уровней с людьми в цехах, на полевых станах и фермах были системой. Мы старались, чтобы ни один вопрос не оставался без ответа. Действовала мощная пропагандистская машина, которую в области возглавлял второй секретарь обкома партии Георг Васильевич Мясников — сильная личность, глыба, человек высокообразованный и властный. Была жесткая вертикаль идеологической работы — от областного центра до хозяйства, и на каждом этаже этой вертикали профессионально работали хорошо подготовленные специалисты.

Кстати, уместно будет напомнить, что тот, идеологический тип управления, вовсе не поощрял экономический интерес работника, а в качестве основного пропагандистского приема использовал демагогию. И все равно результаты были, и еще какие!

Это я к вопросу о возможностях системы продвижения проектов, которые мы практически не используем.

Кто сегодня работает с людьми? Кто с ними разговаривает, объясняет смысл перемен, растолковывает суть областных программ по развитию тех же крестьянских хозяйств? Походя — глава сельской администрации, поскольку он и сам их толком не знает, малую толику — районная газета.

И все!

Чего же мы хотим? Закон рынка: прежде чем получить отдачу от бизнеса, надо в него вложить средства. Как  вложили, так и получили.

Продвижение проекта, или информационное обеспечение, — это самостоятельное направление его реализации. Понятие емкое, многогранное. Тут должны быть задействованы и СМИ, и руководители, и специалисты разных сфер деятельности, и учреждения культуры, образования, науки… Дело это сложное, трудное, поскольку совершенно новое, и создаваться должно на пустом месте.

А если говорить привычным языком, жизнь диктует необходимость выстраивать новую пропагандистскую машину. Прошу не пугаться, слово «пропаганда» означает «распространение и разъяснение». Совершенно мирный термин, за которым даже при большом желании вряд ли можно увидеть что-то тоталитарное. Только теперь эта машина должна основываться на рыночных, демократических принципах.

 

Автор: Александр Кислов

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное