Россия была, есть и будет!

Или кому нужна национальная идея?

Четыре века назад нижегородский купец Минин обратился к землякам: «Что мы можем сделать, не имея ни денег, ни войска, ни воеводы способного? Но я мое намерение скажу. Мое имение, все, что есть, без остатка, готов отдать в пользу и сверх того, заложа дом мой, жену и детей, готов все отдать в пользу и услугу Отечеству, и готов лучше со всею семьею своею в крайней бедности умереть, нежели видеть Отечество в поругании!».
Когда произносились эти слова, Россия была частично оккупирована Речью Посполитой, к так называемым ничейным  территориям присматривалась Европа… Не прошло и четырех лет, как Россия возродилась, превратившись в мощное православное государство. Купец любил свою страну,  рвал душу и сердце, не жалел ни себя, ни других… И Бог сотворил чудо!
Есть ли  в современной России такие Минины? Способны ли мы сегодня пожертвовать всем ради России? В течение недели я задавала своим знакомым эти вопросы.  Результаты оказались неутешительными.
Подавляющее большинство не хочет жертвовать ничем  ради своей страны. Молодые вообще не считают себя россиянами. Они «люди мира» без корней. И только один человек сказал, что готов пожерт­вовать своей жизнью. Один! Точнее – одна.  И в искренности ее слов я не сомневаюсь. Это глубоко верующая, немножко сумасбродная, открытая и чест­ная женщина. И она сказала мне такую фразу:
– Только верующий человек отдаст свою жизнь за  родину добровольно, без принуждения.
Мой маленький эксперимент показал, что истинно верующих у нас  кот наплакал! Но  все-таки есть! И они – истинная защита, надежда и опора государства российского.
В молодости мы, студенты педагогического института,  зачитывались Чаадаевым, который писал, что для нас узки любые национальные идеи, так как Провидение поручило нам интересы человечества. Конечно, приятно вершить судьбы мира. Но за это мы платим высокую цену. На собственное обустройство у русского народа уже не остается ни сил, ни ресурсов. Но зато какая у нас культура! Недавно режиссер Карен Шахназаров на встрече с журналистами говорил о предназначении нации:
–  В истории останутся только памятники культуры. Шедевры архитектуры, литературы, кинематографа… Но не экономика. Потому как предназначение нации – это создание собст­венной культуры. Поэтому надо вкладываться в культуру. Это – на века.
И действительно, если вспомнить историю, то основой нации были монастыри – не столько хозяйственные, сколько культурно-духовные центры. За стенами монастырей рождались первые идеи о миссии России. До нас дошли «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, «Повесть временных лет», работы Феодосия Печерского и других священнослужителей. Именно они сформировали образ Святой Руси – государства, скрепленного православной верой.
Но нынче образ России существенно скорректировала жизнь. Большие начальники ставят свечки в храмах, а в сердце своем любви не имеют…

От идеала  Святой Руси мы пришли к потребительскому идеалу – не Родина, а комфортабельная норка! Но этот идеал не способен объединить страну

Автор: Надежда СЕМЕНОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное