Прокуратура рапортует об успехах…а милиция теряет профессионалов

В прошлом году прокуратура возбудила уголовное дело в отношении начальника милиции общественной безопасности Ленинского РОВД Пензы Алексея Зотова. Одному из лучших сыщиков области предъявлялось обвинение по статье 285 ч. 1 УК РФ «Злоупотребление должностными полномочиями».  По версии следствия, подполковник милиции Зотов утвердил 11 заведомо незаконных постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, вынесенных его подчиненными.

Оправдан по всем пунктам

Летом 2005 года в нескольких торговых точках Ленинского района «засветились» поддельные купюры, изготовленные банальным образом — на цветном ксероксе.  Фальшивые «полтинники» и «сотки» были выявлены вскоре после того, как ими расплатились за полученные товары. И в самом деле, отличить их от настоящих можно было, не прибегая к помощи специального оборудования, что исключает участие подделок в денежном обороте.

Российское законодательство предусматривает, грубо говоря, два варианта дальнейшего развития событий. Если «фальшивки» изготовлены так, что от настоящих не отличишь (как правило, промышленным способом), возбуждается уголовное дело по фальшивомонетничеству. И наказание здесь суровое. Если же популярные в народе «сотки» и «полтинники» изготовлены кустарным способом и могут быть выявлены без спецоборудования, то сотрудникам милиции предписывается квалифицировать данное преступление как мошенничество. За малозначительностью ущерба для общества в таких случаях уголовное дело не возбуждается. Тем более, что злоумышленников найти зачастую просто невозможно.

Именно поэтому опера из Ленинского РОВД вынесли по всем эпизодам постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, которые затем утвердил начальник милиции общественной безопасности Ленинского РОВД Зотов. Кстати, согласно действовавшему до недавнего времени совместному приказу № 60-а/534 областной прокуратуры и УВД Пензенской области все без исключения «отказные» постановления согласовывались с надзорным органом. То есть прокуратура была в курсе.

Однако спустя несколько месяцев прокуратура Ленинского района вдруг развернулась на 180 градусов: «отказные» постановления были ею отменены как незаконные. Последовало возбуждение уголовных дел уже по фальшивомонетничеству — ст. 186 ч. 1 УК РФ «Изготовление или сбыт поддельных денег» (сотрудники надзорного органа теперь посчитали, что фальшивки выполнены отменно). Более того, по мнению прокуратуры, милиционеры целенаправленно пытались скрыть от учета тяжкие преступления.

В итоге Алексей Зотов оказался на скамье подсудимых. Десять месяцев над Зотовым висел «дамоклов меч» обвинения. Ленинский районный суд, исследовав материалы дела, оправдал его. Прокуратура обжаловала приговор в вышестоящей инстанции. А 19 июля 2006 года в деле была поставлена жирная точка. Судебная коллегия по уголовным делам Пензенского областного суда оставила оправдательный приговор без изменений. И все встало на свои места: Зотов — невиновен!

Милицейская «зачистка»

Стоит заметить, что «коррупционная», 285-я статья УК РФ в последние два года стала весьма популярной у прокурорских работников. Только в прошлом году в Пензенской области возбуждено 23 уголовных дела в отношении сотрудников правоохранительных органов, связанных со злоупотреблением должностными полномочиями. В этом году — 19. Речь идет о том, что милиционеры укрывают от учета совершенные преступления. Подобное случалось и раньше. Но что послужило причиной столь массового «разоблачения»? Пензенские милиционеры говорят, что их жизнь стала, как в 37-м году: «Не знаем, когда постучат в двери». Подобная ситуация сложилась и в других регионах: возбуждены сотни уголовных дел на сотрудников милиции. Дело в том, что в последние годы Генеральная прокуратура усилила требования к региональным прокуратурам по части регистрации преступлений. Так что «ветер дует сверху», и милицейская «зачистка» прокатилась большой волной по России.

— Ряд недобросовестных сотрудников милиции занимаются укрывательством преступлений от учета для того, чтобы улучшить показатели своей работы, — говорит старший прокурор отдела по надзору за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью прокуратуры Пензенской области Динар Алмакаев. — Например, не регистрируют сообщения граждан о тяжких преступлениях. Либо регистрируют, но в ходе проверки фальсифицируют материалы. Допустим, человека ограбили и отняли у него мобильный телефон. А милиционеры уговаривают его написать, что телефон он потерял сам. Третий вид укрывательства: умышленное уменьшение стоимости похищенного. Эти факты обычно вскрываются при изучении материала прокурором. Если в действиях сотрудника милиции усматривается состав преступления, то в отношении его возбуждается уголовное дело. Окончательную оценку правоте наших действий дает суд.

Напрашивается вопрос: а где же прокуратура была раньше? В большинстве случаев постановления милиционеров об отказе в возбуждении уголовного дела отменяются как незаконные спустя два-три месяца, а то и год, после того как были вынесены. Плюс, как говорилось выше, ни одно из постановлений не выносится без ведома прокуратуры.

Обвиняются все

19 сентября исполнится год с того момента, как парализована работа криминального отдела Лунинского РОВД. Его сотрудники во главе с начальником криминальной милиции Ильей Прохоровым, вместо того чтобы заниматься своими прямыми обязанностями, вынуждены проводить рабочее время в судебных заседаниях, отбиваясь от прокурорских обвинений.

Суть такова. В начале прошлого года в Лунинском районе случилось несколько краж печных плит из частных домов, часть из которых использовалась владельцами как дачи. Ущерб был причинен незначительный, а найти преступников не представлялось возможным. Милиционеры вынесли постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Естественно, с согласия надзорного органа Лунинского района.

Через несколько месяцев областная прокуратура отменила постановление как незаконное и необоснованное, а вместо него возбудила шесть уголовных дел. Как оказалось, кто-то из потерпевших утверждал, что украденная у него печная плита сделана из чистого сплава титана и стоит неимоверных денег. А это уже означает укрывательство преступления путем умышленного уменьшения стоимости похищенного.

— Оперативники разрабатывали версию о том, действительно ли украденная плита была титановой, — утверждает адвокат троих из обвиняемых Анатолий Гуляев. — Но в заключении экспертов сказано, что установить это не представляется возможным. Каким образом титан, редкий и прочный металл, который используется в атомных технологиях и ракетостроении, мог попасть в Лунино? Да и сам потерпевший не может точно подтвердить, из чего именно были сделана печная плита.

Оперуполномоченный уголовного розыска Лунинского РОВД Роман Гниломедов проходит по делу в качестве обвиняемого и в качестве свидетеля. В милиции служит 15 лет. Не раз выезжал в служебные командировки в Чечню.

— И вот награда за добросовестную службу. Обидно, что тебя обвиняют в том, что ты не совершал. Наши судьбы висят на волоске. Чем все закончится, никто не знает. Недавно ко мне в гости приезжал знакомый — заместитель начальника уголовного розыска одного из РОВД города Саратова. Рассказывал, что у них похожая ситуация. Милиционеров «прессовали» до тех пор, пока однажды сразу пятнадцать человек не подали рапорты об увольнении.

Страсти

по участковому

Особняком в милицейской «зачистке» стоит уголовное дело в отношении участкового Лунинского РОВД Алексея Красильникова.

Милиционер, защищая свою жизнь и жизнь своих близких, из охотничьего ружья убил налетчика. После того как тот вместе с подельниками отобрал у милиционера табельное оружие, избил его, затолкал в автомобиль и несколько часов возил по району, вымогая деньги. А затем ворвался в дом к Алексею Красильникову, угрожая пистолетом самому участковому, его жене и маленькой дочери.

Оборонявшегося милиционера прокуратура обвинила в убийстве. До суда он девять месяцев провел в следственном изоляторе. Железнодорожный районный суд поддержал сторону обвинения и приговорил Красильникова к пяти годам заключения в колонии строгого режима.

Приговор возмутил общественность. За Алексея Красильникова горой встали даже центральные СМИ. После чего коллегия по уголовным делам Пензенского областного суда отменила приговор и направила дело на новое рассмотрение. На прошлой неделе в Первомайском районном суде должно было состояться последнее заседание процесса, которое перенесли на 19 сентября. Прокуратура отказалась от обвинения в убийстве и сейчас квалифицирует действия участкового по ст. 109 ч. 1 УК РФ «Причинение смерти по неосторожности». Адвокаты подсудимого требуют полного его оправдания.

— При любом исходе прокуратуре придется пересматривать дело. Мои действия уже признаны правомерными, — говорит Алексей Красильников. — То, что случилось, было спровоцировано действиями налетчиков. Если бы эти люди не избили меня, не отняли у меня табельный пистолет и не вымогали у меня деньги, я не был бы вынужден стрелять.

Останемся без милиции?

Очередная кампания может привести к тому, что скоро защищать нас будет некому. Милицейские ряды катастрофически редеют. Рапорты об увольнении пишут кадровые офицеры, гордость и опора УВД Пензенской области. Алексей Зотов, отстояв свои права в суде, ушел из правоохранительных органов. Настолько глубока была обида на несправедливое обвинение. За последние два года около тридцати милиционеров были уволены из органов по приговору суда (один из видов наказания по 285-й статье — «лишение права занимать должность сотрудника милиции в течение нескольких лет»).

Скромные зарплаты, отмена льгот и растущее негативное отношение к «ментам» со стороны населения не способствуют притоку перспективных кадров. Аналитики прогнозируют, что противостояние надзорных и правоохранительных органов может вызвать всплеск преступности… Ситуация, когда силовики жестко выясняют отношения между собой, криминальным элементам только на руку.

 

 

Автор: Наталья СИЗОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное