Пиратство XXI века

Не случайно на этикетке пива,  которое производил Чекалин,  был изображен мужик с топором…

В Нижнеломовском районном суде завершился процесс над бизнесменом и депутатом собрания представителей Нижнего Ломова Николаем Чекалиным, обвинявшемся в умышленном банкрот­стве одного из крупных предприятий местной пищевой промышленности.

Обвинительный приговор стал логическим завершением истории, начавшейся несколько лет назад.

Не людям, а себе

В 2000 году Николай Федорович непродолжительное время являлся главой Нижнеломовской районной администрации. Сей период в жизни района никакими особыми достижениями не отмечен, а в судьбе Николая Чекалина  весьма знаменателен: через своих родственников он начал скупку акций муниципального горпищекомбината. В свое время контрольный пакет акций принадлежал городу, но потом был выставлен мэрией на аукцион. Большая часть акций досталась Чекалину, ставшему после своей отставки гендиректором предприятия.

Так в Нижнем Ломове на улице Заводской появилось ОАО «Скифы», а вместе с ним несколько дочерних компаний – ОАО «Пивоваренная компания «Скифы» и ОАО «Компания по производству кондитерских изделий «Скифы».

Предприятие действительно было лакомым кусочком: кондитерский цех, пивзавод, овощехранилище,  консерв­ный цех, столярные мастерские, собственная артезианская скважина. Первоначально «Скифы» еще что-то производили — кондитерские изделия, безалкогольные напитки, пиво, на этикетках которого был изображен бородатый мужик с топором. Но длилось это недолго.

Недовольных — за ворота

В первый раз Чекалин оказался в центре скандала, когда незаконно пытался уволить с предприятия несколько десятков человек. Работники, в основном женщины, оказались неугодны бизнесмену только потому, что по­смели просить его об улучшении условий труда и прибавке зарплаты. Впослед­ствии Николай Федорович еще не раз будет прибегать к такому методу избавления от недовольных.

В 2001 году в отношении руководителя «Скифов» и главного бухгалтера налоговая полиция возбудила уголовное дело по факту неуплаты налогов в особо крупных размерах (именно поэтому и понадобился трюк с созданием дочерних предприятий и переводом туда основных активов).

Дело, к сожалению, до конца так и не довели, поскольку вскоре налоговая полиция прекратила свое существование. Расследование практически с нуля пришлось начинать сотрудникам нового ведомства – управления по налоговым преступлениям УВД по Пензенской области. К прежним обвинениям добавилась статья «Преднамеренное банкротство» («Умышленное создание или увеличение неплатеже­способности, совершенное руководителем или собственником коммерческой организации, причинившее крупный ущерб»).

Схема проста. Сначала скупаются акции. Затем запускается процедура банкротст­ва. Цель – остановить производство и прекратить выпуск продукции, а потом за бесценок скупить все производственные здания и сооружения, оборудование, автотранспорт. И, если получится, продать подороже.

Легко отделался

Горпищекомбинат был предложен к продаже в 2005 году. Контактным лицом, разумеется, значился господин Чекалин. За предприятие  он просил совсем немного – 720 тысяч долларов. По курсу двухлетней давности – чуть более 20 миллионов рублей. Но покупателей не нашлось.

Дело по преднамеренному банкротству дошло до финала. Максимальное наказание – до шести лет лишения свободы. Депутату-бизнесмену Николаю Чекалину дали пять. Но условно.

Поистине наш суд подтверждает репутацию самого гуманного в мире. Легкий испуг – вот и все наказание. Так что Николай Федорович остается на свободе. Можно не сомневаться, он не пропадет.

А как быть работникам обанкротившегося предприятия, очутившимся на улице? И кто возместит госбюджету недоплаченные миллионы рублей?  На эти вопросы судебный процесс ответов, увы, не дал. Пока, по крайней мере.

Автор: Павел РОМАНОВ

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное