От национального проекта — к национальной идее

В субботу в министерстве образования и науки Пензенской области прошел «круглый стол», посвященный реализации национальных проектов в нашей губернии. Участники «круглого стола» сошлись во мнении, что от  того, насколько образование будет действительно качественным, зависит, по большому счету, будущее страны. Плохо образованный, инфантильный, больной молодой человек — это в конечном итоге малоперспективный работник и никудышный родитель.

 

Министр образования и науки Пензенской области Юрий Скачков подчеркнул, что образовательный уровень личности — это фактор, который, в конечном счете, определяет ее судьбу. Более того, качество и доступность образования прямо влияют на наши национальные перспективы, формируют уровень человеческого капитала в стране. Поэтому закономерно, что достижение успеха в образовании объявлено одним из приоритетов государства.

В губернии ведется целенаправленная работа по поддержке общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы.

Регулярно проводятся конкурсы «Лучшая школа», «Лучшая воспитательная система общеобразовательных учреждений», позволяющие выделить передовой педагогический опыт, так называемые «точки роста» нового качественного образования. С учетом результатов конкурса инновационным школам выделяются средства на обновление и укрепление материальной базы.

Буквально на днях в области завершился конкурс «Школа –лидер в предпринимательской деятельности». Победители получили из регионального бюджета от 50 до 200 тысяч рублей. Всего на эти цели было выделено 2 миллиона рублей.

Эти деньги позволят школам-победителям приобрести сельскохозяйственную технику, швейные машинки, оборудование для выпечки хлеба и другое.

Завершился первый областной конкурс «Лучшая школа губернии». Победители и лауреаты получили от министерства образования и науки Пензенской области оргтехнику. А 1-я и 13-я гимназии от городской администрации — 100 тысяч и 500 тысяч рублей на приобретение компьютеров.

Проконтролировать успеваемость через Интернет

Первый вопрос директору классической гимназии № 1 Ольге Викторовне Ивлиевой, победителю областного конкурса «Лучшая школа губернии» в номинации «Школа школ».

— Ольга Викторовна, а вы будете участвовать в конкурсе учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, и бороться за президентский грант, который составляет ни много ни мало 1 миллион рублей?

— Безусловно! Ведь наша школа — федеральная экспериментальная площадка по реализации системы развивающего обучения и городская лаборатория по развивающему обучению Эльконина— Давыдова.

— Что вам дает участие в национальном проекте?

— Фактически на уровне страны создан фонд стимулирования качества и результативности педагогической работы.

На мой взгляд, участие в конкурсе школ, использующих инновационные образовательные проекты, дает очень многое: и не столько денежный грант, сколько переосмысление своей деятельности и дальнейший рост.

— Говорят, что родители теперь могут проследить за успехами (или неуспехами) ваших учеников при помощи Интернета. Вы ведь вовсю используете новейшие информационные технологии?

— Да, в нашей школе на 468 учеников приходится 52 компьютера. Они объединены в локальную сеть. Есть медиацентр и мультимедийный кабинет.

При помощи программы «NET школа» осуществляется взаимодействие «школа — родители — ученик». Теперь у родителей появилась возможность проконтролировать, что задано, уровень выполнения домашнего задания, оценки. При желании можно выйти на форум. У каждого родителя свой пароль и соответственно выход только на собственного ребенка. За два месяца школьный сайт посетило более 15 тысяч человек.

— На участие в конкурсе школу предложила выдвинуть общественная организация «Партнеры». Какое она имеет отношение к вашей школе?

— Этот вопрос скорее не ко мне, а к председателю попечительского совета школы, кандидату химических наук, преподавателю Пензенского государственного университета Ларисе Вячеславовне Самаровой.

Деньги собирает общественная организация

— Лариса Вячеславовна, ваши дети учатся в 1-й классической гимназии?

— Нет, мой сын окончил ее три года назад. Общественная организация — попечительский совет «Партнеры» — была создана еще в 1992 году, а в 2001-м оформлена как самостоятельное юридическое лицо ОО «Партнеры». У нас есть в банке свой расчетный счет.

Мы освободили директора школы от не свойственной школе функции сбора родительских денег, заключив с ней договор. Денежные средства поступают строго на наш расчетный счет и расходуются по плану, утвержденному советом гимназии.

В начале каждого учебного года проходит конференция родительской общественности.

Традиционно первый вопрос — отчет за предыдущий год. Второй — утверждение плана на следующий. Его обосновывает и защищает директор школы. Мы определяем приоритеты: что нужно школе в первую очередь.

— И какие же это приоритеты?

— Укрепление материальной базы, содержание исторического здания, в котором расположена гимназия, направление учителей в командировки, материальное сопровождение мероприятий и праздников, премии учителям и детям.

Ведь начинания президента должны быть поддержаны на местах, в том числе и родительской общественностью. Национальные проекты должны стать национальной идеей!

Вместо слов — дело

На заседании «круглого стола» присутствовал классный руководитель 9 «А» класса кадетской школы ГОЧС №70 Елена Николаевна Ткачук. Кому как ни ей рассказать о работе классных руководителей, на поддержку которых направлен национальный проект «Образование»?

— Елена Николаевна, а что для вас национальный проект? Только ли дополнительные 1000 рублей за классное руководство?

— Стране нужны здоровые, инициативные, знающие закон люди. Поэтому забота классного руководителя — формирование у ребенка потребности в здоровом образе жизни, защита прав и интересов учащихся и формирование их социальной и правовой зрелости.

Наш школьный коллектив, как мне кажется, в какой-то мере опережает время. Со дня рождения кадетской школы мы, классные руководители, решили, что вместо лекций и бесед будет дело. Дело для каждого из кадетов. Дети в нашей школе самые обычные. Они разные: из многодетных и неполных семей, воспитанные и не очень. Моя задача, как классного руководителя, каждому найти дело по душе. Пассивный образ жизни — не для нас.

Клубы, объединения, кружки, секции — всего их в школе 24, дают возможность каждому ребенку найти свою нишу, возможность наиболее полно и творчески раскрыться. Эта каждодневная и кропотливая работа привела к тому, что на протяжении всей истории школы у нас не было и нет «трудных» детей, стоящих на учете в милиции.

— Елена Николаевна, а в вашей школе есть то, чего нет в других. Изюминка, которой можно было бы гордиться?

— Да, мы приветствуем нестандартные формы работы.

Это детские научно-поисковые экспедиции по стране и Пензенской области, морской лагерь на Сурском водохранилище, марш-броски и походы различной категории сложности, ежегодные сборы на базе воинской части, туристические слеты с учителями и родителями, сборы на скалодроме «Барсук» под Самарой, на базе МЧС в Туапсе, ночевки в экстремальных ситуациях, прыжки с парашютом, акции «Доброе сердце» и «Милосердие».

И, наконец, присяга, на которой у всех присутствующих в глазах слезы радости и гордости за наших кадетов.

Школа  будущего —

12  ресурсных  центров

В разговоре за «круглым столом» приняла участие заслуженный учитель РФ Валентина Ивановна Кобозева. Она преподает биологию в средней школе №24. И среди ее учеников столько победителей всероссийских и международных олимпиад по экологии, что из них можно было бы сборную области сформировать!

— Валентина Ивановна, похоже, на вашем учительском веку была не одна реформа школы. Что вы ждете от нового национального проекта?

— Очень многого. Сегодня государство признало образование приоритетным направлением своей политики и с самой высокой трибуны объявило, что «все мы родом из детства» и «дети — наше будущее».

Наши умные талантливые дети всегда достойно представляли свою страну Россию и свою малую родину — Пензу на олимпиадах различных уровней. Но не могу забыть, с какой белой завистью они рассказывали о своих сверстниках из других стран, которые пользовались ноутбуками с выходом в Интернет, цифровыми фотоаппаратами и видеокамерами. С какой обидой говорили, что в их арсенале были лишь карандаши и блокноты.

Сегодня, когда в нашей школе появился профильный кабинет биологии, все эти атрибуты 21-го века стали доступны не только отдельным учащимся, а каждому школьнику.

Учитель не может эффективно и качественно обучать детей без современной учебно-материальной базы. Благодаря поддержке городской администрации из муниципального бюджета были выделены деньги на оборудование 12 ресурсных центров. Это четыре кабинета биологии, четыре кабинета химии, четыре кабинета физики — по одному на каждый район. Заниматься в них смогут не только ученики тех школ, где эти кабинеты располагаются, но и все школьники района.

Конечно, такие кабинеты городу обошлись недешево. Но они — условие для успешной реализации национального проекта «Образование». Теперь, обладая такими современными технологиями, можно участвовать в конкурсе и побороться за президентский грант.

 

Автор: Марина СЕРГЕЕВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное