Олег Колесников: «Пряник России противопоказан»

Олег Колесников. Пензенская областьДля процветания страны нужны «кнут», профессионалы и совесть

В разговоре он легко и непринужденно жонглирует фамилиями великих философов и цифрами…  Веселые искрящиеся глаза, лукавая улыбка, ямочки на щеках и отличный цвет лица… На вид ему лет 60, по паспорту – 72!

В узком кругу профессионалов-экономистов, а также в среде чиновников его хорошо знают.

– Колесников? Это тот, кто придумал формулу для подсчета рейтинга предприятий?

Да, да, именно он. Правда,  «оценки» Олег Викторович выставляет не только заводам и  пароходам, но и регионам, и даже целым странам.  Причем рейтинг «по Колесникову» высчитывается по достаточно простой формуле.

Подсознание сработало

– Олег Викторович, как вы додумались до этой формулы? Яблоко на голову упало?

– Ну нет, – мой собеседник заразительно рассмеялся. – Более прозаично. Всю жизнь я работал с цифрами – главбухом «Рубина», начальником планового отдела «Пензмаша», начальником финансового отдела дизельного. Нашу промышленность, поверьте, знаю очень хорошо. Начинал-то слесарем! Так вот, в какой-то момент количество переросло в новое  качество. А может быть, подсознание сработало… Я знаю точно: любое предприятие работает стабильно, если в течение двух-трех лет идет рост объемов производства, рост прибыли и отношение прибыли к объему выпускаемой продукции идет вверх. Это аксиома. Доказательства не требует! Три показателя – и картина ясна. Моя формула, сразу оговорюсь, оперирует только статданными. Если статистика врет, то и я вру. Но могу с уверенностью сказать, что статистика картину реальности радикально исказить не может. Так, немножко приукрасить… Но это сути не меняет.

– А как отнеслись к вашей идее коллеги, чиновники?

– Коллеги поддержали. У нас сформировалась даже своеобразная команда. В нее входят академик, заслуженный деятель науки, профессор Вячеслав Васильевич Арбузов, кандидат экономических наук, доцент Александр Валерьевич Осташков…

Кстати, еще в 2005 году Министерство регионального развития России дало положительную оценку нашей методике. Более того, было принято решение использовать наши материалы при разработке индикаторов социально-экономического развития регионов.

Но это сейчас, а раньше… Обычно на новую идею всегда есть реакция. Положительная, отрицательная, идут споры… А тут – тишина. С одной стороны, спорить не о чем – все прозрачно, легко проверяемо. С другой, формула моя никому не нужна. Сразу все вылезает наружу.

– Что вылезает? Непрофессионализм?

– И не только. Непрофессионализм, безнравственность, теневая деятельность…

– Формула повлияла на ваше мировоззрение?

– Вы знаете, да! Если раньше считал, чем прибыль больше, тем лучше, то теперь уверен в разрушительности сверхприбылей. Думаю, пришло время на государственном уровне юридически закрепить понятие нормальной рентабельности. По моей формуле выходит, что прибыль больше 50 процентов губительна для государства. Особенно для нашего. Если у тебя 50, 100, а то и 300 процентов, это значит ты не вкладываешь средства в развитие предприятия, не тратишься на инновации. Не хочешь развиваться – государство должно тебя заставить снижать цены на продукцию… Еще раз повторю: если появляется бешеная прибыль, значит, экономика из реальности ушла в виртуал и к действительности не имеет никакого отношения.

– Как я понимаю, речь идет о крупных российских компаниях. Обычные предприятия вряд ли могут похвастаться такими прибылями.

– Прежде всего речь идет о крупных монополистах, безусловно. А уж искусственные они или естественные – это роли не играет. Но я вам вопрос хочу задать.

– Пожалуйста.

– Цель любого предприятия?

– Получение максимальной прибыли.

– Это было раньше! Сегодня у предприятий другая цель.

– Какая?

– Доля на рынке. Прибыль на единицу продукции может быть и небольшой, но за счет масштаба производства, роста доли на рынке, в денежном эквиваленте окажется вполне приличной.

Процесс обратим

– Вы на протяжении 14 лет занимаетесь анализом нашей экономики. Насколько я знаю, высчитываете рейтинги пяти пензенских предприятий по просьбам их руководителей.

– Раньше, когда статданные о конкретных предприятиях не являлись закрытыми, то всем высчитывал. Но с 2000 года – да, только по личному желанию руководителей.

– Ну и к каким выводам вы пришли?

– Корень всех бед – это непрофессионализм, безнравственность и природные богатства. Вследствие чего и работать разучились. Да не очень-то и надо. Чего мне, например, напрягаться и увеличивать плодородие конкретного участка земли, если я могу на другом куске начать сеять…

– Процесс необратим?

– В 37-м году Сталин действовал кнутом. Не хочется, конечно, к этому возвращаться… Но пряник в России не работает. К сожалению, приходится констатировать – без кнута в России ничего не получится.

– Не самые лучшие перспективы. Извините, а ваши дети в России живут? Может, вы эмигрировать собираетесь?

– Мой сын живет в России, в Пензе. И я хочу, чтоб мои внуки здесь жили. Никому мы за границей не нужны, да и лично я не хотел бы там жить. Ну не смогу я стучать в полицию на соседа за то, что тот окурок мимо урны бросил, хотя знаю, что мусорить нехорошо. Я хочу, чтоб в моей стране было комфортно жить.

– С кнутом этого будет трудно достичь…

– Не надо понимать меня буквально. Я не к расстрелам призываю, а к жесткой, контролируемой в интересах общества и личности  системе. На данном этапе это необходимо. Мы еще дна кризиса не увидели. В 2010 году упадем ниже плинтуса. Потом потихоньку 3 – 5 лет будем выбираться. Эти годы нам потребуются для полного обновления основных средств. В Европе уже три-четыре поколения сменилось. А у нас есть предприятия, где еще ни разу модернизация не проводилась. И вот представьте себе, оборудования собственники напокупают, а обслуживать, работать на нем некому будет! Специалистов не останется…

– То есть государство уже сейчас должно озаботиться подготовкой кадров.

– Конечно. Подготовка  высококвалифицированных специалистов должна лечь в основном на плечи государства.

Коррупция коррупции рознь

– Вы считаете, что для нормального развития  страны необходимо  «встраивать эгоистически-частно-коррупционные интересы в зависимость от общественных». Что это значит?

– Бороться с коррупцией можно и нужно. Чтоб общество понимало, что такое норма. Но эта борьба не приведет к уничтожению коррупционеров. Эго  человеческое бессмертно.  Правда, надо учитывать, что как бы ни иронизировали, есть два вида коррупции. За одну надо просто рубить голову, а на другую можно и сквозь пальцы посмотреть.

– Что вы имеете в виду?

–  Если кто-то украл, незаконно получил 100 рублей, а отдал обществу на тысячу, я такого человека буду уважать. Несмотря ни на что.

– Вы предполагаете, что коррупционер, получив взятку, тут же отдаст ее в Фонд мира, да еще и прибавит к ней часть своей зарплаты?

– Нет, конечно, – Олег Викторович лукаво рассмеялся. – Вы не видели фильм про Петра I? Перед наступлением царь осматривает войска и с гордостью произносит: «Россия – могучая страна. Можем все! Вот и сукно сами делаем!». Дернул форму на солдатике, а она по ниточкам расползлась. Петр в гневе: «Кто поставлял?» – «Меньшиков!». Царь в крик: «Ко мне подлеца!». А Меньшиков, парень сообразительный, на бегу саблю вынимает – и в атаку. Войска за ним. Благодаря Меньшикову Россия то сражение выиграла.

– Под угрозой смертной казни коррупционер, конечно, последнее отдаст.

– И тем не менее надо учиться использовать этот коррупционный потенциал в общественных интересах. Ведь разумный человек не может не понимать, что личный успех, личный комфорт во многом зависит от успехов страны, общества.

– Согласна. Представляю, как тяжело жить богатому в квартале для бедных и есть черную икру под трехэтажный мат и звуки разбивающего стекла. Наверное, поэтому многие состоятельные господа предпочитают уезжать за бугор. А вы считаете, что доморощенный олигарх должен открывать школы благородных манер и вставлять стекла?

– Да! А не хотим сами ничего менять, улучшать, повышать. Мне очень нравится фраза Джона Кеннеди: «Не спрашивай, что тебе дала страна, спроси себя, что ты ей дал». Вот когда мы все, живущие в этой стране, начнем задавать себе такой вопрос, когда у  нас появятся ответы на этот вопрос, тогда и  начнем выходить из кризиса.
P.S. Точка зрения Олега Колесникова по многим вопросам спорна. Но она у него есть! Он спорит, выстраивает свою систему доказательств. Самое же потрясающее, что, несмотря на свой возраст, Колесникову все интересно,  его волнует то, что происходит в стране, губернии, мире.  Ему до всего есть дело! Редкий представитель гражданского общества. Жалко, что очень редкий…


Рейтинг Колесникова:

P = (V1/Vo+C1/Co+C1/V1 x 100) x K

Р – числовое значение рейтинга;

V – для предприятия – это объем производства, для региона – ВРП, для страны – ВВП;

С – балансовая прибыль, финансовый результат;

К – коэффициент от 0,8 до 1,2 в соответствии соотношения кредиторской задолженности к дебиторской.

Ваш рейтинг 25 – 35?
Очень хорошо – есть  возможности для развития.

Ваш рейтинг 15 – 25?
Неплохо – уровень простого воспроизводства.

Ваш рейтинг ниже 10?
В управлении либо непрофессионалы, либо «теневая» деятельность.

Более подробно об экономическом рейтинге «по Колесникову»  – на информационном портале «Пенза-Онлайн», электронный адрес:
http://www.penza-online.ru/nw.4.htm


рецепт молодости

– Во  сколько у вас подъем?

– Ровно в 7 утра. Зарядка, холодный душ, легкий завтрак.

– Что значит легкий?

– Половина столовой ложки меда, полстакана теплой воды. Овощной салат  (сырая морковь, сырая свекла, чеснок, долька лимона. Остальные ингредиенты по сезону и наличию). Заправка – только растительное масло. Объем – не более 5 столовых ложек. Одно яйцо и чашечка черного кофе.

– С сахаром?

– Да! Далее три часа работы за письменным столом. Читаю, пишу. В это время меня никто из домашних не трогает.

– Что читаем?

– Сегодня, например, Канта, Трубецкого…

– А что на обед?

– Что жена приготовит. После трапезы – пешком по Олимпийской аллее. Не меньше двух часов

– Потом опять Кант?

– Ну нет! Надо же и супруге помочь, и домашних дел много.

– А на ужин что?

– Все что угодно, только поменьше.

– А телевизор смотрите?

– В основном только «Время». А вообще мой девиз: «Больше думать – меньше есть!».

Автор: Алина АЛЕКСЕЕВА, фото Владимира Гришина / "Пензенская правда" 18 августа 2009, N 63

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное