Незаметная выставка

Пензенская обл.К сожалению, практически незамеченной осталась областная выставка-ярмарка достижений учреждений образования в сфере предпринимательства, прошедшая 29–30 июня (2009) в Пен­зенском институте развития образования. Явно подкачала реклама.

Кстати, о рекламе

По поводу нее хотелось бы позволить себе небольшую, но язвительную реплику. Дело в том, что реклама учреждений образования – занятие довольно сложное, неблагодарное и даже небезопасное.

Причина в названиях школ и центров творчества. Не знаю, кто их придумывает, но упоминание в статье подряд нескольких учебных заведений может запросто отбить охоту к чтению этой статьи.

МОУ ДОД ДДиЮТ, АНО НОУ УМЦ, МОУ СОШ №2 – как, по-вашему, интересно читается? И это если без расшифровки. А если с расшифровкой? Да любой редактор убьет журналиста на месте…

Этой ярмарки краски!

Надо отдать должное организаторам: на очень небольшой площади они сумели разместить экспозиции более чем 40 школьных предприятий разной формы собственности: четырех ООО, двух кооперативов, одного КФК, остальные оформлены как ПБОЮЛ.

Особенно впечатляла «продовольственная программа»: огурчики-помидорчики, молодая  картошка, зелень, копчености, свежая, только что выловленная рыба, молочная продукция, мед трех сортов, печенье, пирожные. Не было разве что мороженого.

Угощали и продавали девушки в национальных костюмах. Но особенно всем понравилась «агитбригада» из Тамалы: совсем еще юные Даша Акулова, Алина Павлова, Дима Ликучев, Миша Тимко задорно пели и плясали, рекламируя свой товар. Причем, чтобы попасть на выставку, вставать им пришлось в 4 утра и проехать две сотни километров. Зато в награду их щедро угостили пирожными плюс они получили моральное удовлетворение.

– Огурцы мы продали все! – гордо заявили корреспонденту «ПП» ребята.

«Ширпотреб» был победнее. Швейные изделия – полотенца, простыни, халаты, детские распашонки. Мебель – обычная, неброская, но зато очень дешевая.

Сувенирной продукции было много, оригинальной и отменного качества. Но сувениры практически не покупались –  цены казались завышенными. Хотя это совсем не так – ручная работа и должна стоить дорого. Просто у нас еще не сформирована «мода» на подобные изделия.

Потенциал


Светлана СергееваНа фото: Вышитые золотом иконы Светланы Сергеевой.


Кроме уже зарегистрированных и действующих предприятий были представле­ны и работы нескольких предпринимателей потенциальных. Среди них особо выделялись бумажные открытки Натальи Заикиной (СЮТ-1), выполненные по технологии «квиллинг»*,  и вышитые золотом иконы Светланы Сергеевой (ЦРДТиЮ). Ничего подобного ни у кого больше не было, и это без всякой иронии вполне можно было назвать «высокими технологиями».

«Высоких технологий», к сожалению, не было. Не было машинной вышивки, а это тоже достаточно перспективное направление в школьном бизнесе. Тем более что машинки для вышивания в школах имеются.
* Квиллинг – композиции из бумажных полос, наклеенных ребром.

Услуги

Такое направление, как услуги, также представлено практически не было – лишь на одном стенде удалость обнаружить предложение по монтажу водопроводов. Хотя услуги на селе могут быть востребованы даже куда в большей степени, чем производство. Починить кран, заменить замок, установить розетку – все это умеет делать любой преподаватель технологии. Причем попутно он может обучать этому и своих воспитанников.

Результат

Главная польза от выставки заключается в том, что она высветила многие слабые места школьного бизнеса.

Первое – не создана информационная среда, которая могла бы использоваться для той же рекламы. И это при том, что уже все школы подключены к Интернету, а более 6 тысяч педагогов прошли обучение в центре интернет-образования. Большинству из них вполне по силам делать простенькие сайты. Но сайтов нет. А школьные интернет-порталы использовать для коммерческих целей нельзя: юридически бизнес должен быть отделен от учебы.

Точно так же, без соответствующего оформления, нельзя использовать школьное оборудования. На выставке были представлены школы, которые на выигранные гранты закупили швейное оборудование, но правовые механизмы его использования не прописаны.

Не прописан и механизм допуска учащихся к работе. Особенно в уже упомянутой сфере услуг. Допустим, починить розетку может и 14-летний парнишка. А имеет ли он право это делать? И кто будет отвечать в случае нештатной ситуации?

Кстати, с 1 сентября в учебном центре интернет-образования начнется обучение очередной группы педагогов по трем учебным программам. Но обучение предпринимательству в этих программах, увы, не предусмотрено...

Госзаказ

Многие участники выставки совершенно обоснованно говорили о том, что необходим госзаказ. Но участие в тендерах на госзаказ зачастую невозможно без сертификации продукции. Сертифицировать хлопотно, да и объемы не те. Поэтому поневоле напрашивается мысль об объединении всех педагогов-предпринимателей в некий единый кооператив, который освободил бы их от многих хлопот. И который мог бы представлять их интересы при участии в тендерах.

Суперкооператив

Законом «О производственных кооперативах» предусмотрено участие в них граждан с 16 лет. То есть и учителя, и ученики старших классов могут быть участниками, причем равноправными участниками, такого «суперкооператива», который объединил бы все уже действующие школьные предприятия. Который имел бы свою службу логистики, снабжения, сбыта, единый и очень продвинутый сайт. Создание в ближайшее время такого кооператива в общем-то веление времени.

Трудовое детство

На выставке мне очень по­нравились несколько молодых «мебельщиков» лет 14–15. Они тоже приехали издалека и тоже встали рано утром. Я понаблюдал за ними, как они сначала таскали свои изделия на второй этаж, а потом с замиранием сердца следили за потенциальными покупателями – купят-не купят.

У них ничего не купили. Но заказ на четыре компьютерных стола они получили.


Детство не должно быть трудным. Но трудовым – это ж другое дело!

Автор: Павел Арзамасцев, фото автора / "Пензенская правда" 7 июля 2009, N 51

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER