Любовь и Бесконечное терпение

Когда задержка выплаты «опекунских» пособий перевалила за два месяца, опекуны поехали в Кузнецкую районную администрацию узнавать что к чему. — А вас никто не заставлял брать детей, поэтому не ходите и не просите. Взяли ребенка из-за денег — терпите… — услышали они от районных чиновников в свой адрес.

Дом семьи Коробковых находится в середине села Кряжим, в 25 километрах от Кузнецка. Своих троих детей Любовь Коробкова поднимала одна. Но ничего, справилась, хоть и не было у нее постоянной работы с тех пор, как сократили из любимого детского садика, где она работала нянечкой. Конечно, при желании работу она  найти могла. Например, ей предлагали место официанткой в кафе на трассе, но она отказалась. Смена длится круглые сутки, и оставить детей одних на столь долгое время она не решилась. Подспорьем в жизни были пособия по потере кормильца, временные заработки да приусадебный участок...

У Коробковых на подворье всегда жило бессчетное количество кроликов. К тому же в Кряжиме Любу Коробкову знают как хорошую сиделку для детей. Бывало приводили к ней сразу по трое-четверо ребятишек. Приводят к ней детей и сегодня — за свою работу она берет всего 20 рублей в день…

Ранней весной 2001 года дочь Любови Борисовны увидела по телевизору объявление, что можно взять на воспитание детей из детдома. И Коробкова решилась — с одной стороны, не оставаться в доме одной, дети подрастали и разъезжались, с другой — за воспитание обещали платить. Стала собирать документы. Ей хотелось взять девочку возрастом до годика, и Любовь Борисовна ждала, пока ей не предложили четырехлетнюю Наилю. Ее забрали из соседнего села от матери-алкоголички. После «воспитания» в семье девочке пришлось долгое время провести в больнице…

— В больничной палате мы с ней и познакомились. Это была любовь с первого взгляда, так что из больницы я ее сразу домой повела. Идем, а она мне говорит: «Теть Люба, можно я тебя МАМОЙ буду звать?..» «Можно, — говорю, — можно...»

Наиля-Неля

Дом у Коробковых небольшой, всего 45 квадратных метров. Но места хватает всем. Неля, как теперь зовут девочку в семье Коробковых, сразу стала любимицей родных детей Любови Борисовны. 

Но в нормальную жизнь девочке пришлось входить долго. Она привыкала к хлебу. Училась есть пельмени и котлеты. Она никогда не пробовала их раньше, как и молоко, вкус которого девочка просто не знала… В новом доме выяснилось, что картошку Неля чистит быстрее Любови Борисовны. Да еще с виртуозностью искусного повара! Это было одной из ее обязанностей у родной матери.

Немного пообвыкнув, девочка начала рассказывать про свою жизнь в родном доме. Как мать, уходя на целый день, а то и на несколько суток, привязывала ее веревкой к кровати, чтобы ребенок не сбежал. Как заставляла петь песни в электричках, да такие, что пожалостливее, чтобы больше денег подавали. А еще про вкусности… Когда мама с мужиками вино пила, ей перепадали шкурки от сала.

О «зарплате», которую обещали «воспитателям» в объявлении по телевизору, разговор закончился словами чиновника: мол, опекунам она не положена, нужно переоформлять документы. Действительно, при оформлении девочки Любовь Коробкову де-юре сделали опекуном Нели. Почему — непонятно. Ведь они не являлись даже дальними родственниками. Но ходить по кабинетам и заниматься переоформлением Коробкова не стала. И даже от своей идеи взять еще одну маленькую девочку отказалась отчасти из-за ответа чиновников: «Всех детей разобрали...»

— Я очень удивилась, но спорить не стала, — рассказывает Любовь Коробкова. — Им виднее, а потом времени не было, дом в ясли превратился — за грудным малышом смотрела. Дети разъехались, а мне самой много ли надо? На Нелю и опекунского пособия хватает… Так и зажили...

Проблема

Жаловаться на свою судьбу Коробкова не привыкла. Да и не стала бы она  всего рассказывать и помощи просить, если бы не две причины: задержка выплаты пособий и людское бездушие...

Проблемы с выплатой денежных пособий на опекаемых детей в Кузнецком районе начались в начале 2005 года. Все опекуны Кряжима обычно получали пособие в школе. Придя в очередной раз, они услышали: «Денег нет, ждите...» Народ в этом селе терпеливый, ждали. Поехали в райцентр тогда, когда деньги не платили уже два месяца.

Заместителя главы Кузнецкого района А.А. Ханину остановили в коридоре здания районной администрации и обратились к ней за помощью. Рассказывали они о своей проблеме громко, так что разговор услышали  ожидавшие начала совещания чиновники. Один из которых не преминул вставить словечко: «А вас никто не заставлял брать детей, поэтому не ходите и не просите. Взяли ребенка из-за денег — терпите...»

— Ханина тогда перед нами извинилась за него, — вспоминает Любовь Борисовна. — Позвала начальника отдела образования, он сказал, что деньги теперь выдаются в бухгалтерии отдела образования в Кузнецке, что задержка с выплатой есть. Весна уже была, а пособие мы тогда получили за февраль… Помню, 31 августа получила деньги за июнь.

За пособием Коробковой приходится ездить в район. А это минимум 50 рублей на дорогу — деньги для нее немалые. На просьбу переводить пособие на сберкнижку главбух из отдела образования ответила: мол, пока все вместе не решите получать в Сбербанке (в Кузнецком районе более 80 детей, находящихся под опекой), будете ездить сюда. На всякий случай Любовь Борисовна сразу написала заявление…

«Доброхоты»

К встрече 2006 года в Кряжимской школе начали готовиться заранее: стали собирать деньги на подарки,  готовить праздничные костюмы. А тем временем задержка по «опекунским» составляла уже более двух месяцев. Любови Борисовне было трудно объяснить девятилетней девочке, что какой-то дядя или какая-то тетя не выдают денежки. Ребенку это объяснили другие люди. Однажды, вернувшись из школы, Неля спросила, почему ее «мама» получает бо-о-ольшие деньги, а на новогодний подарок их у нее не находится...

Мы не знаем, заплакала ли Любовь Борисовна от таких слов сразу или заплакала вечером, когда девочка заснула. Но мы уверены, что, услышав такое, удержаться и НЕ заплакать ей было очень сложно. Такого отношения она не заслужила…

Искать виновных среди односельчан Коробкова не стала. Она справедливо полагает, что людей с черствым сердцем не переубедить, и, чтобы решить свою проблему, обратилась за помощью к губернатору.

К Василию Бочкареву она уже обращалась однажды. Весной 1999 года ее старшая дочь заканчивала школу, предстояли немалые расходы. Нет, Любовь Борисовна не просила у губернатора финансовой помощи. Она просила, чтобы ей выплатили долг по детским пособиям, накопившийся за несколько месяцев. Решить этот вопрос районные власти не смогли. А после письма губернатору выплатили все — около 700 рублей. Этой суммы в то время как раз хватило на недорогое, но красивое выпускное платье.

И в этот раз письмо к губернатору не осталось без внимания. 19 декабря Коробковой выдали «октябрьские» деньги, а 26 декабря — «ноябрьские». Чиновники расплатились с долгами, внесла в школу «праздничные» деньги и Любовь Борисовна. Но на главный вопрос, который она задавала в письме, «куда уходят установленные законом пособия», ответа так и не получила. Так где же были средства, выплата которых осуществляется за  счет областного бюджета, регулярно финансирующего район?

У специалиста по охране прав детства отдела образования Кузнецкого района Галины Ичаловой ответа на этот вопрос не нашли и мы. Она поведала, что проблемы с финансированием начались с прошлого года. Что она неоднократно напоминала о задержке выплат своему руководителю и начальнику районного финуправления: «Нам сказали, что в районном бюджете нет денег...» Еще рассказала, что когда Коробкова брала Наилю, приемных семей не было(!), а что касается еще одного ребенка, то «конкретного заявления не поступало»… Вот так… Галина Петровна заверила нас, что ситуация эта не повторится, потому что находится «под особым контролем». Только это и понятно...

Сегодня

С момента тех событий минул месяц, ситуация разрешилась. Жизнь в доме Коробковых вновь потекла по привычному, как во всех сельских домах в зимнее время, размеренному руслу. Лишь осадком от этой истории в душе у Любови Борисовны осталась обида — нормальная реакция человека на несправедливость. Ведь неужели в селе не знали о задержке выплаты пособий? Знали, конечно. Но все равно сказали ребенку… А где были эти «заботливые» люди, когда девочка жила в родной семье? Почему тогда их хата стояла с краю, а потом вдруг стала так близка?

Вероятнее всего, из-за банального ханжества. С таким отношением односельчан сталкиваются едва ли не все приемные семьи в нашей области. Да, размер пособия в 3000 рублей по сельским меркам сумма немаленькая. Но скажите, если она столь велика, чтобы затмить людям глаза, усыпить совесть и разбудить жестокость, то почему мало кто берет детей на воспитание? Почему те, кто опускается до обвинений, сами не хотят попробовать этого «хлеба», если он, по их мнению, так сладок?

Через три месяца будет пять лет, как Неля живет в семье Коробковых. Но как бы хорошо ей сейчас ни жилось, в ее душе до сих пор остался отпечаток прежней жизни. Недоверие к незнакомым людям Неле сложно будет побороть еще долго…

При чужих девочка буквально съеживается в комочек. Сжимается внутренне и внешне, сводит, как на морозе, плечики, прячет свои большие глаза. И оживает лишь, когда забывается, начинает рассказывать о сегодняшней жизни. О секции танца, куда она ходит второй год, о любимом школьном предмете, о кошках, которых в доме Коробковых три. И уже не стесняется своих ручек, обмороженных в доме родной мамы и в зимнее время покрывающихся с тех пор болячками...

Любимая книжка Нели — «Маугли» Киплинга. Несколько месяцев назад она вместе с Любовью Борисовной смотрела по телевизору документальный фильм про детей-маугли современной России. Потом они сходили в библиотеку и взяли книжку. Сейчас Неля читает ее во второй раз. Ее увлекают знакомые до боли ощущения, описанные в книге. А еще то, что там добрых героев больше, чем злых, и даже волки — друзья Маугли…

Девочка многого не рассказала Любови Борисовне из своей прежней жизни. Хорошо, если бы она забыла об этом навсегда...

Сколько детей воспитывается сейчас в неблагополучных семьях? Сколько их с рождения попадает в детские дома? Областные власти делают все, чтобы эти дети росли в нормальных семьях. И хорошо, что еще находятся люди, которые решаются взять чужого ребенка  в свою семью, пусть даже на воспитание.

 

Автор: Дмитрий ГУЛИН, Кузнецкий район

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное