Эх, хвост, чешуя…

Сложилась парадоксальная ситуация: в Пензенской области – сотни бесхозных прудов, а в Тамале из-за них – целая драма. Даже с участием прокуратуры

Из письма губернатору Василию Бочкареву: «Прошу помочь в аренде пруда, ранее принадлежавшего бывшему колхозу «Вперед» Тамалинского района, где я проработал 20 лет зоотехником. Когда узнал, что пруд свободен, мы с сыном решили взять его. Начали оформлять, но потом дело встало. Зампрокурора запретил отдавать пруд в аренду…».
   Губернатор Пензенской области не раз подчеркивал, что в сельской местности повсеместно нужно создавать новые рабочие места. Особенно там, где прекратили существование крупные сельхоз­предприятия и люди остались без работы.

«Навязчивый» пруд

Село Бугры Тамалинского района
полностью соответст­вует этой характеристике. Жителей насчитывается чуть больше сотни. Кто-то кормится исключительно за счет личных подсобных хозяйств, кто-то отправляется на заработки в другие регионы.
В марте этого года отец и сын Феопентовы решили арендовать пруд в селе Никольское площадью почти
20 гектаров. Раньше его арендатором являлся тамалинский предприниматель Алексей Дурнов, но потом он от водоема отказался.
– Мы решили попробовать разводить рыбу, – рассказал корреспондентам «ПП» глава семейства Виктор Феопентов. – Работы в селе нет. Вот держим двух коров, но какой от них доход? Приходится перебиваться случайными заработками. А тут бы и себя обеспечили работой, и еще 5 – 6 односельчан.
Никогда раньше Феопентовы рыбовод­ством не занимались. Но по логике вещей все нюансы затеваемого бизнеса им должны были разъяснить в соответствующих организациях. Никто же не будет спорить, что все предприниматели, когда берутся за новое для дело, не могут обойтись без помощи специалистов. Однако в Пензенской области консультационный отдел, специализировавшийся на развитии рыбоводства, в этом году прекратил свое существование.
– Мы обратились в районную администрацию, где нам сообщили, что пруд свободен, – продолжает Виктор Феопентов. – Дескать, начинайте оформлять документы. И мы поехали в администрацию села Вишневое. Глава сельсовета Людмила Земскова сказала нам, что сама ищет арендатора. А тут как раз половодье началось, вода в пруду пошла через плотину. Нас попросили срочно заняться сбросом воды.
Людмила Земскова– Я действительно навязывала этот пруд всем подряд, – подтвердила Людмила Николаевна. – Дело в том, что по решению суда он признан бесхозным, и мы должны были взять его на баланс администрации и платить налоги. Но в нашем сельском бюджете нет на это денег. Поэтому я сразу же приняла предложение Феопентова.

Тайный конкурент

Первое, с чего начали Феопентовы, написали заявление и отдали его в сельсовет. На следующем этапе потребовалось заплатить деньги в бюро технической инвентаризации за получение технического паспорта на гидротехническое сооружение – плотину. По словам Виктора Феопентова, Людмила Земскова объяснила ему, что он это должен сделать в счет будущей аренды.
– Мы поехали в Тамалу, заплатили в сберкассе 12 тысяч 800 рублей, квитанцию отдали в БТИ. Привез работников бюро на пруд, где они сделали необходимые замеры.
В общем, до поры до времени все складывалось, все шло нормально. Но внезапно выяснилось, что на аренду пруда в селе Никольское есть еще один претендент. И весьма серьезный.
В конце марта Виктор Владимирович наведался к Людмиле Земсковой. Та сообщила, что арендовать пруд он не сможет. Причина – звонок заместителя прокурора Тамалинского района Сергея Милосердова, который заявил, что все действия, связанные с оформлением документов по пруду, он признает незаконными.

Родственные связи

Прокуратуре
надлежит осуществлять надзор за соблюдением законов. Вполне логично предположить, что заместитель прокурора, занимающийся к тому же и вопросами содержания гидротехнических сооружений (как потенциально опасных для людей объектов), выявил нарушения законодательства. Но какие?
Как выяснилось при встрече, какие-либо меры прокурорского реагирования Сергей Милосердов не принимал. Однако пояснил:
– ГТС будет принадлежать сельсовету только после постановки на учет в регистрационной палате. По истечении года администрация должна обратиться в суд, чтобы признать за собой право собственности на него, и только тогда сможет распоряжаться плотиной и прудом. Это все норма закона. Как я могу кому-то там чего-то запрещать?
Мы поделились с работником прокуратуры сомнениями о том, есть ли в Пензенской области хоть один арендатор, у которого полностью оформлены документы на прудовое хозяйство и ГТС – это слишком сложный процесс. Оказалось, что для Милосердова это не открытие. Мы также пытались доказать, что если человек захотел заняться собственным бизнесом, то ему нужно в этом всячески помогать. Объяснить, как сделать все в рамках закона. Ведь ставить палки в колеса проще всего.
– Мой родной брат давно хотел оформить в аренду этот пруд, писал заявление в Самару (Средневолжрыбхоз – до недавнего времени распоряжавшийся прудами в Поволжье), – вдруг признался Сергей Милосердов. – Я ей (главе сельской администрации. – Прим. ред.) говорил в прошлом году: «Людмила Николаевна, прудом хотят заниматься Дурнов и мой брат. Они начнут оформлять документы, и все будет, как полагается…». Она мне ответила: «Ради бога…». А потом узнаю: пруд оформляет другой человек…
– Брат Милосердова хотел взять пруд в аренду? А где же его заявление? – недоумевала Людмила Земскова. – Если бы оно у нас было, то мы бы провели конкурс. Но заявления-то нет.
Тем не менее, как объясняет Виктор Феопентов, зам­прокурора не раз ему звонил и требовал отказаться от затеи с арендой пруда.
Сергей Милосердов обрисовывает ситуацию так:
– Я просто проходил мимо БТИ, смотрю – там Феопентов и Кузнецов (сотрудник районной администрации, курирующий рыбоводство. – Прим. ред.). Я им говорю: «Ребята, вы понимаете, что все это незаконно? Вы подставляете людей, администрацию…».

Без холдинга не обойтись

В той или иной степени с проблемами при оформлении документов сталкиваются все рыбоводы. И не только в нашей области, но и по всей стране. Норм закона так много, что полностью их выполнить может далеко не каждый. А тем более такой начинающий фермер, как Феопентов.
А ему вполне по силам было бы поднять этот пруд. По нашим скромным подсчетам, на естественной кормовой базе в водоеме можно выращивать ежегодно свыше 3 тонн рыбы. При затратах на малька и эпизоотию в пределах 50 – 60 тысяч рублей после реализации рыбы останется порядка 100 тысяч рублей. А если вложить средства в кормление, результат будет еще больше.
Возможно, исправить положение дел можно с созданием крупного объединения, вроде существовавшей некогда «Пензарыбы». Как уже писала «ПП», Василий Бочкарев потребовал незамедлительно решить вопрос с передачей бесхозных прудов в областную собственность и плюс к этому заняться реконструкцией гидротехнических сооружений. Возрождение рыбной отрасли, считает губернатор, – это не только дополнительные рабочие места и налогооблагаемая база, но и обеспечение россиян полезной белковой продукцией.
По информации Тамалинской прокуратуры, в районе находится 14 бесхозных гидротехнических сооружений. Все они должны стать собственностью муниципалитетов

Автор: Дмитрий ГУЛИН, Павел РОМАНОВ

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное