Дотянуться до уровня сетевой торговли

Открытие федеральных гипермаркетов заставит местных торговцев переориентировать свой бизнес
В Пензе триумфальное шествие сетевиков началось восемь лет назад. Широкий ассортимент впечатлил потребителей, а некоторые продукты пензенцы впервые увидели именно в этих магазинах. Недовольной осталась местная торговля: она не в состоянии конкурировать с сетевиками в продуктовой нише.

В течение последних двух месяцев в Пензе появились два крупных игрока: «Лента» и «Metro Cash&Carry». Инвестиции в открытие «Метро» составили примерно 18 – 22 млн. евро. Компания Санкт-Петербурга, развивающая сеть «Лента» и пришедшая в регион по договору, заключенному по итогам II инвестфорума, вложила 650 млн. рублей.

Демпинг на благо потребителю
На прилавках этих супермакетов доля товаров пензенского производства ничтожно мала. У сетевиков давно сложился «свой» круг поставщиков в лице именитых западных фирм или их российских филиалов.
Сейчас крупные сетевики диктуют свою политику не только производителям, но и целым сегментам рынка. Имея мощную финансовую подпитку, они демпингуют цены на ходовой товар. Сетевые супермаркеты могут позволить себе умышленно длительное время работать в убыток и ставить ценники ниже себестоимости товара.
Существуют опасения, что «приятными» цены будут не всегда. Как только супермаркет станет доминировать, цифры на ценниках поползут вверх.
Однако в нынешних условиях для многих потребителей даже временные акции, когда на штуке товара можно сэкономить 5 – 20 рублей, – ощутимая выгода. По статистическим данным, жители Пензенской области стали покупать продуктов на 9,5% меньше. Сейчас делается все, чтобы не допустить дальнейшего падения спроса.
Несколько крупных торговых сетей Пензы подписали соглашения об установлении минимальной фиксированной наценки на 15 самых необходимых товаров. Наценка в 5% от отпускной цены производителя будет действовать до конца 2008 года.

Местному бизнесу приказано сменить ориентацию
Могут ли местные торговцы выжить в жесткой конкуренции с федеральными воротилами? При желании могут.
Простой пример. Сколько бы ультрасовременных торговых комплексов ни открывалось, практически рядом с каждым продолжают стоять бабульки и продавать свою картошку, морковку, зелень. Заметьте: зачастую цены на их овощи с грядки едва ли не выше, чем на прилавках магазинов. Но мы продолжаем покупать их товар, поскольку знаем, что это свежее, более полезное, выращено на нашей земле заботливыми руками.
Что мешает пензенским представителям розницы уподобиться этим бабушкам и сделать ставку на уникальный товар, которого нет в сетях? Если «молочка» – то пензенская, если рыба – то живая, а торты и пирожные – без искусственных добавок. Тем более что сурские производители очень недовольны сотрудничеством с сетевыми гигантами.
– За вход в сеть – плати, за место на прилавке – плати! – возмущается вадинский предприниматель Николай Патрин. – Гораздо удобнее поставлять продукцию на оптовые базы.
«Фишкой» своего магазина предприниматель Тоцкий определил высокое качество.
– Нам остается противостоять сетям предложением качественных товаров, минуя посредников, –  пояснил генеральный директор ООО «Околица» Олег Тоцкий. – Например, для реализации в своих магазинах мы выращиваем овец и разводим рыбу. Продукция получается доступной и качественной. В будущем году будем заниматься птицеводством и, возможно, свиноводством и КРС. К сожалению, по этому пути из местных торговцев пока никто не идет.   
Следует помнить, что наши товаропроизводители имеют мощную поддержку властей. В частности, обсуждается возможность создания льготных условий местным производителям.
Поэтому сейчас у местного розничного бизнеса проблема заключается только в одном: им лень. Те же, кто поворотливей, успешно выживут независимо от того, насколько активно продолжат развиваться продуктовые сетевики в Пензе.

Минимальная накрутка установлена на хлеб «Дарницкий», «Сеяный» и батон «Нарезной», группу молочных продуктов ОАО «Молком» — молоко 1,5% жирности, творог нежирный 200 г, кефир нежирный 0,5 л и масло сливочное 72,5%, а также масло подсолнечное нерафинированное, весовой сахар-песок, гречку, рис, пшено, манную крупу и два вида макаронных изделий.

Василий Гончаровточка зрения

Василий ГОНЧАРОВ, директор по развитию ООО «Караван»:
– Пензенским пищевикам необходимо «подтянуться» до мировых стандартов в продвижении товара. Почему-то они считают, что маркетингом должен заниматься магазин. В итоге нерекламируемый товар пылится на полках. Ко всему прочему местные производители редко обновляют ассортимент, продукцию выпускают в неприглядной упаковке без штрих-кода.  Зачастую мы вынуждены выбирать поставщика из другого региона только из-за того, что наши неохотно идут на гибкое снижение закупочных цен, объемов отгружаемых товаров или предоставление транспорта для его вывоза.

Автор: Анатолий ВОЛОДИН, Иван ОКОРОКОВ, фото Владимира Гришина / “Пензенская правда” 19 декабря 2008, N 101

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное