В Пензенской области не хватает доноров

В Пензенской области не хватает доноров

Делиться кровью — почетная привилегия, свидетельство милосердия.

О том, что кому-то может понадобиться частичка нашей крови, мы вспоминаем, как правило, если случается техногенная катастрофа или теракт. Общая беда сплачивает людей, делает более отзывчивыми. И выстраиваются очереди на станциях переливания крови.

Слава Богу, в нашей тихой Пензе ничего не взрывается и редко что рушится. Поэтому поделиться своей кровью жители Сурского края готовы, если заболеет родственник или знакомый. То есть, возможно, и никогда.

Между тем, кровь нужна каждый день! Роженицам, хирургическим больным или людям, страдающим онкологическими заболеваниями.

Нужна, как воздух
У двенадцатилетней пензенской школьницы Лены Забелиной (имя изменено) тяжелое неизлечимое заболевание — наследственная гемолитическая анемия. В ее крови разрушение красных клеток крови (эритроцитов) происходит быстрее, чем их успевает вырабатывать костный мозг.

Раз в месяц девочка приходит в отделение детской гематологии Пензенского областного онкологического центра, где ей переливают определенное количество донорских эритроцитов. Без этого Лене не выжить.

В компонентах чужой крови нуждаются и другие дети. Так, при лейкозах, в период острого развития болезни, костный мозг вырабатывает только больные клетки. После химиотерапии резко понижается уровень форменных элементов крови, иногда до нуля. В обоих случаях пациенту необходимо делать переливания. Некоторым раз в неделю, некоторым каждый день.

– В среднем при лечении лейкоза ребенку проводится двенадцать трансфузий в месяц, — говорит зав. отделением детской гематологии, главный гематолог Пензенской области Наталья Данилюк. — За один раз переливается 250 — 300 миллилитров эритроцитной массы. Это значит, что для спасения жизни одного ребенка кто-то должен двенадцать раз сдать свою кровь. Не будет донора — мы не сможем начать лечение, а каждый день промедления чреват неблагополучным исходом.

По словам зав. отделением взрослой гематологии Татьяны Чагоровой, еще двадцать лет назад диагнозы «острый лейкоз» или «лимфома» звучали как смертный приговор. Благодаря новым протоколам лечения с использованием новейших медикаментов и современного оборудования сегодня у пациентов есть большой шанс на выздоровление. Но при этом не обойтись без доноров. Для лечения взрослого человека с диагнозом «острый лейкоз» в течение месяца нужны компоненты крови (тромбоциты, эритроциты, плазма) от 40 доноров!

Когда уходит надежда
– Но есть формы лейкоза, при которых только химиотерапией вылечить человека нельзя. Необходима пересадка донорских гемопоэтических стволовых клеток (они содержатся в костном мозге), — утверждает Татьяна Чагорова. — Такие операции проводятся только в Москве и Санкт-Петербурге. Донор в семье находится только для пятнадцати процентов нуждающихся, всем остальным необходим донор неродственный. Но в России регистра доноров гемопоэтических стволовых клеток нет!

Единственный выход — обратиться в международную базу данных, которая содержит сведения об 11 миллионах потенциальных доноров.

Однако стоимость поиска в таком регистре — 15 тысяч евро. И еще 2 тысячи евро стоит доставка трансплантата из европейского центра забора до палаты пациента в Санкт-Петербурге. Поиск донора в нашей стране не оплачивается государством: это считается не лечением, а услугой. Иными словами, есть 15 тысяч евро — есть человек, нет — нет человека.

Кроме того, россияне генетически отличаются от американцев и европейцев, данные которых и представлены главным образом в зарубежных регистрах. Данный факт значительно уменьшает шансы найти подходящего донора.

Конечно, от нашего государства потребуются немалые вложения в процесс формирования национального регистра, но зато потом мы смогли бы предоставлять своих доноров за деньги или обмениваться ими с другими странами.
 
Однако много ли найдется желающих поделиться своим гемопоэтическими стволовыми клетками, если сегодня так остро ощущается нехватка обычной крови?

Вернитесь хотя бы раз
В прошлом году онкологический центр направил на станцию переливания крови 2160 доноров — родственников и знакомых гематологических больных, которым показана трансфузия. От них было получено 650 литров крови. Но этого количества недостаточно.

– К сожалению, станция переливания крови удовлетворяет наши потребности лишь на 35 процентов, — замечает заведующая отделением гравитационной хирургии крови Лидия Емелина. — Проблема в том, что не все доноры подходят по состоянию здоровья. Кроме того, для обеспечения безопасности плазма крови 6 месяцев выдерживается на карантине. По завершении этого срока донор должен повторно сдать анализ крови на ВИЧ, гепатит В и С, сифилис. К слову, это бесплатная процедура.

Но люди частенько либо забывают прийти на повторное обследование, либо не хотят: мол, мой родственник выздоровел, а на других я тратить время не могу.

Иными словами, огромное количество доноров сдают свою кровь напрасно?!

– Получается так, — констатирует главный врач Пензенской областной станции переливания крови Петр Кукушкин. — Мы по закону не можем использовать плазму, не прошедшую 6-месячный карантин. Приходится обзванивать доноров, писать им письма. Если люди не могут по какой-то причине еще раз сдать кровь, то пусть хоть обследуются. Иначе какой прок от такого донорства? Ни родственнику не помогли (ему соответственно делают переливание от незнакомого человека, сдавшего кровь за полгода до того, как она понадобилась), ни другому нуждающемуся.

Петр Леонидович сетует на то, что сегодня не хватает кадровых доноров, то есть, тех, кто регулярно сдает кровь, а соответственно, следит за своим здоровьем, проходит бесплатно все необходимые обследования.

Милости, а не жертвы
Автору этих строк не единожды приходилось слышать: «Сдавать кровь? А зачем? Платят за это копейки, льгот никаких, отгулов начальство не даст. Охота была тащиться на станцию переливания крови, да еще и не один раз. Рабочее время тратишь, в очереди сидишь, да еще и знакомые на тебя, как на идиота, смотрят».

Да ведь во всем цивилизованном мире донорство бесплатное! Люди действительно идут на этот шаг по велению души. Даром получили — даром отдавайте, потому что не вы собственники своей крови, вы получили ее от Создателя. Ее количество и качество вам не подвластно, да и «срок годности» неизвестен. Делиться кровью — почетная привилегия каждого, у которого есть такая возможность. Есть люди, которые не могут стать донорами по состоянию здоровья, и искренне жалеют об этом.

Я только после общения с пациентами и врачами онкологического центра поняла, что слоган «Сдай кровь — подари другому жизнь» — не социальная реклама, а глас вопиющего в пустыне. И неужели всех нас нужно водить на экскурсию по лечебным учреждениям Пензы, чтобы мы на него откликнулись?

В любом случае, завтра я иду сдавать кровь. Пока не грянул гром. Надеюсь, что мне не дадут медотвод. А через полгода приду вновь и сдам все необходимые анализы.

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное