В Пензе 17 жильцов одной из пятиэтажек заразились ВИЧ
А первая ВИЧ-больная, зарегистрированная в Пензе в 80-х, вышла замуж, родила здоровых детей и продолжает лечиться
По неофициальным данным, около 1 процента населения нашей страны — носители вируса иммунодефицита человека (ВИЧ). Врачи называют такую ситуацию даже не эпидемией, а катастрофой, потому что ее жертвами становятся в основном молодые люди.
Хотя в Пензенской области уровень заболеваемости ниже, чем в среднем по России, он неуклонно растет — за последние 5 лет — в 2,5 раза. И это тревожит экспертов.
«Что делать?» — спросили мы заместителя главного врача по эпидемиологической работе ГБУЗ «Пензенский областной клинический центр специализированных видов медицинской помощи», руководителя Центра СПИД Сергея Олейника.
— Сергей Викторович, многие годы вы возглавляли фонд «АнтиСПИД», который пытался противостоять распространению ВИЧ-инфекции в регионе. Почему он закрылся?
— Фонд существовал на гранты преимущественно иностранных организаций, а в свете последних политических событий принимать «подачки» от заграницы стало зазорно. Многие называли нас иностранными агентами, чуть ли не шпионами, которые навязывают населению западные технологии. Подобная ситуация нас не устраивала, а иных источников финансирования не нашлось.
— С 2003 по 2011 год заболеваемость ВИЧ-инфекциями в области оставалась примерно на одном уровне. А потом за 5 лет подскочила в 2,5 раза. Почему?
— Я остановлюсь только на двух моментах.
В свое время фонд «АнтиСПИД» раздавал наркозависимым одноразовые шприцы и чистые иглы. И это позволяло сдерживать рост заболеваемости. Когда фонд закрылся, потребители наркотиков стали пользоваться общими шприцами, и показатели пошли вверх. В Пензе есть пятиэтажка, в ней живут 17 ВИЧ-инфицированных! Они разом заразились, использую общие шприцы.
Еще на рост повлияла смена доминирующих наркотиков. Когда-то курили коноплю, потом перешли на «ханку», ей на смену пришел героин, его вытеснил дезоморфин… Сейчас преобладают «скорости» — синтетический наркотик, который ко всему прочему увеличивает половую активность. Причем до такой степени, что становится безразлично где, с кем. Это тоже добавило в статистику процентов.
— А наркозависимых вообще-то лечат? Как-то уж больно они распоясались.
— Лечат. Это зона ответственности наркологической службы. Центр СПИД занимается профилактикой ВИЧ-инфекции, диагностикой и лечением ВИЧ-больных, в том числе и наркоманов. И мы стараемся делать свою работу качественно, стабильно. В прошлом году благодаря грамотной информационной кампании (это предмет нашей гордости) количество обратившихся в центр на обследование по собственной инициативе увеличилось в 2 раза, сократилось число лиц, «оторвавшихся» от наблюдения.
Мы прикладываем колоссальные усилия, чтобы наркозависимые ВИЧ-положительные регулярно посещали врачей, но беда в том, что их образ жизни этому препятствует: они просто не выдерживают схемы приема лекарств.
— Как же переломить ситуацию?
— Кто-то упрекнет меня в том, что я оседлал любимого конька, но единственная мера, которая, на мой взгляд, способна сдержать вспышку ВИЧ-инфекции, – выдавать наркоманам чистые иглы, шприцы и презервативы (на Западе это называется программой сдерживания вреда).
Сегодня Центр СПИД выполняет те задачи, которые перед ней ставит государство, и получает финансирование только на их выполнение. А программы сдерживания вреда у нас, к сожалению, приживаются крайне медленно. Выдача наркозависимым чистых игл и шприцев в глазах политиков, принимающих решения, приравнивается чуть ли не к распространению наркотиков. Мол, бороться надо, а не потакать. В России любят ставить масштабные цели: всех наркоманов вылечить, все наркотики изъять. Строят огромные реабилитационные центры и думают, что все сразу побегут туда лечиться. Не бегут, однако. И в итоге молодежь выгорает от ВИЧ.
Если сегодня уровень пораженности ВИЧ в регионе — 193 случая на 100 тысяч населения, то на среднероссийский — 500 на 100 тысяч — мы выйдем примерно через 2 года. Это чистая математика и эпидемиология.
Очень важно понимать, что в зоне риска не только наркозависимые или ведущие аморальный образ жизни, но и вполне благополучные люди.
Из недавнего: приходит к нам на обследование девочка. Из хорошей семьи, первокурсница, отличница, красавица. У нее первая любовь, первый половой контакт и… положительный анализ. Предмет ее грез оказался наркоманом, хотя и выглядел как мачо. У наркоманов на лице (до поры до времени) ничего не написано. Знаете, сколько таких случаев?
Наши дети должны понимать, чем чревата «взрослая» жизнь. Прежде чем вступать в половой контакт, хорошо бы узнать, какой у человека ВИЧ-статус. Надо объяснять, чем чреват незащищенный секс, что такое ВИЧ, СПИД. Ведь страх ни от чего не удерживает, особенно в молодом возрасте. Удерживает информированность.
— Каковы прогнозы, если человек все-таки заразился?
— Жизнь продолжается, и при своевременном лечении она будет мало отличаться от жизни здорового человека. Существуют препараты, которые, если ВИЧ выявлен вовремя, настолько снижают уровень вируса в крови, что человек становится практически незаразным.
Первая ВИЧ-инфицированная больная, зарегистрированная в Пензе в конце 80-х годов, до сих пор жива. Она вышла замуж, родила здоровых детей, продолжает лечиться.
— Каковы все-таки ваши прогнозы?
— Отвечу словами Альберта Эйнштейна: «Самая большая глупость — делать то же самое и надеяться на другой результат». Если мы хотим изменить ситуацию, нужно использовать технологии, доказавшие свою эффективность.
— Но ведь для того, чтобы результат изменился, надо менять методы на федеральном уровне?
— Не обязательно. В США долгое время тоже не финансировались из федерального бюджета программы по сдерживанию вреда (обмен шприцев). Но отдельные штаты стали выделять деньги на это из собственных бюджетов. А когда стал очевиден результат, опыт распространили повсеместно.
Добавят денег
Губернатор Иван Белозерцев на недавнем «круглом столе», посвященном ситуации с ВИЧ-инфекцией в нашем регионе, подчеркнул, что в борьбе с напастью необходим комплексный метод.
— На ближайшей сессии областного Законодательного собрания, — сообщил Иван Александрович. — Будет рассмотрен вопрос о выделении из бюджета 15 млн. рублей дополнительно на профилактику и борьбу с распространением инфекции.
Хочется надеяться, что доводы Сергея Олейника насчет необходимости работы по сдерживанию вреда будут услышаны.
Автор: Елена СВЕРДЛОВА
Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER
Новогодние представления и спектакли для детей в Пензе 2024-2025: Гарри Поттер, «Принцесса на горошине» и маскарад
Публикуем даты и ценыВ Пензе прошел областной конкурс управленческих команд образовательных организаций
Это мероприятие состоялось впервыеБанк «Кузнецкий» подвел итоги финансовой деятельности за 10 месяцев 2024 года
Чистая прибыль Банка «Кузнецкий» за десять месяцев текущего года составила 178,5 млн рублейВ Пензенской области 31 тысяча женщин ведет деятельность как самозанятые
Развитие бизнеса реализуется в рамках нацпроектаКак открыть свой бизнес с нуля: полезные советы для начинающих предпринимателей
Банк «Кузнецкий» открыл именную аудиторию в Пензенском филиале Финансового университета при Правительстве РФ
Пензенские предприниматели активнее пользуются «зонтичными» поручительствами Корпорации МСП
Единственный пензенец, сажающий тыкву в промышленных масштабах: история Виталия Денисова
Вадим Супиков стал участником пленарного заседания XXVI Всемирного русского народного собора
Мероприятие прошло в храме Христа СпасителяПрямая линия пензенского губернатора Олега Мельниченко пройдет 10 декабря
Расскажем, где ее можно увидеть и как задать вопросОлег Мельниченко в Совфеде поделился опытом по патриотическому воспитанию
Олег Мельниченко выступил в Москве с докладом о развитии аграрной дипломатии
Состоялась рабочая встреча главного федерального инспектора по Пензенской области с руководителем ЦУР
Глава Заксобра Вадим Супиков поздравил пензенцев с Днём матери