Пили. Пьют. Будут пить? В Пензенской области выросло число хронических алкоголиков

Пили. Пьют. Будут пить? В Пензенской области выросло число хронических алкоголиков

Почему в борьбе государства с зеленым змием победу чаще всего одерживает последний

Недавно в Министерстве здравоохранения РФ обсуждалось предложение о запрете продажи алкоголя в выходные дни. Не исключено, что данная инициатива будет включена в Стратегию формирования здорового образа жизни населения, над которой работают специалисты научно-исследовательского центра профилактической медицины.

Кроме того, ходят разговоры о том, чтобы увеличить возрастной порог для покупателей алкоголя чуть ли не до 30 лет.

А воз и ныне там

Попытки остановить алкоголизацию населения государст­во предпринимает давно. Например, введены серьезные штрафные санкции за продажу горячительных напитков несовершеннолетним — пойманного с поличным продавца накажут на 35–50 тыс. рублей, его начальника — на 120–150 тыс., а хозяин торговой точки вообще может влететь на полмиллиона. А если человек попадется на том же самом правонарушении второй раз – его привлекут уже по уголовной статье, по которой и штрафы в разы выше, и лицензии могут лишить, и отправить на исправительные работы на 12 месяцев.
Кроме того, уже несколько лет запрещена торговля спиртным в магазинах с 23 часов вечера до 8 часов утра. Во многих регионах, в том числе и в Пензенской области, сухой закон действует в течение суток в дни всеобщих школьных мероприятий (1 сентября, последний звонок и выпускной бал).

Можно вспомнить и законодательные акты, запрещающие продажу пива и сигарет в торговых точках, расположенных ближе чем в 100 метрах от школ и детских садов, а также во всех ларьках и киосках.

А сколько существует различных профилактических программ, призванных оградить от алкогольной заразы детей и подвигнуть взрослых к трезвому образу жизни!

И тем не менее противоалкогольные меры постоянно ужесточаются. Выходит, уже принятые решения не приносят ожидаемого эффекта?

В Сурском крае количество хронических алкоголиков, числящихся только на официальном учете, с 2010 по 2017 год выросло с 21 тыс. человек до 25 тыс. А от отравлений алкогольными суррогатами ежегодно умирают свы­ше 300 человек (для сравнения: за 10 лет войны в Афганистане погибли 130 пензяков).

К слову, наш регион не относится к числу злостно пьющих. Согласно нацио­нальному рейтингу трезвости субъектов РФ за 2016 год, составленному Общественной палатой, мы находимся на 40-м месте из 85 возможных. Страшно представить, что тогда творится в Магадане или на Чукотке, которые признаны самыми «пьяными» регионами…

Между тем, согласно официальной статистике, озвученной в начале 2017-го в центральных СМИ, в прошлом году потребление горячительных напитков россиянами снизилось на 0,2 литра на человека в пересчете на абсолютный алкоголь. Эта цифра эквивалентна 0,5 литра водки либо 5 литрам пива.

— Мне бы хотелось внести ясность: о каком спиртном идет речь? — задается вопросом заместитель председателя Общественной палаты Пензенской области, психиатр-нарколог Сергей Дегтярь. — Цены на крепкий алкоголь постоянно растут, и самая дешевая бутылка водки стоит 200 рублей. Покупательная способность населения в связи с общим ухудшением социально-экономической ситуации, напротив, снижается. Думаете, люди стали меньше пить? Нет, они перешли на нелегальный алкоголь. То есть тот, что продается в обход розничных магазинов и не проходит контроль в Единой государственной автоматизированной информационной системе (ЕГАИС). В наш регион такого алкоголя завозится очень много. Поскольку с него не уплачиваются ни налоги, ни акцизный сбор, составляющий львиную долю стоимости бутылки той же водки, цена на левую продукцию значительно ниже, порой более чем в два раза.

Вкус смерти

Лишним подтверждением сказанному служит тот факт, что за 2016 год сотрудники Управления экономической безопасности и противодействия коррупции (УЭБ и ПК) УМВД России по Пензенской области изъяли из незаконного оборота более 124 тыс. 990 литров алкогольных и спиртных напитков. Остается только догадываться, сколько левого товара успело попасть на стол к пензякам. И как они рисковали при этом жизнью и здоровьем.

По словам старшего уполномоченного УЭБ и ПК УМВД России по Пензенской области Андрея Соловьева, никто не контролирует качество нелегального алкоголя, произведенного на подпольных заводиках.

— Приобретая левую бутылку коньяка или бренди, можно быть уверенным — в ней содержится что угодно, только не коньяк и не бренди. Как правило, это разведенный этиловый спирт, подкрашенный красителем, крепостью не 40 градусов, как положено по ГОСТу, а 36–37.

В лучшем случае потребитель просто получит низкокачественное пойло. В худшем — попрощается с жизнью. Потому что нелегальный алкоголь — это игра в гусарскую рулетку. И в ней тотально не повезло пятерым жителям Кузнецка, которые в ноябре прошлого года погибли от отравления метанолом, содержавшимся в напитке, замаскированном под ром известной марки. С большой долей вероятности можно предположить, что владелец кафе, пригласивший друзей на день рождения, и до того рокового вечера не брезговал закупкой алкоголя от неизвестных поставщиков. До поры до времени «ячейки в револьвере» оставались свободными…

Если уж люди небедные позволяют себе покупку паленого алкоголя, то что говорить о людях со средним достатком. Как вам бутылка водки «Царская охота» за 100 рублей? Да еще если сосед, приличный человек, утверждает, что вот недавно была у него вечеринка и все с удовольствием угощались этим напитком, и пьется мягко, и никакого похмелья наутро, и, вообще, он сделан по ГОСТу на заводе, просто его закупили прямо оттуда по себестоимости. Трудно не соблазниться.

Проблема в том, что завод, когда-то выпускавший эту водку, приказал долго жить, а вместе с ним и бренд. Так что не обольщайтесь — изготовлен напиток в грязном подпольном цеху.

Полтора литра на спор

По мнению многих врачей, общественников и представителей правоохранительных органов, пока есть спрос на дешевый алкоголь (а он при нынешней социально-экономической ситуации не снизится), предложений будет сколько душе угодно. Есть мнение, что запрет на продажу алкоголя в выходные дни еще больше усугубит ситуацию.

Лишенные законной возможности расслабиться с рюмочкой или бокалом лицензионного напитка, люди будут опять прибегать к услугам подпольных изготовителей.

Ну а у нас если уж пьют, то так, чтобы наповал.

— Недавно один из моих пациентов потерял товарища по работе, — поделился печальной историей Сергей Дегтярь. — Они отправились в командировку в соседний город. Днем работали, а вечером, как водится, решили отметить удачное начало мероприятия. И упомянутый товарищ так раздухарился, что на спор выпил полтора литра водки. Итог – обширный инфаркт. До больницы его живым довезти не успели. Мужчине было всего 52 года.

А сколько человек умирают в самом расцвете сил — в возрасте от 35 до 45 лет — от последствий злоупотребления алкоголем: инсультов, инфарктов, панкреанекрозов! Запах спиртного – любимый запах смерти.

Напрашивается очевидный вывод: все противоалкогольные меры, наверное, необходимы, но важнее всего начать, наконец, менять отношение людей к спиртному. Чтобы пиво или водка перестали быть для них единственными способами коммуникации и релаксации.

Культ спиртного

Казалось бы, на телевидении запрещена реклама алкоголя. Но в то же время пропаганда безалкогольного пива царит на всех телеканалах. Но это же очевидное лукавство: сегодня подросток узнает, что пивная «нулевочка» не в пример круче фруктового коктейля, а завтра — что под указанным брендом есть напиток поинтереснее, с градусами.

Что уж говорить про кино, где кумиры публики красиво выпивают в хорошо выстроенном кадре. Победил ли герой, проиграл ли, женился ли, развелся ли, обязательно крупным планом покажут, как он пьет, отмечая то или иное событие.

В магазинах полки с алкоголем расположены, как правило, напротив отдела соков и других безалкогольных напитков. Так, что можно одновременно одной рукой взять бутылку водки, а другой — запивку к ней. И даже в тех супермаркетах, где пошли навстречу рекомендации властей отгородить алкогольный отдел от остальных, все равно эффектные бутылки с красивыми этикетками под иностранными брендами выставлены на всеобщее обозрение, пусть даже подросткам туда вход воспрещен.

Отдельная тема — расплодившиеся на каждом углу специализированные магазины по продаже спиртного. Спрашивается, ради чего было запрещать торговлю пивом и слабоалкогольными коктейлями в ларьках и киосках? Считается, чтобы не соблазнять подрастающее поколение, представители которого, приобретая шоколадки и чипсы, могли увидеть недозволенный им по возрасту товар и чрезмерно им заинтересоваться.

Разумеется, количество ларьков значительно уменьшилось, так как на одних сладостях и газировке много не заработаешь. Зато в специализированных магазинах благополучно торгуют как алкоголем, так и шоколадками и чипсами. И подростки там вечно пасутся, потому что вход им туда не заказан. Купил пачку чипсов, а заодно и по­слушал лекцию о разновидности вин и бренди — рекламная информация транслируется в этих магазинах в течение всего рабочего дня.

В Пензенской области вообще невероятное количество магазинов, кафе, баров и ресторанов, торгующих алкоголем. Если в среднеевропейском городе одна такая торговая точка приходится на 4 тыс. человек, то в нашем регионе — на 550! Почувст­вуйте, как говорится, разницу. Горячительные напитки сейчас находятся в шаговой доступности от любого жителя Пензы. В сельских районах ситуация чуть поспокойнее.

Несомненно, количество таких магазинов нужно снижать, одновременно ужесточая борьбу с производителями нелегального пойла так же, как с наркоторговцами. И заниматься профилактикой потребления спиртного как среди взрослых людей, имеющих проблемы с алкоголем, так и среди подрастающего поколения, начиная чуть ли не с ясельного возраста. Необходима работа с семьей, потому что дети берут пример с родителей. Малыш еще в колыбельке лежит, а из соседней комнаты доносится звон бокалов — пьют за его рождение. Праздников у нас немерено, и мало кто проводит их без рюмки. Дети, глядя на мам и пап, с малых лет привыкают ассоциировать веселое настроение с приемом вина или водки. Тогда нечего удивляться, что у нас так высок уровень алкоголизации населения и что в борьбе с зеленым змием по-прежнему побеждает последний.

Вылечат бесплатно...

Бытует мнение, что излечиться от алкогольной зависимости невозможно без крупных денежных вливаний, потому что этим занимаются только в частных клиниках. Ничего подобного! Если человек, осознавший, что попал в зависимость от спиртного, обратится к наркологу в поликлинику по месту жительства или в областную наркологическую больницу, расположенную в Пензе, на ул. Стасова, 7, то получит квалифицированную помощь. С ним будут работать психиатр-нарколог, психотерапевт, психолог.

— Штат у нас полностью укомплектован, есть все необходимые специалисты, — говорит главный врач областной наркологической больницы, главный внештатный нарколог регионального Минздрава Юрий Уткин. — Нужно лишь добровольное согласие. Для пациента разработают индивидуальную программу лечения и реабилитации, и эффект будет ничуть не хуже, чем в частной клинике, причем бесплатно. Людей смущает один момент: если они обращаются в государственное лечебное учреждение и им ставится диагноз «хронический алкоголизм», врач обязан поставить их на диспансерный учет, на котором они и будут находиться, пока не войдут в стойкую ремиссию.

При этом человек теряет право на управление транспортным средством и разрешение на хранение оружия. Его также не могут взять на работу на стратегически важный объект или опасное производство.

Но все эти ограничения исчезнут после того, как пациента снимут с учета.

… закодируют бесплатно

Положительный опыт работы по профилактике алкоголизма в семьях, где одному или обоим родителям уже поставлен диагноз «хронический алкоголизм» и которые состоят в группе риска, уже много лет имеется в Бессоновском районе.

Специалисты комплексного центра социальной помощи семье и детям целенаправленно выявляют такие семьи, берут их на контроль.

— С этой целью в нашем районе при каждом сельсовете создана межведомственная комиссия, состоящая из главы сельской администрации и других субъектов профилактики, — рассказывает директор центра Елена Самсонова. — Как только выявили такую семью, она проходит психолого-педагогический консилиум, мы разрабатываем индивидуальную карту работы с ней. Пьющего родителя убеждаем начать лечение от алкоголизма, которое осуществляется за счет бюджета Бессоновского района. И после того, как человека закодируют, продолжаем следить за его состоянием.

Конечно, случаются срывы, ведь алкоголизм — это не вредная привычка, а душевная болезнь, которой свойственны рецидивы. Но есть примеры и длительной ремиссии. Один глава семейства, которого когда-то считали безнадежным, не пьет уже десять лет.

Другие настолько научились контролировать свою болезнь, что, чувствуя приближение срыва, сами приходят в администрацию района и просят, чтобы их вновь отвезли к наркологу на кодирование. Рецидив предупрежден, глава семейства продолжает вести нормальную жизнь, семья счастлива.

ЦИФРЫ:

В прошлом году на территории Пензенской области под воздействием алкогольных паров совершено 3898 преступлений. За шесть месяцев 2017 года — 1829.

 

Читайте также:

Пензенцев 29 июля будут ждать психиатры

Автор: Наталья СИЗОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное