Профессор Екатерина Печерская: «Заниматься наукой хотела с детства»

Ее проекты и научные работы оценены на международном уровне. Она успевает готовить талантливых аспирантов, которые продолжают создавать прорывные научные разработки

Профессор Екатерина Печерская: «Заниматься наукой хотела с детства»

Как все успевать, если ты видный деятель науки, профессор, преподаватель, а еще мама двоих детей? Об этом «Земляки» поговорили с Екатериной Анатольевной.

Мечта с детства

26 октября Екатерине Печерской вручили диплом профессора, выданный Высшей аттестационной комиссией при Минобрнауки России. Это высшая степень подтверждения успешной научной деятельности в профессиональном сообществе. 

Екатерина Анатольевна – доктор технических наук, профессор, заведующая кафедрой «Информационно-измерительная техника и метрология» Пензенского государственного университета. Она более двадцати лет жизни посвятила изучению и проектам в области информационно-измерительной техники, метрологии, нано- и микроэлектроники.

Когда твои родители оба доктора технических наук, сложно выбрать другой путь. Екатерина выросла в семье преподавателей: ее мама, Римма Михайловна, была деканом факультета электроэнергетики, нанотехнологий и радиоэлектроники ПГУ, отец, Анатолий Вадимович, – доктор технических наук, тоже профессор, преподаватель кафедры «Информационное обеспечение управления и производства» госуниверситета. Детство и школьные годы юной Екатерины прошли в стенах университета: родители часто брали ее с собой на работу. Она буквально впитала дух студенчества и, еще будучи школьницей, мечтала, что поступит сюда учиться. Девочка не представляла свою жизнь по-другому. Родители культивировали ее интерес и во всем поддерживали.

IMG_5850.JPG

– Одним из любимых занятий в детстве было посещение седьмого корпуса ПГУ. Помню, приходила сюда даже в дни открытых дверей. Я видела, как моя мама рассказывала выпускникам школ о перспективах развития научной сферы. Тогда думала: вот скорей бы вырасти и прийти сюда учиться, – вспоминает о своих юных годах собеседница.

Окончательно определиться с выбором Екатерине помогли занятия по проф­ориентации, которые проводил для детей завкафедрой «Метрология электронной техники» Геннадий Шлыков. По выходным дети школы № 1, где училась Екатерина, приходили слушать его лекции и выполняли практические работы в университете. После занятий под его руководством почти весь класс, в том числе и Екатерина, поступили в ПГУ на эту кафедру. Мечта Екатерины сбылась: она стала студенткой и выбрала специальность инженера.

Студенчество и аспирантура

Уже с первых курсов университета Екатерина начала активно включаться в научную деятельность. Под руководством все того же профессора Шлыкова она стала регулярно выезжать на конференции, писать научные статьи. После окончания вуза девушка решила продолжить свой путь в аспирантуре.

Поддерживать молодых ученых на государственном уровне начали только в середине 2000-х. В это самое время Екатерина подает документы на получение гранта Президента РФ для молодых кандидатов наук. И побеждает. Дальше ее карьера идет вверх. В 2010-м Екатерина Анатольевна стала доктором технических наук.

Женщина-ученый – звучит гордо!

IMG_5918.JPG

А еще Печерская разбивает все мифы о том, что женщинам в научной сфере делать нечего. Вы только вдумайтесь: за годы своей трудовой деятельности она стала автором более 350 научных и учебно-методических работ, в том числе трех монографий, пяти учебных пособий, более 74 рецензированных статей, индексированных в международных базах цитирования. Она обладатель патента на изобретение, ноу-хау и автор 52 свидетельств на программы для ЭВМ и базы данных. 

В 2021 году Екатерина Печерская удостоена звания «Ученый года Пензенской области». При этом профессор – очень скромный человек, но когда речь идет о ее научных разработках и проектах, над которыми она сейчас работает, ее глаза загораются. 

– На данный момент наш научный коллектив развивает сразу несколько проектов. С 2023 года ведем разработку фундаментальных основ цифрового двойника процесса получения оксидных покрытий с заданными свойствами методом микродугового оксидирования.  Проект поддержан Министерством науки и высшего образования РФ, – объяснила ученый. – Мы создаем покрытия с заданными свойствами, разработки можно внедрять на промышленных предприятиях. Кроме того, это импортозамещение, которое так необходимо сейчас нашей стране.

Учитель продолжается в своем ученике

Кроме научной деятельности, Екатерина Анатольевна много лет преподает. Многие ее выпускники  становятся учеными, входят в ее команду и защищают собственные проекты.

Между собой аспиранты называют Екатерину Анатольевну второй мамой, говорят, что ее энергия и мотивация помогают двигаться вперед. 

Так, например, Тимур Зинченко 5 октября защитил кандидатскую диссертацию.

– Все благодаря помощи и поддержке Екатерины Анатольевны. Она первоклассный специалист в своем деле. Благодаря ей я участвовал во  многих научно-практических конференциях. Хотя, не скрою, иногда мне хотелось все бросить, но благодаря ей я снова начинал свой путь, – говорит молодой ученый о своем научном руководителе.

IMG_5957.JPG

Владимир Антипенко пока аспирант, его защита намечена на следующий год. Юноша работает ассистентом на кафедре.

– Именно Екатерина Анатольевна в 2013 году погрузила меня, первокурсника, в специфику будущей специальности. Я тогда понял, что хочу связать свою жизнь с наукой. В этом году закончил аспирантуру. Поддержка руководителя для меня много значит. Моя работа посвящена автоматизированной системе измерения биоимпеданса (то есть электрического сопротивления биологических тканей). Я выиграл грант по этой теме и даже прошел стажировку в вузе Португалии. И все это благодаря моему научному руководителю, – высказался Владимир Антипенко.

Для души

В жизни Екатерины Печерской немаловажную роль играет семья: любящий муж и двое сыновей. Будущие супруги учились в одно время в университете, но на разных факультетах. Он под стать своей любимой: два высших образования и крупные проекты в IT-сфере. Старший сын – отличник, учится на том же факультете вычислительной техники, где учился и его папа. Младший сын еще школьник, но как орешки «щелкает» сложные математические викторины, создает мобильные приложения.

– Я люблю дух университета, студенческую атмосферу. Молодые ребята приходят к нам учиться с  энергией, которая заряжает. А мы, педагоги, помогаем им идти дальше по дороге знаний. Нынешняя молодежь целеустремленная. Ее поддерживает государство: гранты, проектная деятельность, конференции, стажировка в крупнейших мировых вузах. Сейчас отличное время для развития ученых, – делится своими наблюдениями Екатерина Анатольевна.

Цифры

За время своей деятельности Екатерина Анатольевна стала автором более 350 научных и учебно-методических работ, в том числе трех монографий, 8 учебных пособий; более 74 рецензированных статей, индексированных в международных базах цитирования. Она обладатель патента на изобретение, ноу-­хау и автор 52 свидетельств на программы для ЭВМ и базы данных…

Автор: Екатерина РАЦ

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER