Вгрызались в мерзлый грунт: история создания Сурского рубежа

Пензенская область в годы войны тоже готовилась дать отпор врагу

Вгрызались в мерзлый грунт: история создания Сурского рубежа

Сталинградская битва, став переломным моментом в истории войны, спасла от фашистов многие регионы Поволжья, в том числе и Пензенскую область. Ведь в случае победы немцев на Волге следующим на их пути мог оказаться Саратов. А уж за ним и город на Суре… 

В 1942 году города Поволжья активно готовились к обороне. Какой заслон врагу собирались поставить в Сурском крае? 

Здесь кровь сочилась из ладоней

На территории Пензенской области строительством оборонительного рубежа занялись еще в конце 1941 года. На рытье противотанковых рвов (Сурского оборонительного рубежа) было мобилизовано более 100 тысяч человек. Предполагалось возвести укрепления по реке Суре, начиная от поселка Лунино, далее через Бессоновку, Пензу, Лемзяйку и Ключи. Параллельно с этим строилась еще одна линия, берущая начало в Лунино. Далее она проходила через Мокшан, Загоскино и Александровку. 

Круглосуточно вгрызались люди в мерзлый грунт: в общей сложности было прорыто несколько сотен километров противотанковых рвов, установлено 1,5 тысячи огневых позиций, выкопано около 12 тысяч землянок для бойцов. 

Работы шли ударными темпами и уже к февралю 1942 года были закончены. 

Моя бабушка Анна Денисова тоже участвовала в рытье окопов. 

Ее уже давно нет в живых. Как я жалею сейчас, что не расспросил в подробностях про события тех дней! 

— Тяжело было, — помню, вздыхала она. — Голодно, холодно… Но мы понимали, что нужно спешить, и никто не жаловался, что устал, хотя от работы все тело ломило.   

Небесное око

Хотя информация о создании Сурского рубежа была засекречена, враг о нем знал. Дело в том, что весной 1942 года над нашей областью стали регулярно появляться самолеты-разведчики Люфтваффе. Их полеты проходили на высоте до 7 километров, и сбить эти машины было крайне затруднительно. 

Целью воздушной разведки были не только оборонительные рубежи, но и промышленные предприятия Пензы и Кузнецка. В частности, судя по трофейным аэроснимкам, врага в первую очередь интересовало месторасположение завода № 740 (нынешний «Пензмаш»), где выпускались знаменитые реактивные минометы залпового огня «катюша». 

Нередко стартовавшие с территории захваченной Белоруссии самолеты немцев доставляли в нашу область шпионов и диверсантов. Кстати, подобные случаи не раз фиксировались в Пачелмском, Земетчинском и Сердобском районах.

Угрожающее положение

В случае прорыва немцев на Южном фронте первым их должен был встретить Сердобск. Для отпора врагу здесь сосредоточили серьезные силы. Защищать предстояло не только эвакуированные из Украины и Белоруссии предприятия, но и крупный железнодорожный узел в соседнем Ртищеве.   

— Собор Архангела Михаила в Сердобске был забит различным вооружением, – говорит специалист историко-краеведческого музея города Мария Ситникова. — Только в нем было сосредоточено 86 вагонов воинского имущества. 

Кстати, устройство военного склада в храме и спасло его от разрушения перед войной. 

По словам Марии, в 1942 году в Сердобске были сформированы подразделения народного ополчения, истребительные батальоны. 
Готовился к прорыву врага и областной центр со 160-тысячным населением. В Пензе был создан комитет обороны, возглавил который первый секретарь Пензенского обкома ВКП(б) Александр Кабанов. Город готовились защищать силами пяти стрелковых полков, состоящих из 15 батальонов. В помощь обороняющимся были выделены два бронепоезда, 240 артиллерийских орудий, из которых 55 — противотанковых. Кстати, тяжелой бронетехники в городе почти не имелось, ведь она была куда нужнее на более «горячих» направлениях. 

Бить врага на городских улицах готовилось и народное ополчение. Взрослых горожан военные учили подбивать танки связками гранат и бутылками с горючей смесью. Подростков — тушить зажигательные бомбы. О том, как это делать, рассказывала и газета «Сталинское знамя» (ныне «Пензенская правда»).     
 
В предполагаемых местах прорыва немцев были созданы оборонительные противотанковые рвы и укрепления. Поначалу планировалось окружить ими весь город, но от этой идеи отказались, так как понимали, что это нереально – слишком мало времени.  
Рядом с важными административными зданиями были установлены зенитные орудия, а на улицах города появились противотанковые ежи. 

— Сроки подготовки были очень сжаты, — рассказывает известный пензенский краевед Виктор Кладов. — Если бы враг победил в Сталинграде, немцы могли появиться у Пензы в течение двух недель… 

Генерал в тракторе

По словам Виктора Юрьевича, в коридорах власти звучал и пессимистический сценарий — продержаться хотя бы месяц. Фашисты должны были потерять в боях за город на Суре не менее 50 тысяч солдат. Это уже был бы хороший вклад в ослабление сил противника. 

— Город не сдадим и будем биться до последней капли крови! — сказал как отрезал на одном из совещаний городского комитета обороны первый секретарь Александр Кабанов. 

Наиболее вероятные участки возможного прорыва лично проверил, управляя трактором, руководитель общей тактики Высшей военной школы РККА генерал-майор Богдан Колчигин. Оказалось, что на подступах к городу испещренный косогорами природный ландшафт серьезной преградой для танков не является и необходимо создавать дополнительные рубежи обороны.

Готовились сжечь села

Осенью 1942 года руководство города провело военно-штабную игру: были отработаны мероприятия по эффективной организации обороны Пензы и эвакуации населения в радиусе 45 километров от областного центра. В частности, при неминуемой опасности прорыва врага и отступлении наших войск предполагалось сжечь села Бессоновку, Арбеково, Валяевку, Золотаревку, Терновку, чтобы они не достались фашистам. 

Все узловые дорожные развязки, мосты и даже лед на многих участках Суры при подходе к городу были заминированы. На случай штурма танками или пехотой предусматривалось нанесение по ним огневого удара с высоты. 

Особое внимание уделялось возможному просачиванию пехоты противника через лесной массив, расположенный на западе Пензы. Для предотвращения этого саперы и горожане устроили там завалы, выкопали ловчие ямы для людей и техники.

Раны на земле…  

К счастью, использовать по назначению подготовленные оборонительные инженерные сооружения не пришлось. 
Практически сразу после их постройки они были законсервированы: амбразуры и входы закрыли деревянными щитами, а двери в землянках и блиндажах заколотили и опечатали. На всем протяжении укреплений была выставлена охрана. Однако, несмотря на это, почти сразу стали регистрироваться факты грабежа этих построек местным населением. Люди, измученные голодом, воровали из блиндажей, землянок и долговременных укреплений продукты питания. 

Когда опасность для Пензенской области миновала, поддерживать многочисленные огневые точки и вырытые землянки в исправном состоянии перестали. В 1944 году специальным приказом областной власти все деревянные конструкции были разобраны на хозяйственные нужды.  

Сейчас от инженерных сооружений 80-летней давности почти не осталось следа. Сегодня о них напоминают лишь заросшие рвы в пензенских лесах.

Взрослых горожан военные учили подбивать танки связками гранат и бутылками с горючей смесью. Подростков — тушить зажигательные бомбы. 

Автор: Анатолий ВОЛОДИН

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER

Введите слово на картинке