Научный научный дед и научный папа: Валерий Никольский и Константин Сергацкий

В любом деле важно наставничество, но в медицине особенно, потому что старший передает младшему свой уникальный опыт и подталкивает к научному росту

Научный научный дед и научный папа: Валерий Никольский и Константин Сергацкий

На полках шкафа в кабинете Валерия Никольского на кафедре хирургии Пензенского государственного университета – десятки книг, которые он написал сам или в соавторстве с другими специалистами.

Практика пригодилась

– В 1990-х годах изменился подход к преподаванию медицинских дисциплин, – вспоминает он. – Стали давать более общие знания, поэтому учебной литературы по узкоспециальным областям было недостаточно. Пришлось самому писать пособия для студентов недавно открывшегося в ПГУ мединститута

По счастью, позже все вернулось на круги своя, а новых учебников не потребовалось: они уже были. Причем пользуются ими не только в Пензе, но и в других городах страны.

Да что учебники! Пришлось в областной больнице им. Н.Н. Бурденко с нуля создавать базу для студентов-медиков. Он, в тот момент главный врач клиники, приложил немало усилий для организации кафедр хирургии, травматологии и ортопедии, морфологии и других.  В каждом подразделении больницы выделили помещения под учебные комнаты и всю необходимую инфраструктуру кафедр.

Константин Сергаций и Валерий Никольский на защите.jpg

Редко кто из медиков совмещает труд практикующего специалиста и научную работу, обучаясь заочно. Валерий Исаакович – один из немногих. После Куйбышевского мединститута они с женой, тоже медиком, получили распределение в Наровчат. 

– Вспоминаю это время с благодарностью, – признается врач. – Там я на практике освоил многое из изученного в теории.

Это в крупных городских клиниках хирург специализируется на чем-то одном, а им с коллегами приходилось, и полостные операции делать, и нейрохирургические, и другие. 

Даже будучи главным врачом областной больницы им. Н.Н. Бурденко и выезжая на операции в районы, он всегда «подсматривал» находки местных хирургов, чтобы потом применять на практике. 

Без учеников не обойтись

Наверное, именно богатый практический опыт помог ему без отрыва от работы написать в 1987 году (под руководством профессора Георгия Львовича  Ратнера) кандидатскую диссертацию. Продолжая работать, тогда уже в Заречном, Валерий Исаакович стал доктором наук, а в 2012 году – профессором.

– У нас шутят: если врач становится доктором наук в 60 лет, значит, он верит в загробную жизнь. Оптимальный возраст – в районе 40 лет. Тогда человек успеет и сам многое сделать в науке, и учеников воспитать.

Достижение высот в практической и теоретической медицине – это важно. Но есть еще одна задача − это, по словам Валерия Исааковича, оставить учеников, которые продолжат начатое дело. Под руководством Никольского кандидатские диссертации защитили 14 человек, большинство  работают в Пензе.

Два наставника.jpg

– А первым возвел меня в ранг «научного деда» Александр Климашевич, – смеется Валерий Исаакович, – его ученик защитился.

– Будущие ученики сами вас находят или вы делаете выбор? – интересуюсь у профессора. 

Он говорит, что в основном, конечно, сам. Берет студентов на операции, наблюдает за ними.

– Хирургия – не математика с точными формулами. Это смесь шаманства с интуицией, – улыбается доктор, – один старается, делает все строго по правилам, а другой вроде не утруждается сильно, а у него все выходит. Запоминаешь его, предлагаешь заняться научной работой. А бывает, что студенты поражают своими глубокими ответами на экзаменах.

Сказал – сделал

Но есть исключения. Константин Сергацкий пришел к Никольскому, когда учился на третьем курсе мединститута, и заявил, что хочет заниматься наукой, работать на кафедре и готов написать под руководством преподавателя кандидатскую диссертацию. Наглость студента поразила педагога, он решил посмотреть, что из этого выйдет. А вышло все так, как тот и говорил. 

Константин действительно оказался очень заинтересованным студентом. Опыта, как и учитель, набирался, работая сначала санитаром  и медбратом, потом хирургом. На 5-6-м курсах института и в интернатуре уже собирал материал для  будущей кандидатской, а потому в аспирантуре написал ее  досрочно – за год с небольшим. 

Обращаю внимание на висящий возле умывальника дорожный кейс с бритвенными и другими принадлежностями.  Перехватив мой взгляд, доктор объясняет, что в пандемию коронавируса он полтора месяца жил в кабинете – такая большая была нагрузка, да и семью берег, боялся принести домой вирус.

Ладно, бритва. У него еще и гитара в шкафу припрятана. Константин Игоревич – участник музыкальной группы «Рок-док», в которую входят врачи. Играет на гитаре и поет.

Константин Сергацкий.jpg

Сергацкий – настоящий генератор научных идей. Он запатентовал семь изобретений, шесть из которых уже применяются в клинической практике. Самым значимым считает научную разработку по лечению эпителиального копчикового хода. По словам врача, обычно эту операцию проводят, оставляя большую рану открытой. 

 – Мы доказали на практике, что предлагаемый нами метод ушивания способом «край в край», во-первых, ускоряет процесс заживления, а во-вторых, повышает качество жизни пациента.

Наверняка и еще одна разработка, которая только внедряется в практику, будет очень востребована.

– Молодые мамы мечтают побыстрее избавиться от расширенной белой линии на животе. В качестве оригинальной методики мы предложили устранять диастаз прямых мышц через небольшой разрез в области пупка, он почти незаметен, – рассказывает Константин Игоревич.

Сергацкий, выражаясь языком Никольского,  уже стал «научным папой» − под его руководством защитился аспирант. 

– Я только вступаю на путь научного руководства. И мне это нравится, – признается Константин Игоревич. 

Уверены, что и его ученики в будущем станут достойными учителями. Научно-медицинская эстафета продолжается.

Автор: Екатерина РОГОЖКИНА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER