В Пензенской области многодетные погорельцы купили дом на пожертвования

В Пензенской области многодетные погорельцы купили дом на пожертвования

В ноябре 2018 года губернатор Иван Белозерцев дал поручение в каждом районе области создать муниципальный маневренный фонд.

— Кроме Пензы и четырех муниципальных образований области, системный подход к созданию маневренного фонда нигде не выстроен. Необходимо проанализировать наличие пригодного для проживания фонда в каждом районе. Если случится пожар, власть должна помочь семье, — сказал тогда Иван Александрович. 

Он дал районам два года на решение проблемы. Таким образом, 2020-й — год, когда маневренный фонд должен появиться во всех районах области. 

Мы решили узнать, как выполняется поставленная главой региона задача. И отправились в Пачелмский район, где незадолго до Нового года произошли пожары сразу в четырех деревнях. 

Сгорели, соответственно, четыре дома, погибли три человека. 

Заодно мы хотели посмотреть,  как живут спасшиеся погорельцы сейчас. Не ночуют ли под открытым небом? 

Козловка, Шейнский сельсовет 

Первая деревня — Козловка, всего в нескольких километрах от Пачелмы. 

Пожар здесь случился 22 декабря вечером. В доме, который снимал мужчина, он находился вместе с возлюбленной. Мужчина успел выскочить из объятого пламенем строения, а его подруга — нет

Юрий Мартьянов, глава Шейнского сельсовета, куда входит Козловка, разводит руками: маневренный фонд никому не понадобился. 

Мужчина вернулся в Пачелму, где у него жилье, а 40-летнюю погибшую схоронили. 

Что касается распоряжения губернатора, то, к счастью, на территории сельсовета имеется административное здание, где расположены ФАП и почта. Часть площади можно использовать и под жилье. Здание отапливается, есть электричество. Планируется перевести помещение из нежилого фонда в жилой. В этом году, говорит Мартьянов, маневренный фонд на одну семью может появиться. 


Русско-Никольское, Черкасский сельсовет 

Потом мы навестили Пановых в селе Русско-Никольском. (Мы — это начальник управления соцзащиты населения администрации Пачелмского района Валентина Грошева, журналист «ПП» и правозащитница Елена Черлянцева.) 

«Пензенская правда» о Пановых уже писала. В семье десять детей. Правда, старшие уже взрослые, самостоятельные, несовершеннолетних четверо. 

Огромная благодарность нашим читателям и всем неравнодушным людям, которые пришли семье на помощь. Отклики были даже из соседней Мордовии — женщина, инвалид, от своей пенсии прислала 7 тысяч рублей. 

Сейчас Пановы живут в деревянном доме, который, со слов многодетной матери, они уже купили — на благотворительные пожертвования, в том числе и от наших читателей. По жилой площади этот дом даже больше сгоревшего. Правда, требуется ремонт. 

Местные до сих пор не перестают восхищаться отцом семейства. Он служил в Афганистане и, возможно, именно поэтому в отчаянный момент не растерялся. Он спасал детей, выбрасывая их в окна. Буквально перекидал за минуту, хотя у него уже сгорели волосы, брови и ресницы, поджарило спину. 

Когда мы приехали в этот раз, героический отец семейства мирно возился по хозяйству у сараев. Рядом стояла готовая к поездке, запряженная в сани лошадь. По двору ходили индюки и гуси. На разведку (кто там наведался в гости?) выбежали собаки. 

В общем, мы застали жизнь. И внутри дома, под низкими потолками, было тепло и уютно.

Пановы взамен сгоревших вещей накупили новых. Младшему сыну, которому пять, даже приобрели… попугая. Некоторые соседи считают, что не стоило – в такой ситуации каждую копейку надо экономить. Но родители решили порадовать ребенка на Новый год. После пережитого нужны положительные эмоции. 


Черкасское, Черкасский сельсовет 

Пановы из Русско-Никольского сгорели дотла 16 декабря, рано утром. А вечером в соседнем Черкасском (тот же сельсовет) заполыхал деревянный дом на две квартиры. 

В той половине, где вспыхнул огонь из-за неисправной электропроводки, погибли 83-летняя хозяйка и ее 47-летний сын. 

Во второй половине сгорела только крыша. В принципе, ее можно восстановить, но хозяйка квартиры, которая работает продавщицей в местном магазине, решила переезжать в районный центр. 

По ее словам, она купит в Пачелме жилье в ипотеку примерно за 500 тысяч рублей. Ей помогают родственники. Пока живет в родном селе у соседей. 

Продавщице, в отличие от других погорельцев, благотворительный сбор не объявляли. Она жила одна, двое ее детей — совершеннолетние. Все, что продавщица получит, — 25 тысяч рублей из резервного фонда главы админи­страции Пачелмского района. 

Теперь про маневренный фонд. 

По словам главы Черкасского сельсовета Сергея Демидова, в собственности муниципалитета имеются две квартиры в двухэтажных домах, это и станет резервом на случай ЧП. Сейчас там ни света, ни отопления. Но за лето, если заняться, можно исправить. 

— А деньги-то в бюджете на это есть? — спрашиваю. 
— Ну, не евроремонт, конечно, но социальный уровень обеспечим, — отвечает Сергей Петрович, при этом втягивая голову в плечи, как будто аккуратно ставит ногу на заминированную зону. Движение говорит о местном бюджете красноречивее цифр.
— А на что вы его будете содержать, когда отремонтируете? 
Вторую ногу, видимо, поставить некуда, и Сергей Петрович вопрос игнорирует. 
— Оно нам все равно нужно, — только и сказал. 
— А сколько у вас народу живет? 
— 546 человек в сельсовете, средний возраст, наверное, лет 70. 


Решетино, Решетинский сельсовет 

В селе Решетино тоже сгорел дотла дом многодетной семьи. Родители детей давно были в разводе. Пожар случился утром 31 декабря, а 2 января отец умер из-за болезни. 

На момент возгорания в доме находилась дочь-десятиклассница. Слава богу, она не растерялась и выскочила в окно. Старший сын у них служит в армии. Младшим — 8 и 10 лет. 

Село Решетино – татарское. Не Средняя Елюзань, но тоже впечатляет. Богатые, красивые дома, новый детский сад, сейчас строят ДК. Население — 1100 человек, 40 предпринимателей. 

Хотя Наталья Максутова, к ее чести, говорит по-татарски, она русская. Русских в Решетино всего с десяток. Всем селом Наталье собирали деньги. Кто победнее — жертвовали по 50 рублей, благополучные – и по 3 тысячи. Набрали 120 тысяч. Для села очень даже хорошо. 

Сейчас женщина с детьми живет у подруги. Уже выбрала дом, в который переедет. Ждет приезда хозяйки для заключения сделки. Многодетная мать работает, дети будут получать пенсию по потере кормильца, так что Наталья, по ее словам, уже понемногу оправляется от случившегося. 
И снова про маневренный фонд. Из-за того что Решетино — зажиточное село, брошенных домов, как в других поселениях, здесь практически нет. 

По словам главы сельсовета Рамила Клейменова, резерв на случай непредвиденных обстоятельств иметь хотелось бы, но жилье придется либо выкупать у хозяев, что дорого, либо строить, что еще дороже. 

Клейменов посчитал, что строительство резерва на семью обойдется в 1,13 миллиона рублей, а годовой бюджет села — 3,6. 
Самостоятельно сельсовету такое не потянуть. Пока, резюмирует Рамил Клейменов, он не видит выхода из ситуации. 


Подведем итоги 

Погорельцы под открытым небом не живут, все потихоньку устраиваются. Из резервного фонда главы администрации Пачелмского района им выплатят по 25 тысяч рублей. Это все. (Еще, по словам начальника управления соцзащиты населения администрации Пачелмского района Валентины Грошевой, в Министерство лесного и охотничьего хозяйства направлен официальный запрос о возможности получения леса по льготной цене.) 

Таким образом, сбор благотворительных пожертвований на сегодняшний день — самый эффективный ресурс помощи погорельцам. 

Про маневренный фонд. В Пачелмском районе такового нет. Причина — отсутствие в муниципалитетах денег. Их порою не хватает даже на то, чтобы составить необходимые документы для обращения в суд с целью признания брошенных строений бесхозными и последующего их перевода в собственность сельсоветов. Нужны финансы и на ремонт.

Важный момент. Когда в Пензе люди лишаются крова из-за пожара, их переселяют в маневренный фонд и они там живут годами, некоторые — лет по 20—30. Потому что выселить принудительно погорельцев нельзя, а решить квартирный вопрос самостоятельно, как требует закон, они не могут из-за низких доходов. 

А если и в сельском маневренном фонде люди будут жить годами? Что делать, если случится новый пожар? 

На местах предлагают принять областную программу по маневренному фонду, с совместным финансированием. 

Еще было бы разумно создать областной фонд помощи погорельцам. 

Спрашивала про страхование. Объясняют, что если страховать дом и имущество на 10 тысяч рублей в год — это никого не выручит, а на 100 тысяч — у людей нет возможности. 

И последнее. В Пензе, а также в крупных региональных городах маневренный фонд есть. На самом «нижнем» уровне, особенно если деревни победнее, много оставленных домов, да и стоят они не так дорого, поэтому здесь в официальном маневренном фонде, возможно, даже и смысла нет. Как мы увидели своими глазами, расселение решается и без резерва. 

А вот районные центры и богатые села, пожалуй, страдают больше всего. Здесь и недвижимость дорогая, и резерва нет. 


Какая помощь положена погорельцам? 

Еще раз подчеркнем, что ответственность за свой частный дом несет сам хозяин. Поэтому если дом сгорел, то новое жилье необходимо строить или покупать самим. Но до той поры, как это произойдет, гражданин имеет право на маневренный фонд, предоставляемый муниципалитетом из расчета минимум 6 квадратов на человека. Выселить гражданина из маневренного фонда на улицу не имеют права. 

Отсюда, собственно, и проблема: в Пензе, если дом сгорит, временную жилплощадь дадут, а в районах области — крутись сам как хочешь, маневренного фонда нет. Несправедливо! 

Теперь по деньгам. 

Малоимущие граждане имеют право на единовременную материальную помощь в размере 150 тысяч рублей в рамках программы «Социальная поддержка граждан в Пензенской области на 2014-2022 годы» (с последующими изменениями). Правда, постановлением правительства области от 26 ноября 2019 года оговаривается, что утрата жилья учитывается с 1 января 2020 года. 

То есть эти 150 тысяч «пролетели» мимо пачелмских погорельцев. 

(Заметим также, что на обеспечение программы в 2020 году заложено всего около 3 миллионов рублей. Это позволит осуществить выплаты лишь 18 (!) владельцам сгоревших домов.) 

В декабре 2019 года принят Закон Пензенской области о наделении с 1 января 2020 года органов местного самоуправления (ОМС) полномочиями по работе с погорельцами.

ОМС определяют, какие семьи (в зависимости от дохода) имеют право на выплаты, помогают в сборе документов, обследуют сгоревшие жилые помещения и направляют документы в Минтруд. Выплаты будут производиться на основании распоряжения правительства Пензенской области.
В районах, как правило, самостоятельно выплачивают небольшие суммы в помощь. В Пачелмском это 25 тысяч рублей. 

А еще, теоретически, можно получить по льготной цене лес на строительство. Это Закон Пензенской области от 22 февраля 2007 года № 1226 «О некоторых вопросах, связанных с реализацией в Пензенской области отдельных положений Лесного кодекса РФ (с последующими изменениями)». Однако лес выделят на корню — 50 кубометров ликвидной древесины (хвойных пород — 70 процентов, лиственных — 30). И придется собрать кучу документов. Стоимость древесины зависит от минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, устанавливаемых правительством РФ для Пензенского лесотаксового района на 2020 год. А еще — от расстояния вывозки и крупности древесины.   

Автор: Марьям ЕНГАЛЫЧЕВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER