В Пензе главный телохранитель страны рассказал о звездных клиентах

В Пензе главный телохранитель страны рассказал о звездных клиентах

8 июня Пензу посетил уникальный человек — президент национальной ассоциации телохранителей России Дмитрий Фонарев. Дмитрий Николаевич — профессиональный бодигард. В свое время, являясь сотрудником личной охраны самого секретного 9 Управления КГБ, обеспечивал безопасность не только первых лиц нашего государства, но и глав других держав.

Живой щит

— Дмитрий Николаевич, что вас привело в Пензу? 
— Меня пригласило одно из охранных агентств. В стране нет единых нормативов оценки профессиональной пригодности сотрудников личной охраны. На специальных сессиях мы пытаемся сформировать усредненные показатели в таких дисциплинах как стрельба из табельного оружия, рукопашный бой и оказание первой помощи пострадавшему. Эти меры помогут развитию профессии. 

— Какими качествами должен обладать телохранитель? 
— Главное быть комфортным для клиента и иметь способность замечать мельчайшие детали или несуразности. Он должен быть очень выносливым, ведь порой на ногах нужно провести целый день. 

В СССР этой работой занимались исключительно сотрудники КГБ. Новобранцы набирались очень тщательно. Например, на меня обратили внимание, когда я активно занимался лыжными гонками. Предложили работать после армии в комитете. Я согласился. 

После необходимой подготовки уже через несколько лет мне было доверено выходить в «поле» (работа телохранителя в реальных условиях). 

— Со стороны ваша работа кажется непыльной. Сиди себе с суровым лицом за спиной випа…
— Отчасти это так (улыбается). Труд телохранителя сильно приукрашен фильмами. Многих, даже наших клиентов это вводит в заблуждение. Люди наивно полагают, что главная обязанность телохранителя картинно броситься первому под пули. На самом деле это не так. Если дело доведено до стрельбы, значит, это огромный минус в работе как «личника», так и всей службы безопасности в целом.

К тому же эффективности от такого геройства никакого: первую пулю поймаете вы, вторую — ваш клиент.    

Молниеносно среагировать на выстрел тоже вряд ли получится. Даже самый подготовленный сотрудник пока достанет оружие, профессиональный киллер успеет сделать три выстрела…

Телохранителей нанимают не для того, чтобы они были живым щитом, а чтобы не возникало подобных ситуаций в принципе.

Профессионал всегда работает на предупреждение. Скрупулезно изучает места пребывания клиента, предлагает оптимальные схемы движения и так далее. Это как ехать по навигатору и зная, что он ведет по плохой дороге, безропотно подчинятся ему. А уж если поперек этой дороги стоят крепкие ребята, то не благоразумнее ли повернуть назад? 

В нашей работе есть три постулата: избежать, убежать и противостоять. 

В общем, у нас рутина и однообразие. К тому же работа в постоянном напряжении. А быть рядом с начальником сами понимаете, не сахар — если у важной персоны возникают проблемы, так он может легко сорвать на нас злость. 

Кстати, режиссер культового фильма «Телохранитель» Мик Джексон мне прямо сказал, что если бы мы снимали все как есть, фильм бы получился очень скучным.    

Всегда на шаг впереди

— Вы охраняли генерального секретаря Михаила Горбачева. Как с ним работалось?
— Он был непредсказуем. Любил останавливаться в «незачищенных» местах и подолгу беседовать с народом. Признаюсь, каждая такая пауза в движении кортежа добавляла нам седин... 

Его супругу Раису Максимовну мы не очень любили – капризная была дама. Работа в «личке» с ней была сущим наказанием.  

Мне доводилось обеспечивать безопасность многих политиков. В том числе американского президента Рональда Рейгана, премьер-министра Англии Маргарет Тэтчер и других высших персон во время их визитов в СССР.

— Трудно было находить общий язык с зарубежными коллегами?  
— Нам всегда доверяли и даже считали лучшими специалистами в мире. Кстати, это хорошо видно по количеству покушений на лидеров ведущих иностранных государств.  Вспомните покушение на президента Кеннеди, Рейгана и так далее. В нашей стране подобные случаи за столетнюю историю спецслужб были единичны.

Кстати, каждое покушение на мировых лидеров серьезно анализируется. Делаются выводы и укрепляются слабые места в обороне. Учимся так сказать на чужих ошибках. 

Так было всегда. Однажды, я видел толстенный секретный документ, где были расписаны действия сотрудников безопасности во время проведения парада Победы в 1945 году. А с виду парад как парад…   

— А какое покушение было самым резонансным в СССР?
— Это было в 1969 году. Кортеж Брежнева обстрелял прямо у Боровицких ворот офицер Советской армии Ильин. Стрельба велась с двух рук по второму лимузину, где обычно передвигался генсек. Выстрелами был убит водитель, ранены космонавты Береговой и Николаев.

К чести нашей службы стоит сказать, что работая на предупреждение, мы сделали так, что машины генсека в кортеже не было. После встречи космонавтов в аэропорту Леонид Ильич незаметно прибыл в Кремль заранее и узнал о покушении уже в своем кабинете. 

Кстати, этот факт почему-то не упоминается. Говорится лишь о том, что генсек ехал в другой машине кортежа, что и спасло ему жизнь. 

Подарок от президента

— В «нулевые» вы охраняли Билла Гейтса и основателя Google Сергея Брина, эстрадных звезд. Сколько стоили ваши услуги? 
— По-разному. Например, по контракту с «Майкрософт» я зарабатывал за сутки тысячу евро. Но так оценивается работа профессионалов самого высокого уровня. Обычно, телохранители в России могут рассчитывать на 50 — 100 тысяч рублей в месяц.  

— Кому сложнее обеспечивать безопасность: артистам, политикам или бизнесменам? 
— Если при работе с политиками ты лишь винтик в мощной системе безопасности, то с артистами все иначе. И оберегать их нужно больше от папарацци. Часто они работают в паре. Один, например, норовит бросить в артиста помидор, а другой в это время делает фотографии. Потом снимок за бешенные деньги продают таблоидам. Многих подобных «специалистов» мы знаем в лицо и всячески стараемся оттеснить их.

На концертах работают целые команды бодигардов. Причем, чем больше зал, тем их больше. Все звезды на сцене клянутся в любви к публике, но уже на подмостках ее серьезно опасаются. 

А вот с крупными бизнесменами все иначе. Что у нас, что за рубежом эти люди уверены, что все можно купить. В общем, совсем другой мир. Однажды, Сергей Брин очень спешил. В Москве пробки и он предложил мне срочно купить вертолет за любые деньги. Видели бы вы его лицо, когда он узнал, что в России это не получится...        

— Президент Рональд Рейган подарил вам запонки. Как это случилось?
— Это было во время визита Горбачева в Вашингтон. В последний день в Белом доме ко мне подошел сотрудник охраны Рейгана и передал запонки со словами: «Это вам от нашего президента». 

Думаю, это просто знак внимания к работе сотрудников нашей службы безопасности обеспечивающий первый визит генерального секретаря в США. Запонки я ни разу не надевал и храню их как семейную реликвию. 

Кстати, подобный знак внимания получил от президента Никсона только мой наставник Владимир Винокуров. Однажды, во время визита Никсона в Москву он успел быстрее своих американских коллег среагировать и предотвратить закрытие тяжеленой бронированной двери президентского лимузина, прежде чем Никсон уберет ноги с асфальта. В противном случае ему бы их переломало… 

Стандарты

— Насколько востребована работа телохранителя? 
— Прошли времена, когда громила в темных очках был атрибутом успешности. Сейчас бодигардов нанимают лишь в случае острой необходимости. Нередко «личников» нанимают детям, женам и так далее. В мире растут риски, совершенствуется оружие и противостоять этому способны лишь люди высокого уровня подготовки. 

Неслучайно мы разрабатываем стандарты оценки специалистов. Они помогут выявлять настоящих мастеров своего дела, создавая рейтинг профессиональных телохранителей. 

Автор: Анатолий ВОЛОДИН

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER