В ожидании новой метлы

В ожидании новой метлы

Метод бабы Веры

Баба Вера — 72-летняя жительница села Пановка (Колышлейский район) — убеждена, что у нее нет бытового мусора: пищевые отходы съедают собака и куры, сухую траву и ветки деревьев она сжигает. А все остальное (целлофановые пакеты, коробки, пластиковые бутылки) закапывает в большой яме на своем участке. 

Если рассуждать об экологии, баба Вера поступает неправильно, но не хуже многих своих соседей, которые вывозят накопившиеся отходы в лес или окрестные овраги. И если им сделать замечание по этому поводу, они возмутятся, скажут: «А куда деваться?». Ведь в Пановке нет организации, которая занималась бы сбором мусора у населения и вывозом его на полигон. Вот люди и выкручиваются как могут. А стихийные свалки тем временем плотным кольцом сжимаются вокруг населенных пунктов области, даже тех, где мусор исправно собирают и вывозят.  

Точки на карте свалок

Российские экологи бьют тревогу. Несанкционированные помойки уже сегодня (не надо даже заглядывать в далекое будущее) грозят людям чередой неприятностей: они отравляют воздух, здесь роются собаки и грызуны — разносчики инфекции, а вредные вещества загрязняют землю и воду.

С 2017 года Общероссийский народный фронт (ОНФ) в рамках программы «Генеральная уборка» запустил проект «Интерактивная карта свалок», где любой житель может отметить точку несанкционированного сброса мусора. На карте Пензенской области сегодня уже более 120 отметок. Активисты ОНФ выезжают на место и исследуют каждую точку. Какие-то свалки удается ликвидировать своими силами, с помощью волонтеров, молодежных организаций; другие расчищаются силами районных властей, но...

— Недавно была ликвидирована стихийная свалка в Лопуховке (Бессоновский район), — рассказывает глава регионального исполкома ОНФ Сергей Мельников. — Выросла она неподалеку от села. Здесь были и пластиковые бутылки, и макулатура, и опасные для здоровья ртутные лампы. Порядок навела местная администрация. Мы выехали на место—– убедиться, что дело сделано, и увидели такую картину: на расчищенный пустырь шел местный житель с тачкой, чтобы свалить мусор на прежнее место. При этом я не исключаю, что он был в числе тех, кто громче всех жаловался и требовал навести порядок. 

Сегодня борьба с несанкционированными свалками напоминает схватку с мифической гидрой: ликвидируешь одну помойку, а завтра поблизости появятся две новые. 

Везут мусор куда попало не только частые лица. Грешат этим даже организации, которые занимаются... сбором отходов. Бывает, вместо того, чтобы ехать на полигон и платить деньги за утилизацию, сваливают ТБО в лесу или овраге. 

Каждый будет платить по счетам

Работа по вывозу и утилизации мусора — это головная боль, с ней не многие готовы связаться. До 2015 года эти функции висели на муниципалитетах, потом перешли к региональным ведомствам (у нас это областное Управление ЖКХ и ГЗН и Министерство лесного хозяйства). Частники неохотно берутся за работу по вывозу ТБО, потому что это сложно. Во-первых, надо получить лицензию от Управления природных ресурсов. Во-вторых, люди отказываются заключать договоры на вывоз мусора, желая сэкономить. Многие в первую очередь думают о своем кармане, а о глобальных проблемах (загрязнении лесов и экологической катастрофе), по их мнению, должен думать кто-то другой. 

Чтобы исправить ситуацию, несколько лет назад на федеральном уровне было принято решение о переходе на новую систему сбора и утилизации мусора. В 2014 году были внесены поправки в Федеральный закон № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», которые вступили в силу с начала 2016 года. Их суть в следующем: вывоз мусора становится отдельным видом коммунального платежа, и оплата этой услуги будет производиться отдельно — по установленному тарифу. На смену отдельным предприятиям, занимающимся сбором и утилизацией отходов, придет региональный оператор. Это нужно для того, чтобы стихийные свалки ушли в прошлое. Мусор будут сортировать, а затем перерабатывать или захоранивать по новым технологиям. 
Поэтому независимо от того, много у бабы Веры мусора или почти нет, она обязана будет заключить договор с оператором и платить по выставленному счету.

«Мусорная» логистика

Изначально переход на новую систему работы с бытовыми отходами был запланирован на 2017 год, но, так как требовалось провести очень большую «бумажную» работу, регионам дали дополнительное время — до 1 января 2019 года. В запасе осталось всего четыре месяца.  Готова ли Пензенская область работать по новым правилам?

— В целом — да, — отвечает консультант отдела защиты населения и благоустройства областного Управления ЖКХ и ГЗН Елена Гудыменко, — но подготовительный этап еще не пройден. 

В 2016 году был проведен тотальный мониторинг в данной отрасли — подсчитали, сколько в области полигонов, контейнерных площадок, перевозчиков ТБО, стихийных свалок, а также определили примерный годовой объем отходов. 

Эта информация легла в основу Территориальной схемы по обращению с отходами, где отражена вся существующая «мусорная» логистика. 

— В Пензенской области 3 городских округа, 27 районов, куда входят 24 городских и 271 сельское поселение, откуда вывозят мусор, — приводит статистику Елена Ивановна. — Отходы поступают на 11 полигонов. Перед нами стояла задача разделить территорию на зоны так, чтобы расстояние до места складирования мусора было минимальным. Ведь от этого зависят расходы оператора, а значит, и тариф на вывоз мусора. В итоге решили, что оптимальным будет поделить область на четыре зоны: северную, южную, западную и восточную.   

На сегодняшний день региональные операторы по трем зонам отобраны: западную и восточную будет обслуживать компания ООО «Экопром», южную — ООО «Вторма плюс». Обе не новички в данной сфере.

На обслуживание северной зоны — самой сложной в плане организации работы (помимо шести районов, сюда входят Пенза и Заречный) — первый конкурс был признан несостоявшимся. А на второй подали заявки две компании.

Свалок больше не будет?

Надо отметить, что статус регионального оператора (РО) присваивается на 10 лет. В обязанности компаний войдет полный цикл работ с ТБО. Также они будут ликвидировать несанкционированные свалки (но только те, которые появятся во время их деятельности). 

— Как только РО забрал мусор с контейнерной площадки, он становится собственником этих отходов и обязан транспортировать их согласно территориальной схеме, — поясняет Гудыменко. — Операторы также будут обеспечивать раздельный сбор мусора: устанавливать в населенных пунктах контейнеры для бумаги, пластика, стекла. 

В настоящее время сотрудники новых организаций уже начали осматриваться — они объезжают свои зоны, встречаются с населением. Один из важных вопросов, который РО предстоит решить в ближайшее время, — обустройство временных площадок для накопления мусора. Они имеются во всех районах области, но официально так и не были оформлены. Теперь должны получить законный статус. 

Специалисты признают, что региональные операторы (по крайней мере, на первых порах) вряд ли смогут рассчитывать на большую прибыль. Тариф должен покрыть их расходы. А дополнительно деньги можно получить за счет переработки мусора. Но эта сфера в России пока развита слабо. 

Телега есть — лошади нет 

Директор Пензенского филиала ООО «Экопром» Алена Чубикова отметила, что успех работы РО во многом зависит от инфраструктуры. Для реализации нового принципа утилизации отходов необходимо строить специальные заводы, сортировочные комплексы, полигоны, мусорно-перегрузочные станции. Пока с этим проблема. 

Согласно Региональной программе по обращению с отходами, до 2027 года в Пензенской области планируется построить 24 объекта: 15 мусороперегрузочных станций, 3 полигона ТКО, 6 мусоросортировочных комплексов.  

Кроме того, предполагается модернизировать три действующих полигона (что позволит увеличить их вместимость на 2,2 млн тонн) и построить мусоросортировочный завод в Бессоновском районе.

В целом в «мусорную инфраструктуру» планируется вложить более 2,5 млрд рублей. Это будут как частные инвестиции, так и средства, которые выделят регионам в рамках национального проекта «Экология». 

Судя по тому, что сейчас инфрастуктура еще не создана, надеяться, что с 2019 года новая система заработает безупречно, не приходится. Чем-то эта ситуация напоминает поговорку про телегу, которую поставили впереди лошади. Тем не менее начинать с чего-то надо. И если не получается обойтись без ошибок, будем хотя бы на них учиться.

Кто хозяин? Не признаются! 

В Пензе контейнерные площадки (КП) находятся в разных формах собственности. Для них подыскивают «пятачки» в соответствии с нормами СанПиНа. Одни КП стоят на частной территории, другие — на муниципальной, третьи — на ничейной. С приходом регоператоров эти площадки должны перейти к ним в аренду. И как это сделать? В ряде регионов уже столкнулись с этой проблемой. Кстати, в территориальной схеме по обращению с ТКО реестра контейнерных площадок по Пензе мы так и увидели, хотя по другим муниципалитетам все готово.

Зоны деятельности регоператоров 
Западная зона — Земетчинский, Нижнеломовский, Пачелмский, Наровчатский, Башмаковский, Спасский, Вадинский районы. 
Южная зона — Колышлейский, Малосердобинский, Каменский, Белинский, Бековский, Тамалинский, Сердобский районы. 
Северная зона — Бессоновский, Шемышейский, Мокшанский, Пензенский, Лунинский, Иссинский районы,  Пенза, Заречный.  
Восточная зона — Камешкирский, Лопатинский, Кузнецкий, Сосновоборский, Городищенский, Никольский, Неверкинский районы, Кузнецк.

Кстати
Горожане мусорят больше
В регионе было проведено специальное исследование.Теперь известно, что житель Пензы в год относит на помойку в среднем 
285 кг отходов. Всего в областном центре за год образуется 226 тыс. тонн мусора. Для сравнения: во всей северной зоне — только 326 тыс. тонн.

Прямая речь
Сергей Мельников, глава исполкома ОНФ:
— Сейчас все районы области ждут прихода «доброго дяди» — регионального оператора, который в одночасье решит все проблемы с мусором. Но не надо забывать, что большие перемены складываются из малых шагов. 
Я тоже надеюсь на какие-то подвижки. Но, чтобы новая система успешно заработала, часть вопросов нужно решить как можно скорее. 

Члены ОНФ часто бывают в других регионах. И сравнение системы накопления мусора в подавляющем большинстве случаев не в нашу пользу. А ведь что-то можно изменить уже сейчас!

Я изучал, как обустроены контейнерные площадки в Москве, Питере, Татарстане. Такое ощущение, что там вообще нет мусора. Места складирования огорожены, скрыты от глаз, содержатся в чистоте. А у нас мимо некоторых страшно проходить. Например, площадка около дома № 14 по ул. Лермонтова. Стыдоба!

А ведь можно все сделать эстетично. Контейнер — за аккуратным заборчиком, рядом — график вывоза мусора, телефон, по которому можно позвонить, если есть претензии.  

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное