Созвездие Петра Чардынина: за творческую жизнь он снял более 200 фильмов

Обнаружены документы, подтверждающие, что наш край — родина еще одного выдающегося кинематографиста

Созвездие Петра Чардынина: за творческую жизнь он снял более 200 фильмов

Тайна рождения

В то время как почти столетие учебники и энциклопедии перечисляли возможные варианты биографии Чардынина, в Российском государственном архиве литературы и искусства хранилась анкета, которую в  1929-м режиссер заполнил собственноручно. Из анкеты следует, что — внимание! — родился Петр Красавцев (Чардынин — псевдоним), по происхождению крестьянин,  в 1872 году в селе Никольском Городищенского уезда Пензенской губернии. Так что зимой 2022 года мы будем праздновать 150-летие своего замечательного земляка!

«Это был один из лучших представителей русской интеллигентной богемы, — писала о нем Маргарита Барская. — Работать всю жизнь, острить, пить, раздавать деньги до копейки, сохранять постоянное доброжелательство к людям, гнуть руками подковы, создать русскую кинематографию…»

Петр Чардынин обладал редким даром снимать увлекательное и при этом качественное кино. Все его фильмы были зрительскими хитами. 

Мне доводилось показывать неподготовленным зрителям комедии Петра Чардынина «Домик в Коломне» и «Дядюшкина квартира». Переживала: будет ли немое кино раннего кинематографа интересно, понятно залу? Зрители увлеченно смотрели фильмы, смеялись. А после сеанса простодушно спрашивали: почему сегодня так не снимают? 

— Потому что сегодня нет Чардынина, — отвечала я.

Уникальный и недооцененный

Петр Иванович Чардынин в истории российского кинематографа был первым театральным деятелем, ушедшим в кинематограф, по сути, первым российским профессиональным кинорежиссером. 
Первым он экранизировал литературную классику: Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Толстого, Гончарова… 

Грядет 150-летие со дня рождения этого уникального человека, а историки кино так и не определились: когда и где он родился, какого происхождения — крестьянского, купеческого? Был Красавцевым или Красавчиковым? Обе фамилии очень похожи на сценический псевдоним, но псевдонимом была как раз фамилия Чардынин — вот то немногое, что известно точно.

Сам он однажды сказал о себе в сердцах: «Какой болван болтает, что Чардынин — режиссер и создает картины! Вранье! Я не режиссер, а повар! Да, повар, пеку блины, а не картины».

Таким он и остался в памяти отечественного кино: режиссер, который «пек фильмы, как блины». И ведь действительно: в одном только 1915 году снял 37 фильмов! А всего за свою творческую жизнь в кино — более 200. 

Однако среди сохранившихся (их немногим более 30) нет ни одного низкосортного. Во всех картинах присутствует художественный вкус, неизменна высокая культура изображения, монтажа, актерского существования в кадре. 

Театр как первая любовь

Чардынин с юности был влюблен в театр. Получил роскошное профессиональное образование — окончил музыкально-драматическое училище при Московском филармоническом обществе. Учился у самого Владимира Ивановича Немировича-Данченко! Был щедро одарен разносторонними талантами, обладал кипучей энергией. После учебы пробовал себя в качестве драматурга, режиссера, антрепренера. 

Но прежде всего он был блестящим актером. Потому и оказался в нужное время в нужном месте — в труппе московского Введенского народного дома. Сюда однажды по поручению кинопредпринимателя Александра Ханжонкова пришел режиссер Василий Гончаров, чтоб позвать актеров в кино. Театральные актеры в то время относились к кино с презрением, поэтому пошли на киностудию немногие.  

Звездный час 

Едва попав на съемочную площадку  к Гончарову, Чардынин начал ему помогать. Вскоре дебютировал как режиссер. Взялся не за какую-то третьеразрядную беллетристику, а за русскую классику: «Боярин Орша», «Мертвые души», «Вадим», «Идиот», «Пиковая дама», «Наташа Ростова»… 

Став главным режиссером компании Ханжонкова, Чардынин одинаково успешно снимал мелодрамы, комедии, исторические сюжеты, экранизации классики. Но более всего ему удавались мелодрамы: «Хризантемы», «Миражи», «У камина», «Поединок любви», «Позабудь про камин, в нем погасли огни»…

Чардынин первым оценил место актера в фильме. Задолго до Голливуда  создал систему кинозвезд: изучив фактуру актера, подбирал соответствующий его способностям материал, снимал в наиболее выигрышных планах и ракурсах. Сыграв в его фильмах, актеры становились кумирами миллионов.
На знаменитой юбилейной серии фотографий 1918 года, выпущенной к 10-летию его работы в кино, его с нежностью окружили российские «звезды полотняного неба»: Витольд Полонский, Осип Рунич, Иван Худолеев, Владимир Максимов, Иван Мозжухин, Вера Холодная. 

Крестный Ивана Мозжухина

Не буду утверждать, что Чардынин привел в кино Ивана Мозжухина. Скорее всего, они пришли к Ханжонкову вместе. Так или иначе, но в 1911 году Мозжухин начал мелькать в фильмах Чардынина на общем плане. «Мелькал» до тех пор, пока в 1913-м на экраны не вышли фильмы «Домик в Коломне», «Обрыв», «Дядюшкина квартира», после премьеры которых Мозжухин стал по-настоящему знаменит. 

Режиссер тогда попал в суть актерской органики Мозжухина: счастливо совпали его талант и человеческие качества. Иван Ильич, Ванечка, как звали его коллеги, был человеком легким, жизнерадостным, общительным, обладал прекрасным чувством юмора. 

Пройдет немного времени, и Мозжухин навсегда покинет фирму Ханжонкова. Но уйдет уже в статусе «короля экрана», за право работать с которым будут бороться лучшие режиссеры и продюсеры того времени.

Молчи, грусть!

И еще две звезды засверкали благодаря Петру Чардынину: Вера Холодная и Маргарита Барская. 
Холодная сыграла в его фильмах свои лучшие и последние роли. Сегодня на могиле режиссера символически установлен кенотаф Веры Холодной — ее могила была уничтожена в 30-е годы. 
Барская училась у Чардынина кинорежиссуре. Да так успешно, что позднее стала основоположницей советского детского кинематографа. 

В 1918 году, к 10-летию своей работы в кино, он снимет один из самых знаменитых фильмов российского раннего кинематографа — «Молчи, грусть, молчи!». Актерский состав был блистательным. Главную женскую роль играла любимица российских зрителей Вера Холодная. Главную мужскую роль — ее мужа — Петр Чардынин блестяще исполнил сам, легко переиграв всех знаменитых красавцев-кинозвезд, занятых в фильме. Сегодня эту картину называют «лебединой песнью» русского дореволюционного кино. 

В Одессе 

После революции Чардынин вместе со съемочной группой перебрался в Одессу. В феврале 1919 года, когда умерла Вера Холодная, съемочная группа распалась. Чардынин уехал сначала в Германию, потом в Латвию, но весной 1923 года вернулся в Одессу. Молодой украинский кинематограф  остро нуждался в опытных профессионалах. 

Чардынин снял на Одесской киностудии 36 фильмов! Совсем других, уже советских, фильмов — режиссер искал новые формы, новый киноязык. Здесь Чардынин познакомился с юной актрисой Маргаритой Барской, вскоре ставшей его женой. 

14 августа 1934 года Петр Иванович Чардынин умер от рака. 

Автор: Светлана СТАРОСТИНА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное