Созвездие Петра Чардынина: за творческую жизнь он снял более 200 фильмов
Тайна рождения
В то время как почти столетие учебники и энциклопедии перечисляли возможные варианты биографии Чардынина, в Российском государственном архиве литературы и искусства хранилась анкета, которую в 1929-м режиссер заполнил собственноручно. Из анкеты следует, что — внимание! — родился Петр Красавцев (Чардынин — псевдоним), по происхождению крестьянин, в 1872 году в селе Никольском Городищенского уезда Пензенской губернии. Так что зимой 2022 года мы будем праздновать 150-летие своего замечательного земляка!«Это был один из лучших представителей русской интеллигентной богемы, — писала о нем Маргарита Барская. — Работать всю жизнь, острить, пить, раздавать деньги до копейки, сохранять постоянное доброжелательство к людям, гнуть руками подковы, создать русскую кинематографию…»
Петр Чардынин обладал редким даром снимать увлекательное и при этом качественное кино. Все его фильмы были зрительскими хитами.
Мне доводилось показывать неподготовленным зрителям комедии Петра Чардынина «Домик в Коломне» и «Дядюшкина квартира». Переживала: будет ли немое кино раннего кинематографа интересно, понятно залу? Зрители увлеченно смотрели фильмы, смеялись. А после сеанса простодушно спрашивали: почему сегодня так не снимают?
— Потому что сегодня нет Чардынина, — отвечала я.
Уникальный и недооцененный
Петр Иванович Чардынин в истории российского кинематографа был первым театральным деятелем, ушедшим в кинематограф, по сути, первым российским профессиональным кинорежиссером.Первым он экранизировал литературную классику: Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Толстого, Гончарова…
Грядет 150-летие со дня рождения этого уникального человека, а историки кино так и не определились: когда и где он родился, какого происхождения — крестьянского, купеческого? Был Красавцевым или Красавчиковым? Обе фамилии очень похожи на сценический псевдоним, но псевдонимом была как раз фамилия Чардынин — вот то немногое, что известно точно.
Сам он однажды сказал о себе в сердцах: «Какой болван болтает, что Чардынин — режиссер и создает картины! Вранье! Я не режиссер, а повар! Да, повар, пеку блины, а не картины».
Таким он и остался в памяти отечественного кино: режиссер, который «пек фильмы, как блины». И ведь действительно: в одном только 1915 году снял 37 фильмов! А всего за свою творческую жизнь в кино — более 200.
Однако среди сохранившихся (их немногим более 30) нет ни одного низкосортного. Во всех картинах присутствует художественный вкус, неизменна высокая культура изображения, монтажа, актерского существования в кадре.
Театр как первая любовь
Чардынин с юности был влюблен в театр. Получил роскошное профессиональное образование — окончил музыкально-драматическое училище при Московском филармоническом обществе. Учился у самого Владимира Ивановича Немировича-Данченко! Был щедро одарен разносторонними талантами, обладал кипучей энергией. После учебы пробовал себя в качестве драматурга, режиссера, антрепренера.Но прежде всего он был блестящим актером. Потому и оказался в нужное время в нужном месте — в труппе московского Введенского народного дома. Сюда однажды по поручению кинопредпринимателя Александра Ханжонкова пришел режиссер Василий Гончаров, чтоб позвать актеров в кино. Театральные актеры в то время относились к кино с презрением, поэтому пошли на киностудию немногие.
Звездный час
Едва попав на съемочную площадку к Гончарову, Чардынин начал ему помогать. Вскоре дебютировал как режиссер. Взялся не за какую-то третьеразрядную беллетристику, а за русскую классику: «Боярин Орша», «Мертвые души», «Вадим», «Идиот», «Пиковая дама», «Наташа Ростова»…Став главным режиссером компании Ханжонкова, Чардынин одинаково успешно снимал мелодрамы, комедии, исторические сюжеты, экранизации классики. Но более всего ему удавались мелодрамы: «Хризантемы», «Миражи», «У камина», «Поединок любви», «Позабудь про камин, в нем погасли огни»…
Чардынин первым оценил место актера в фильме. Задолго до Голливуда создал систему кинозвезд: изучив фактуру актера, подбирал соответствующий его способностям материал, снимал в наиболее выигрышных планах и ракурсах. Сыграв в его фильмах, актеры становились кумирами миллионов.
На знаменитой юбилейной серии фотографий 1918 года, выпущенной к 10-летию его работы в кино, его с нежностью окружили российские «звезды полотняного неба»: Витольд Полонский, Осип Рунич, Иван Худолеев, Владимир Максимов, Иван Мозжухин, Вера Холодная.
Крестный Ивана Мозжухина
Не буду утверждать, что Чардынин привел в кино Ивана Мозжухина. Скорее всего, они пришли к Ханжонкову вместе. Так или иначе, но в 1911 году Мозжухин начал мелькать в фильмах Чардынина на общем плане. «Мелькал» до тех пор, пока в 1913-м на экраны не вышли фильмы «Домик в Коломне», «Обрыв», «Дядюшкина квартира», после премьеры которых Мозжухин стал по-настоящему знаменит.Режиссер тогда попал в суть актерской органики Мозжухина: счастливо совпали его талант и человеческие качества. Иван Ильич, Ванечка, как звали его коллеги, был человеком легким, жизнерадостным, общительным, обладал прекрасным чувством юмора.
Пройдет немного времени, и Мозжухин навсегда покинет фирму Ханжонкова. Но уйдет уже в статусе «короля экрана», за право работать с которым будут бороться лучшие режиссеры и продюсеры того времени.
Молчи, грусть!
И еще две звезды засверкали благодаря Петру Чардынину: Вера Холодная и Маргарита Барская.Холодная сыграла в его фильмах свои лучшие и последние роли. Сегодня на могиле режиссера символически установлен кенотаф Веры Холодной — ее могила была уничтожена в 30-е годы.
Барская училась у Чардынина кинорежиссуре. Да так успешно, что позднее стала основоположницей советского детского кинематографа.
В 1918 году, к 10-летию своей работы в кино, он снимет один из самых знаменитых фильмов российского раннего кинематографа — «Молчи, грусть, молчи!». Актерский состав был блистательным. Главную женскую роль играла любимица российских зрителей Вера Холодная. Главную мужскую роль — ее мужа — Петр Чардынин блестяще исполнил сам, легко переиграв всех знаменитых красавцев-кинозвезд, занятых в фильме. Сегодня эту картину называют «лебединой песнью» русского дореволюционного кино.
В Одессе
После революции Чардынин вместе со съемочной группой перебрался в Одессу. В феврале 1919 года, когда умерла Вера Холодная, съемочная группа распалась. Чардынин уехал сначала в Германию, потом в Латвию, но весной 1923 года вернулся в Одессу. Молодой украинский кинематограф остро нуждался в опытных профессионалах.Чардынин снял на Одесской киностудии 36 фильмов! Совсем других, уже советских, фильмов — режиссер искал новые формы, новый киноязык. Здесь Чардынин познакомился с юной актрисой Маргаритой Барской, вскоре ставшей его женой.
14 августа 1934 года Петр Иванович Чардынин умер от рака.
Автор: Светлана СТАРОСТИНА
Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER
Ссылки по теме
Другие материалы рубрики
Мы выросли, но в душе остались детьми: известные пензенцы рассказали о своих мамах
24 ноября 2024 в России отмечают День матери«Ты хакнула систему»: певица IOWA поддержала певицу из Пензы Софью Бабич
Пензячка прошла в финал певческого конкурсаДве большие буквы Анатолия Омельченко: в пензенском худучилище проходит выставка работ мастера
Студентка ПГУ Чабота Мунсанже из Замбии стала «Мисс Мира. Folk Queen»
В Пензе в честь юбилея Мейерхольда актеры разных театров вышли на одну сцену
10 лучших идей, куда сходить на выходных в Пензе 23 и 24 ноября 2024: «Хор Турецкого», «Щелкунчик» и «Ми-Ми-Мишки»
В Спасске в детскую школу искусств завезли новое оборудование
Это стало возможно благодаря нацпроектуБанк «Кузнецкий» открыл именную аудиторию в Пензенском филиале Финансового университета при Правительстве РФ
Новое пространство, рассчитанное на 50 человек, состоит из двух зон: лекционной и музея истории денег России и мираГлавный тренер Альберт Логинов покинул ХК «Дизель» после громкого поражения
Также из команды ушли Сергей Душкин и Константин Турукин