Сергей Чернов: Робототехнику в школьную программу? Ни в коем случае!

Сергей Чернов: Робототехнику в школьную программу? Ни в коем случае!

Корреспондент «ПП» поговорил с руководителем Пензенского ЦМИТ «От Идеи до Модели» Сергеем Черновым, чтобы разобраться в проблемах детского инновационного творчества на региональном уровне.

— Сергей Анатольевич, насколько популярно детское инновационное творчество в Пензе?
— К сожалению, не настолько, чтобы сказать: да, за этими ребятами будущее. Современные дети,  как говорится, рождаются с пультом в руках. Но владеть гаджетами — это еще ничего не значит. Надо проводить большую работу по вовлечению детей в мир инновационных технологий. Того, что мы делаем в этом плане сегодня, недостаточно. Не спорю, сейчас много говорят о науке, но на каком-то профессорском уровне, а про детское инновационное творчество забывают. Кстати, и СМИ в этом должны участвовать гораздо активнее! 

Инновационное творчество надо пропагандировать так же активно, как, например, в последнее время спорт. В спортивные секции ходят десятки тысяч человек, а в ЦМИТы — лишь сотни школьников. 



— Может быть, проблема в нехватке специалистов, способных обучать ребенка инновационному творчеству?
— Это проблема номер один! Средний возраст педагога, занимающегося с ребятишками в ЦМИТе, — 50–60 лет. Не хватает молодых, у которых больше шансов найти общий язык с учениками. Но они не идут преподавать по причине низких зарплат. 

— Вот вы говорите про общий язык... Но вам, к примеру, не 20 лет, а вы же прекрасно ладите со своими подопечными. 
— У меня сын есть, я умею общаться с детьми. 

— Какие навыки приобретают ученики в начале своего обучения в вашем центре?
— Сначала дети учатся чертежному делу: смотрят, как пользоваться карандашом, линейкой, штангенциркулем. Затем дело доходит до примитивного конструирования, использования серьезного оборудования, например 3D-принтера. Этим занимаются ребята четырех-пяти лет. Со своим сыном я начал работать, когда ему было два с половиной года. Сначала называл всякие непонятные слова, типа: регулятор, датчик, редуктор… Мне хотелось, чтобы он просто их слушал, а когда придет время – поймет. Сейчас ему семь лет и он может грамотно объяснить, из каких компонентов состоит обычная радиоуправляемая модель, а ведь это достаточно сложное современное устройство. Ребята 10–12 лет занимаются выполнением чертежных работ уже в системе автоматизированного проектирования, то есть на компьютере. 

— А есть конкретные результаты? 
— В декабре прошлого года мы с первоклашками разработали модель аэросаней на радиоуправлении. Все чертежи делали ребята. А 3 марта в бизнес-инкубаторе «Татлин» провели областное соревнование по робофутболу. Игроков-киборгов собрали трехлетние ребята из робототехнических наборов. Конечно, они далеки от традиционной модели робота-человека, но для малышей — задел достойный.

— Все ли дети могут заниматься инновационным творчеством?
— Сегодня почти в каждой школе существует робототехнический кружок. Как и везде, все начинается с примитивного уровня: сборки каких-нибудь конструкций по чертежу или схеме. Чтобы идти дальше и развиваться, нужно заниматься программированием, а это уже не каждому дано. Хорошо если из ста человек останется один. 

— Поддерживаете ли вы идею, чтобы робототехнику включили в школьную программу как предмет? 
— Ни в коем случае! Куда денутся ребятишки, которым это в принципе не интересно? Физика и математика нужны — это база для каждого ребенка. Но робототехника — нет. 

— Какие проекты вы с вашими подопечными разрабатываете сегодня?
— В ноябре прошлого года мы начали строить диораму по мотивам рассказов Кира Булычева «Тайна третьей планеты» и «Гостья из будущего». Габариты: 2 на 4 метра. Мы смоделировали подземный город, секретную инопланетную базу, трассу для радиоуправляемых моделей и озеро «Копенгаген», в него будет впадать часть реки, в которую мы запустим настоящих рыб. Мы даже сделали колесо гидроэлектростанции, которое будет вырабатывать электричество. Осталось лишь внести последние штрихи. 12 апреля приходите на открытие диорамы.


Если вы решили отдать ребенка в ЦМИТ, сделайте это, выбрав один из 17!

1. ЦМИТ «НаноЭлектроЛаб»: г. Пенза, ул. Центральная, 1, технопарк «РАМЕЕВ», тел. 8 (8412) 36-88-31.
2. ЦМИТ «От Идеи до Модели»: г. Пенза, ул. Проходная, 3, МБОУ СОШ № 41, тел. 8 (8412) 29-30-29.
3. ЦМИТ «Шаг в будущее»: г. Пенза, пр. Победы, 75-а, ОАО «ПТПА», тел. 8 (8412) 47-01-36.
4. ЦМИТ «ТехноАрт»: г. Пенза, ул. Беляева, 43, МБОУ СОШ № 18, тел. 8 (8412) 92-84-74.
5. ЦМИТ «Действуй»: г. Заречный, ул. Конституции, 39-а, Центр детского технического творчества, тел. 8-906-156-08-68.
6. ЦМИТ «ИНВИС»: г. Пенза, ул. Окружная, 3, бизнес-инкубатор «ТАТЛИН», тел. 291-040.
7. ЦМИТ «ИнТехно»: г. Кузнецк, ул. Белинского, 11, Центр образования, тел. 8-927-286-29-33. 
8. ЦМИТ «ReactorLab»: г. Пенза, ул. Бекешская, 14,  тел. 8-937-418-68-88.
9. ЦМИТ «TEXNIK»: г. Никольск, ул. Садовая, 21, тел. 8 (84165) 4-25-20.
10. ЦМИТ «СПУТНИК»: с. Засечное Пензенского района, ул. Радужная, 10, тел. 8 (8412) 21-23-92.
11. ЦМИТ «ВЕКТОР»: г. Пенза, пр. Строителей, 128, МБОУ СОШ № 68, тел. 8-937-437-00-67.
12. ЦМИТ «ПРОФориентир»: г. Заречный, ул. Строителей, 20.
13. ЦМИТ «ПАРАДИГМА»: г. Пенза, ул. Кирова, 51, Дом молодежи, тел. 233-844.
14. ЦМИТ «РОСТ»: г. Пенза, ул. Бакунина, 88-а.
15. ЦМИТ «InnStudio»: г. Каменка, ул. Белинская, 119, тел. 8-927-095-59-88.
16. ЦМИТ «Придумал? Сделай!»: г. Пенза, ул. Пролетарская, 26-а, МБОУ СОШ № 47, тел. 8 (8412) 94‑74-30.
17. ЦМИТ «Perpetuum mobile»: г. Пенза, ул. Можайского, 1, тел. 8-906-159-84-16.

Автор: Александр ЗОСИМОВ

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное