Старое Захаркино: как живет многонациональное село в Пензенской области

В поселке Старое Захаркино Шемышейского района многие годы дружно живут, трудятся и растят детей люди разных национальностей 

Старое Захаркино: как живет многонациональное село в Пензенской области

– Наше село – с большой историей, основано в 1689 году, – рассказывает директор местной школы Валентина Корнеева. – 80% населения здесь составляет мордва, на втором месте – русские. В разные годы тут жили татары, армяне, узбеки, таджики. Бывало, что на уроки приходили дети, которые совсем не знали русского языка, но быстро осваивали его. Я 40 лет в школе работаю. Всегда наши ученики, независимо от национальности, были одной дружной командой. Разные традиции не мешали складываться крепкой дружбе или зарождаться настоящей любви.  

Дружба и взаимовыручка

Многонациональность в школе считают плюсом. Детям интересно знакомиться с культурой и обычаями друг друга.

– Недавно у нас был открытый урок, посвященный мордовским традициям, – рассказала Валентина Владимировна.  – Приезжали гости со всего района. Так вот: в работу включились все ученики. Облачились в яркие костюмы и выступили как одна большая семья.
 
Глава Старозахаркинского сельсовета Кадрия Мартынова говорит, что и взрослые с уважением относятся к представителям разных народов. Сама она татарка, и прекрасно находит общий язык с жителями сел, где поселились мордва, русские, таджики…

2025-09-22 11.29.39.jpg
– На нашей земле всегда так было, – рассуждает она. – Люди понимают, что село сильно трудом и взаимовыручкой. 

Переселенцы помогли

В начале нулевых население Старого Захаркино стало уменьшаться. Уходили из жизни старики. Люди помоложе уезжали на заработки в города, потому что после перестройки с работой было напряженно. В селе все больше становилось запертых домов…

А потом опять зазвенели на улице детские голоса. Помогло то, что в свое время Шемышейский район присоединился к программе переселения и в Старое Захаркино стали переезжать таджикские семьи: с 2016 года тут обосновалось более 30 человек.

Опасения, что переселенцы не впишутся в жизнь села, оказались напрасными. Местные сразу подметили: новые его обители спокойные, трудолюбивые. К тому же все новоселы либо уже были многодетными, либо тут обзавелись пополнением в семье.

2025-09-22 11.29.55.jpg
А если в селе много детей – значит, у него есть будущее. 

С такими соседями не пропадешь

В числе переселенцев – семья Нурматовых из Душанбе. 

– Первой сюда приехала сестра моего мужа, – рассказала Тахмина Нурматова. – Потом другая родственница. А вместе с нами в Шемышейский район перебрались свекры и братья супруга с домочадцами. Получилось, что практически вся наша семья воссоединилась в Сурском крае.

На момент переезда у Тахмины и Алишера было четверо детей. С родины уезжали, потому что не было работы, а преподавание русского языка детям ограничивалось начальной школой.

Вещей на новое место жительства везли много, но все необходимое взять, конечно, не удалось. Открытым оставался вопрос с жильем. В общем, было о чем беспокоиться. Но как только прибыли в Старое Захаркино, стало понятно, что с новыми соседями не пропадешь.

– Хозяйка дома согласилась продать нам его в рассрочку, а местные жители обеспечили овощами и закрутками на первую зиму, – рассказал глава семьи Алишер. – Когда я начал ремонтировать дом и менять забор, мужчины-соседи пришли и присоединились к работе.

2025-09-22 11.29.47.jpg
Другая представительница этой семьи – Гульчехра – до сих пор зовет одну из местных жительниц своей русской мамой.

– Тетя Люба помогала мне на первых порах. Отнеслась ко мне как к родной, – рассказала женщина. – Учила меня, советы давала. Всегда буду ей благодарна. 
Когда подошла к концу первая зима на новом месте, переселенцев, которые раньше жили в городе, стали учить огородничать. На первых порах у новоселов случались казусы.

– Я посадила картошку, – рассказала Тахмина, – а свекор поверх раскидал семена зелени. Долго не могли понять, что же у нас взошло. 

Межнациональные посиделки

Представителей мордовского народа, проживающих в Старом Захаркино, отличает трудолюбие. И переселенцы в этом плане показали себя с лучшей стороны.  Алишер, к примеру, устроился на работу в автосервис. А Гульчехра сначала трудилась в школьной столовой, а потом открыла свое дело – продает выпечку. 
Исконные жители же покорили новичков своим радушием, широтой души и искренним интересом к новой культуре.

В селе, например, стали традицией интернациональные посиделки: русские, мордва и таджики собираются в местной библиотеке и рассказывают о своих обычаях, поют песни на родных языках, читают стихи.

– Я очень полюбила эти встречи, – рассказала Мархабат Холматовна, свекровь Тахмины.

2025-09-22 11.29.43.jpg
Не мешает и языковой барьер.

– Мы с мужем между собой общаемся на языке мордвы эрзя, – рассказала соседка Нурматовых Ирина Игнашкина. – Наши дети понимают его, но почти не говорят. В целом же мы считаем себя русскими. А родной язык – это наше культурное наследство, которое надо беречь. 

Надо сказать, что все взрослое население Старого Захаркино, не сговариваясь, выбрало именно такую позицию: ценить свои корни, но с уважением относиться к среде и месту, в котором живут.  Поэтому русский язык стал связующим звеном для всех.

Комментарий

Елена Первушкина, руководитель Региональной мордовской национально-культурной автономии Пензенской области:

– В Пензенской области вот уже 2 тысячи лет проживает мордовский народ, который по языковой принадлежности относится к финно-угорской языковой группе. Это один из государствообразующих народов, создававших Россию. С целью сохранения уникальной истории и культуры мордвы в нашем регионе в 2003 году была создана общественная организация «Региональная мордовская национально-культурная автономия Пензенской области». Мордва всегда была народом, который с уважением относился к представителям разных национальностей и религий.

Автор: Елена СВЕРДЛОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER