В первый класс — как в институт

В первый класс — как в институт

Отдать чадо в элитную школу. Любой ценой! Вот цель, которую ставят перед собой сегодня многие родители. Но пойдут ли эти усилия во благо самому ребенку?

Непростая школа     
—  Это какое-то сумасшествие! — жалуется подруга. — Я несколько недель на таблетках и почти не сплю. В чем дело? Устраиваю Антона в первый класс!
Лена очень ответственная мама. Полгода водит сына на специальные курсы в одну из пензенских гимназий. Потому что уверена: она обязана дать ребенку самое лучшее.

— Я хочу, чтобы ребенок добился чего-то в жизни. И фундамент надо закладывать уже сейчас, — объясняет она. — Рассчитываю, что впоследствии мой сын поступит в МГУ. А дорога туда начинается явно не в простой школе.

Эта семья из разряда благополучных, в том числе в материальном плане. Лена рассказывает о том, что в их кругу есть родители, которые буквально «положили себя на алтарь» успехов ребенка. Это мамы, которые водят детей на две-три тренировки в день, а потом вместе учат уроки.

Впрочем, дело вовсе не в достатке семьи. Есть примеры, когда родители с более чем скромными доходами ставили целью вывести ребенка «в люди». Сегодня их выросшие дети — первоклассные спортсмены, играют за столичные футбольные клубы и получают несколько сотен тысяч рублей в месяц.  

Игры побоку
— Нужно вовремя лишить ребенка всяких «дуростей», —  считает Лена. — Катать машинки можно бесконечно, но какой от этого толк? С воспитанием старшего сына я ошиблась: когда начала водить его на футбол, он закатывал истерики: «Не хочу! Не буду!». И я это дело бросила. А теперь он, шестнадцатилетний, мне выговаривает: «Почему не настояла? У меня же в голове ветер был».
В общем, с младшим повторения этой истории я не допущу.  

Антон ходит в бассейн, в художественную школу и школу раннего развития при элитном учебном заведении. Сейчас задача номер один — попасть в списки первоклассников гимназии. Так как школа входит в неофициальный рейтинг «избранных», это будет непросто.  

Уже несколько месяцев назад родители поняли, что для половины детей, которые учатся в школе раннего развития, первый звонок прозвенит не здесь. Просто потому, что учреждение не может принять всех желающих.

Налицо новая тенденция: выбор места обучения первоклашек для некоторых  родителей — такое же ответственное занятие, как выбор вуза.

Чему научат в школе
— С каждым годом количество желающих поступить к нам в первый класс возрастает, — подтверждает замдиректора лицея современных технологий управления №2 города Пензы Алла Степанова. — Однако мы связываем это не с престижностью, а с причинами более прозаическими. Наша школа находится в центре города, и рядом много новостроек.

— Впрочем, — соглашается Алла Сергеевна, —  на самом деле для родителей статус учебного заведения значит много. Они считают, что в школах и гимназиях более сложная программа, более квалифицированные педагоги, строгий порядок и дисциплина. Это верно, но только отчасти. В нашем городе есть немало обычных школ, в которых качество обучения не ниже, чем в «элитных» учебных заведениях. Просто родители об этом не знают.

К примеру, в прошлом году в один из девятых классов лицея пришли восемь новых учеников. Адаптировались быстро, и мы увидели, что знания у них ничуть не хуже,  чем у тех лицеистов, которые учатся здесь с первого класса. Так что таланты и способности ребенка в дальнейшем становлении его личности значат не меньше, чем статус учебного заведения.  А, скорее всего, и больше. Вспомним знаменитых самоучек — Михаила Ломоносова или Ивана Кулибина…

Дать ребенку самое лучшее
В процессе подготовки материла мы поговорили с мамами десяти первоклашек. Все они уверены в том, что заботиться о будущем ребенка надо уже сейчас. Только каждая вкладывает в это свой смысл.

Для кого-то «лучшее» означает с ранних лет приучить к дисциплине и порядку, для кого-то — привить любовь к обучению. Еще вариант — не лишать ребенка детства, то есть ни в коем случае «не пичкать» кружками и факультативами. Или такое мнение: главное, чтобы школа была рядом с домом и ребенок мог ходить туда без сопровождающих. То есть с малых лет был ответственным и самостоятельным.

— Для моей Алены мы выбирали даже не школу, а учительницу, — говорит Ксения Миронова. — Хотелось, чтобы она была с девочкой доброй, как мама,  иначе дочка  станет замкнутой и потеряет интерес к школе. Да и вообще от преподавателя многое зависит. По себе помню: весь наш класс влюбился в математику в пятом классе — из-за педагога. И многие пошли по этому профилю — стали экономистами, бухгалтерами, банковскими работниками.

Говорят, какую цель ставишь, такую и достигаешь. Хорошо, когда понятие «лучшее» у родителей и их детей совпадает. Тогда помимо успеха у ребенка будет и счастье.

МНЕНИЕ
Олег Тоцкий, предприниматель:
— Я против «избранности» начального образования. Школы должны иметь единую программу обучения без дележа на «продвинутые» и «обычные». Дети все равны, а это расслоение провоцирует социальное неравенство с малых лет.
На мой взгляд, школьное обучение должно делать упор не на зубрежку, а на умение пользоваться справочной литературой. В современном мире не обязательно знать все,  любую информацию можно легко найти. Что касается обучения в зарубежных школах, то я решительно против этого. Дети должны воспитываться с родителями.

ЦИФРЫ
В 2010 году в первый класс в области пошли 11591 ребенок, из них в Пензе — 8481. В 2011 году — 11584 и 8502 соответственно.

КСТАТИ
Пусть будет Человеком
Что думают о том, каким должно быть начальное образование, люди села? Об этом мы спросили Ирину Безрукову, маму четверых детей.
—  В селе Никульевка Башмаковского района, где мы живем, школа одна, но 11-летка. И мы считаем, что нам очень повезло, потому что детям не нужно тратить время на дорогу, зависеть от погоды и транспорта.
А педагоги у нас замечательные — они дают детям все, что нужно. Учат читать, писать, считать… Если надо, занимаются дополнительно.
И все-таки главным в начальной школе (да и не только в начальной) я считаю не знания. Важно научить ребенка оставаться Человеком с большой буквы в любой ситуации — добрым, отзывчивым, ответственным. Научить уважать свою семью, учителей, село, страну… Ведь если этого нет, я уверена, что ничего хорошего не получится: все  материальные или карьерные успехи сведутся к нулю.
Учить этому должна не только школа, но  в первую очередь семья. Например, наша четырехлетняя Вика никогда ничего не просит только для себя. Всегда спрашивает: «А Вовочке?» (младшему сыну Безруковых 2 года. — Авт.). Потому что уже сейчас знает: она в семье не одна и должна заботиться об остальных.

P.S. Безруковы — победители межрайонного этапа конкурса «Успешная семья-2012». 11 мая они будут бороться за первое место на областном этапе.

Автор: Ирина БАЛАШОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное