Прыжок с вершины...и обратно

Прыжок с вершины...и обратно

Лондонская Олимпиада оставила открытым вопрос: кто придет на смену Юлии Пахалиной?

Завершившиеся Игры стали первыми за последние 12 лет, когда наша  Олимпийская чемпионка, трехкратная чемпионка мира, восьмикратная чемпионка Европы не вышла покорять трамплин и вышку.
Лондон показал наглядно — если в мужских прыжках в воду у нас есть готовые сильные спортсмены, в первую очередь, Илья Захаров, то в женских на смену Юлии так никто и не пришел. Три из четырех финалов состоялись вообще без российских спортсменок. В числе не прошедших квалификацию оказалась, к сожалению, и пензячка Надежда Бажина. Лишь на 10-метровой вышке москвичка Юлия Колтунова стала пятой.

Что же происходит в женских прыжках в воду? И, главное, может ли Пенза, где созданы прекрасные условия для развития этого вида спорта, взрастить  новых звезд?  Этот вопрос «Пензенская правда» задала заслуженному тренеру России Владимиру Пахалину, отцу и наставнику великой спортсменки Юлии Пахалиной, завоевавшей золотую, три серебряных и одну бронзовую медаль на Олимпиадах в Сиднее, Афинах и Пекине.  

— Владимир Васильевич, получается, что после ухода Юлии из большого спорта в женских прыжках образовалась пустота?
— Я бы не стал в этой ситуации делить прыжки на мужские и женские. Вспомните, после ухода великого Дмитрия Саутина у мужчин тоже долгое время было некем его заменить. Такие спортсмены как Саутин, Ирина Лашко рождаются раз в 100 лет. Исключительные таланты. Юлия смогла дотянуться до их вершин за счет трудолюбия и сумасшедшей самоотдачи. Скажу больше, ни в Пекине, ни в Лондоне я больше не увидел ни одного спортсмена или спортсменки такого уровня.

— И все-таки прежний вопрос — пустота?  
— Во-первых, на мой взгляд, Надежда Бажина отпрыгала очень хорошо. Серьезных ошибок не допускала, только пару небольших помарок. Она — боец.
Почему этого не хватило? Думаю, потому что не было сильной партнерши по команде. Практикой проверено — когда страну представляют два спортсмена, то они помогают друг другу наращивать обороты по ходу выступления, «тянут» друг друга к пьедесталу. Ну и плюс специфика судейства...
Во-вторых, сейчас мы переживаем последствия случившейся в 90-е годы смены систем. Саутин, Лашко, Пахалина — все они воспитанники советской прыжковой школы.

Многое было сделано не так после развала СССР. Ушла в небытие система спортивных обществ, которая позволяла спортсменам быстрее прогрессировать. Это самая большая ошибка постсоветских спортивных властей. В США, например, клубная система — основа всего спорта. Оплату тренеров сделали сдельно-премиальной. То есть, не будет наград, не будет и оплаты. В результате им пришлось работать на быстрые локальные успехи, вместо того, чтобы кропотливо растить больших чемпионов…
Получилось, старое разрушили, а новое только-только создаем. Сразу отдачи не будет, нужно время. Илья Захаров, Евгений Кузнецов — это первые ласточки.

— Вы уже видите будущих звезд среди молодого пензенского поколения?
— Загадывать не буду, спорт непредсказуем. Но хороший потенциал у Игоря Мялина, Ольги Кулеминой (если уж говорить о женских прыжках), вижу немало талантов среди совсем юных воспитанников школы. Прямо-таки руки чешутся вырастить из них чемпионов. Только, боюсь, «доводить до ума» их придется уже не мне. Возраст все-таки.

— Вот и еще один немаловажный момент. Есть ли смена у нынешних мэтров нашего пензенского тренерского цеха?
— Цех, конечно, в постсоветские годы немало поредел. Не все выдержали тех перемен, когда приходилось существовать на нищенскую зарплату. Многие действительно сильные тренеры ушли из спортшколы. Зато произошел своеобразный отсев — остались самые преданные своему делу. Не буду говорить о себе, хотя на работу хожу, как на праздник. Приведу в пример своего коллегу Валерия Белова. Дай ему волю — так он койку в бассейне поставит и ночевать там будет!

В последнее время, конечно, произошли подвижки к лучшему. Просто в пояс готов поклониться губернатору области Василию Бочкареву за строительство Дворца водного спорта «Сура». До сих пор, заходя сюда, в спортзал и бассейн, глазам не верю, что у меня такие условия для работы. Говорю это не только про свой вид спорта. Сколько спортивные гимнасты, с которыми я тесно общаюсь, ютились по подвалам и кочевали с места на место. А теперь у них отличный зал во Дворце спорта «Буртасы».

В общем, условия у тренеров появились. Зарплата пока оставляет желать лучшего, но надеюсь, и это будет исправляться. Соответственно, идут к нам и молодые тренеры. Пока, правда, в основном, девушки.

— Создаем все с нуля, а Китай и США уходят далеко вперед…
— Конечно, обидно смотреть на успехи китайцев. Ведь они у нас учились прыгать. И систему развития спорта взяли советскую, усилив ее финансами. Плюс огромный человеческий ресурс… Но и его надо уметь привлечь к спорту. И вот тут уже нам есть чему у Китая поучиться. Пропаганда у них великолепная. Производственная гимнастика на предприятиях — несколько раз в день. В теленовостях главные новости — спортивные. Ведь кто такой прежде всего олимпийский чемпион? Это брэнд, имя. Дети должны мечтать стать такими как он и идти в спортзалы. Тогда и спорт будет развиваться.

КСТАТИ
Юлия Пахалина по-прежнему живет в США и растит дочку Софью. Наша знаменитая землячка не рассталась со спортом. Сейчас Юлия работает тренером в университетском клубе. Недавно олимпийская чемпионка  приезжала в Пензу навестить родных.

Автор: Андрей САМСОНОВ

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное