Появляются из-за спины: как уберечься пензенцу от самокатов?

Почему удобный для передвижения вид транспорта стал создавать на улицах Пензы большие неудобства

Появляются  из-за спины: как уберечься пензенцу от самокатов?

Еще несколько лет назад человек, передвигающийся на самокате по улицам Пензы, был, скорее, единичным явлением. Но потом этот вид транспорта оценила не только молодежь, но и взрослые: можно не ждать летом общественного транспорта, быстро добраться до нужного места, не надо искать, где припарковаться. Стоит электросамокат — от 18 до 40 тысяч рублей. Нельзя сказать, что очень дорого, но и не пустяк. Поэтому до недавних пор улицы Пензы не были ими переполнены.

Но примерно год назад пензенские предприниматели нашли золотую жилу: начали массово сдавать в аренду электросамокаты. И пошло-поехало. Возможность покататься получили все желающие. Разовая поездка, купленная через приложение, не ударяет по карману.

Беда в том, что люди стали бросать самокаты, когда заканчивалось оплаченное время, где попало. Для владельцев это проблемы не представляет — «угнать» самокат сложно: их просто отслеживают по GPS-навигатору, собирают, заряжают — и они снова готовы к работе.

Но на улицах Пензы началась настоящая вакханалия. Во-первых, на тротуарах то тут то там (а передвигаются пассажиры самокатов в основном по пешеходным зонам) валяются железные кони. Во-вторых, самокатов стало очень много, а катание на них стало фактически ездой без правил. Прохожие только успевают уворачиваться, встречая на пути самокатчиков, большинство из которых не самые острожные участники дорожного движения — студенты и подростки.
 
Молодая мама Наталья Гуреева, гуляющая с детской коляской, признается:

— Я их побаиваюсь. Малыш скоро пойдет, а молодежь мчится на самокатах на большой скорости. Как его уберечь? Самокат, в отличие от мопеда, бесшумный. Появится из-за спины, и сделать ничего не успеешь.

И что же теперь — запрещать и не пущать? 

Плюсы и минусы

Один из активных пользователей электросамоката Павел Куницын считает, что ни к чему отказываться от удобного новшества:

— Самокат невероятно экономит время. Точки проката — на каждом шагу. Просто выбираешь любой «аппарат», сканируешь с помощью телефона QR-код на руле и перечисляешь с карты 300 рублей за час поездки. Особенно выручает поздно вечером, когда загуляешься в городе и транспорт уже не ходит.

Дмитрию Антонову такое средство передвижения, приобретенное в личное пользование, помогает зарабатывать деньги.

— Я курьер, доставляю еду. За час могу обслужить больше заказов и не устаю, — рассказал он.

Даже зареченский пенсионер Вячеслав Безруков оценил преимущества самоката. Он купил себе модель с сиденьем.

— Мне 73 года, раньше я ездил на велосипеде, потом пересел на мопед. А два года назад приобрел электросамокат за 30 тысяч рублей. Едешь себе спокойно, дышишь свежим воздухом — и педали крутить не надо.

Правда, оказалось, что передвижение на самокате не всегда безопасно.

— Я опытный ездок, но все равно не избежал падения и травмы, — вздыхает он. — На велосипеде и мопеде ты сидишь верхом и чувствуешь центр тяжести, можешь легко сместить его на повороте. А на этой «табуретке» незаметно набираешь скорость и теряешь бдительность. Когда подъезжал к пешеходному переходу, был уверен, что сейчас легко остановлюсь и перейду на шаг. Но самокат «потянул» меня вперед, и мне пришлось падать на тротуар, чтобы не вылететь на проезжую часть. Колено потом распухло, из сустава выкачивали жидкость. Так что своего внука я, например, к самокату не подпускаю.

Летящие без правил

Но самым страшным для Безрукова стало даже не падение, а зрелище, увиденное на дороге. Тогда Вячеслава Ивановича, ехавшего с довольно большой скоростью, будто стоящего на месте обогнал электросамокат с двумя подростками — мальчиком и девочкой лет 14. И никакие шлемы или ремни безопасности их не защищали…

А ведь по принятым в России правилам в черте города нельзя развивать скорость больше 25 километров в час. И ехать вдвоем тоже запрещено. 
Заведующий травматологическим отделением областной детской больницы врач высшей категории Дмитрий Василистов рассказал о травмах, которые грозят подросткам, любящим прокатиться с ветерком.

— Чаще всего при падении или столкновении на электросамокате происходят переломы костей с большими смещениями, ушибы и сотрясения мозга. Учитывая, что некоторые модели способны разгоняться и до 80 км в час, дети могут получить травмы такой же тяжести, как при серьезных ДТП.

К сожалению, подростки на электросамокатах все чаще выезжают на дорогу. 9 июля на улице Северной произошло столкновение легковушки под управлением мужчины 1957 года рождения и электросамоката, на котором ехал мальчик 2010 года рождения.

Несколькими днями ранее похожий инцидент случился на улице Пионерской. 12-летнего школьника на самокате сбила иномарка, за рулем которой находилась 43-летняя женщина.

Время действовать 

Ситуация тревожит власти. Раз самокатов на улицах «развелось» так много, значит, необходимы более четкие правила их использования, чтобы не страдали ни те, кто едет на этих железных конях, ни прохожие. В идеале нужно выделить отдельные полосы движения (по аналогии с велодорожками). Сейчас же закон предписывает кататься по тротуарам.

В Пензе попытались найти контакт с прокатчиками. Как сообщили в мэрии, компания Sun.rent откликнулась на просьбу и установила ограничение скоростного режима до 10 километров в час на улице Московской и Соборной площади. Пообещали упорядочить и деятельность пунктов проката. А вот второй участник рынка —компания Urent — на контакт пока не пошла.

Пока городские власти могут просить, а не настаивать. Мэр Пензы Александр Басенко объявил, что будут готовиться предложения об изменениях в КоАП Пензенской области: должна быть ответственность за размещение электросамокатов в не­установленных местах.

Кроме того, в августе мэрия намеревается издать постановление «Об утверждении порядка эксплуатации пунктов проката электросамокатов на территории города Пензы». Оно предусматривает ограничение скоростного режима в парках, скверах и пешеходных зонах до 10 км/ч., на велодорожках — до 15 км/ч., запрет на эксплуатацию электросамокатов в районе памятников воинской и трудовой Славы и религиозных учреждений.
На Олимпийской аллее уже договорились снизить скорость до 15 км в час.

Зареченец Вячеслав Безруков еще не слышал о грядущих переменах. Но уже сейчас он подумывает продать свой самокат:

— Пересяду снова на велосипед. Так безопаснее, и двигаться стану больше. Буду крутить педали и сбрасывать лишний вес.

Отметим, губернатор Олег Мельниченко поручил мэру Пензы Александру Басенко наладить  взаимодействие с представителями прокатов, организовать контроль над эксплуатацией самокатов в местах скопления людей.



Автор: Алексей СУВОРОВ

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER