Что ни село, то свалка
В своих публикациях мы не раз поднимали тему организации сбора и вывоза мусора на селе. Изменилась ли ситуация?
Проверить это можно только одним способом — увидеть все своими глазами. Вместе с инспекторами областного управления природных ресурсов и окружающей среды мы побывали на свалках Башмаковского, Бессоновского и Мокшанского районов.
Что такое мешкотара?
В Башмаково мусор вывозят два коммунальных предприятия. Одно обслуживает северную часть поселка, другое — южную. Судя по чистоте улиц, с делом коммунальщики справляются. Впрочем, говорить о полном решении проблемы не приходится. Многие жители по старинке продолжают выбрасывать отходы «на зады». Как, например, обитатели дома № 33 на улице Школьной. Здесь, на склоне оврага, Эльбрус из свежего мусора.
— Боремся… — вздыхает и.о. главы р.п. Башмаково Александр Тепляков. — Пока, к сожалению, безуспешно.
По словам Александра Викторовича, договора на вывоз мусора в поселке заключили лишь 80 процентов населения:
— Коммунальные организации работают на грани рентабельности. Только на горючку для одного рейса мусоровоза необходимо тысячу рублей.
В поселке применяют смешанный тип сбора — мешкотарой и контейнерами. Последних поставлено почти сотня штук. Как говорится в известном советском фильме, это, конечно, не подвиг, но что-то героическое в этом есть. Ведь многие жильцы категорически против установки мусорного бака напротив их дома, и надо потратить немало сил на разъяснительную работу.
Весь собранный мусор вывозится на окраину поселка — на полигон ТБО. Название, конечно, впечатляет, но по сути это большая свалка, не отвечающая ни санитарным, ни природоохранным требованиям. Нет тут и положенной по закону круглосуточной охраны. Как итог — свалку оккупировали бомжи всех мастей.
Сознание и бытие
В Бессоновском районе на первый взгляд ситуация лучше. Сборкой мусора занимаются сразу семь компаний. Одна из них — ПК «Вилеа» — даже наладила сортировку и переработку отходов.
Но и здесь свои болячки. Полеологовский и Александровский сельсоветы услугой по вывозу мусора не охвачены. Потому что, как объясняет зам. главы администрации района Алексей Трыханов, «работа в отдаленных поселениях для коммунальщиков невыгодна». На грани рентабельности работают и мокшанские сборщики мусора.
— Только 70 процентов населения района заключили договора, — качает головой директор компании «Радикс» Александр Курносов. — Это менталитет: лучше загадить место, где живешь, чем заплатить за вывоз отходов.
Как следствие — стихийные свалки вдоль федеральной трассы М-5 «Урал», которыми «любуются» все проезжающие мимо жители других российских регионов. Можно представить, что они думают про пензяков.
Только за последнее время силами общественности вдоль трассы было ликвидировано 90(!) несанкционированных помоек.
Впрочем, они, как головы дракона: на месте одной срубленной вырастают новые три.
Почем утилизация?
На фоне себе подобных Мокшанский полигон ТБО заметно выделяется — тут и охрана, работают трактора, никаких бомжей. Но и он не проходит по санитарным нормам.
Однако закрыть его, как полагается по закону, никто не решится. Ведь мусор куда-то надо девать. Лучше уж так, чем никак…
По тому же принципу работает большинство свалок региона.
По словам начальника отдела государственного контроля в сфере природопользования и охраны окружающей среды областного управления природных ресурсов Александра Глазинова, строительство одного полигона ТБО, отвечающего всем необходимым требованиям, обойдется бюджету в 50–60 миллионов рублей.
Ясно, что потянуть такую ношу самостоятельно не сможет ни один район области.
Миллион пишем — миллиард в уме
Александр Глазинов считает, что найти деньги на обустройство полигонов можно:
— Если бы все юридические лица вносили плату за негативное влияние на окружающую среду и эти деньги использовать по целевому назначению, проблема решилась бы.
Сейчас же такой платеж осуществляет лишь десятая часть от общего числа предприятий и организаций области. Многие даже не знают о его существовании.
На этом бюджет теряет огромные суммы. По данным Глазинова, в прошлом году в Башмаковском районе из 1267 зарегистрированных юридических лиц плату за негативное влияние на окружающую среду внесли только 75 предприятий. В консолидированный бюджет поступило свыше 500 тысяч рублей. Если бы заплатили все, то сумма превысила бы 5,5 миллиона, из которых 2,2 миллиона (40 процентов) пополнили бы районный бюджет.
Ежегодно из-за отсутствия природоохранных платежей областная казна теряет до полумиллиарда рублей.
— В прошлом году юридические лица заплатили лишь 120 миллионов рублей, — говорит Александр Александрович. — Жаль, что целевое использование этих средств на проведение природоохранных мероприятий не предусмотрено. Деньги идут куда угодно, только не на решение экологических проблем.
Изменить положение способно лишь федеральное законодательство. Однако пробить этот вопрос не так-то просто.
P.S. В Израиле бытует поговорка: «Караван движется со скоростью стариков и детей». Необходимо нам, взрослым, дома и в школе приучать детей к простой истине: жить надо в чистоте. Нынешнее поколение мусорит. Возможно, наши дети будут относиться к родной земле милосерднее нас.
СПРАВКА
Сейчас на 9 областных полигонах ТБО и 27 свалках размещено свыше 10 млн. тонн отходов.
Автор: фото автора
Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER
Другие материалы рубрики
Пензенцы могут бесплатно освоить новую профессию: как это сделать
Поменять сферу деятельности можно и в 50 летВ поисках сокровищ: легенда о потерянных драгоценностях в Ершово манит золотоискателей
В Пензенской области живут дети, которым даже прикосновение может причинить боль
В Пензе мэрия забрала помещение у подросткового клуба «Импульс»
Из Средней Елюзани на СВО отправили несколько тонн гуманитарного груза
Мошенники обманули пензенского предпринимателя на два миллиона рублей
Потерпевший выполнял все указания аферистов10 лучших идей, куда сходить на выходных в Пензе 14 и 15 декабря 2024: Сухоруков, «Щелкунчик» и «Фактор-2»
Публикуем самую интересную афишуВ Поволжье вместе со Сбером цифровую трансформацию проходит около 100 крупных и средних предприятий
С начала 2024 года количество таких компаний выросло в 2 раза