По стопам Мейерхольда: пензячка стерла границу между сценой и зрителем
– Жизни хотелось, а если точнее – театра, который всегда был моей любовью и страстью, – объясняет она.
И мы можем!
Пример перед глазами был – первый иммерсивный спектакль «Вернувшиеся» по мотивам пьесы известного норвежского драматурга Генрика Ибсена «Приведения», поставленный в 2016 году в московском особняке Дашкова.
Для тех, кто не в курсе: иммерсивный – значит с полным погружением зрителя в действие. Актер может взять его за руку, предложить подержать реквизит, предложить конфету и т. д.
Посмотрев представление, Ольга приехала буквально потрясенная возможностями такого формата. Не оставляла мысль реализовать нечто подобное в Пензе.

Надо сказать, что Ольга – настоящий мотор и фонтан идей в одном флаконе. И уж если она что задумала...
«Пусть будет не так дорого-богато, как в Москве, но интересно сделать можно и у нас», – решила она. И какое-то время идея зрела и ждала своего часа.
В 2021 году Ольга заняла третье место на конкурсе «Диво России». Ее тогда спросили: «Какая у вас мечта?» Вот тут она и озвучила мысль, не дававшую ей покоя много лет:
– Хочу объединить экскурсию и спектакль.
Оля смогла собрать команду единомышленников, которые тоже загорелись этой идеей – сценариста Ларису Трушину и актера, режиссера Павла Тачкова.
Уже через полгода в здании Музея одной картины поселились «Тени старинного дома» – первый пензенский иммерсивный спектакль. Главным отличием этого представления от классических постановок стало то, что зрители не сидели на одном месте, а шли вслед за героями, поднимаясь по лестнице, ощущали прикосновение рубахи призрака монахини, пробегавшей рядом.
– Мы хотели не просто развлечь зрителя, а напомнить ему об истории родного города в целом и владельцах особняка в частности. Ориентировались на молодежь, у которой эти знания, мягко говоря, хромают, – объясняет Ольга.
Вышли на улицу

Дальше – больше. К 360-летию Пензы иммерсивный спектакль вышел за стены одного здания. Если видите на Московской группу людей в наушниках, которые улыбаются во весь рот или танцуют под неслышную прохожим музыку, знайте: это участники иммерсивного спектакля-променада «Город, где живет любовь».
Наушники выступают в роли своеобразного коммуникатора. Причем аудиоряд – не просто классическая экскурсия, а несколько мини-спектаклей, участниками которых зрители становятся в разных локациях.
В прогулке по городу их сопровождают голоса любимых актеров драмтеатра: Галины Репной, Павла Тачкова, Альберта Ибраева и других.
Вроде та же экскурсия по знаковым местам: памятник Первопоселенцу, крепостной вал, сквер Лермонтова, Спасский собор, но когда узнаешь о каждом из них что-то новое в необычном формате, информация откладывается в памяти надолго.
Чтобы захотели прочитать

По большому счету все проекты Ольги Белугиной и ее команды – краеведческие. Не стал исключением и спектакль «Тени исчезают в Рождество», который Ольга придумала вместе с Еленой Симдяновой.
– Много ли мы, жители области, знаем о нашем земляке – писателе Михаиле Загоскине? – спрашивает Ольга и сама отвечает, что очень мало.
Значит, нужно было устроить полное погружение в его творчество, чтобы после спектакля зрители бежали в библиотеку за его книгами.
Освоив особняки и городские улицы, Ольга решила переместить действие в… отели.
– Есть еще один интересный московский проект – «Заблудшие». Сцены из богемной жизни разыгрываются в лучших отелях, – рассказывает она, – и мы туда же!
Первые показы иммерсивного спектакля «Дом тайны» к 135-летию короля немого кино, уроженца Кондоля Ивана Мозжухина прошли в одном из отелей.
Но график гостиницы и театра не совпадал: к примеру, в номер, где по сценарию должен был жить Мозжухин, заселялся постоялец. Перепробовав несколько вариантов, создатели спектакля «поселили» его в «Усадьбе на Дворянской».
К слову, в этом году спектакль участвовал в фестивале «Золотая провинция». И хотя призов не получил, все же был замечен.
Ну и последняя (на сегодняшний день) иммерсивная премьера – «Дом, где живут игрушки» – состоялась накануне Дня защиты детей. Это тактильно-музыкальное путешествие в советское прошлое для больших и маленьких. Первые, держа в руках плюшевого мишку, вспоминают свою игрушку из 70-х, а вторые видят, во что играли их мамы и папы.
Новая реальность
Иммерсивные спектакли – это своеобразные фильмы 5D в реальности.– Мы задействуем зрение, слух, обоняние, осязание и вкус, – объясняет Ольга, – поэтому, когда спрашивают, почему мы не снимаем свои иммерсивные постановки на камеру и не демонстрируем как фильмы, я отвечаю, что в таком случае эффекта присутствия не будет. А это же главное.
Ольга оказалась на этой ниве первопроходцем. Естественно, у нее появились последователи. Например, в Пензе уже делали иммерсивную постановку на военную тематику.
– Это классно, что мы стали примером для частных и государственных организаций, – рассуждает Ольга. – Когда есть конкуренция, каждый будет стремиться стать еще лучше.
Считается, что в Россию иммерсивные променады пришли из Европы в 2011 году. Где их только не играли: начиная с крыш зданий и заканчивая кладбищами.
– Но в Европе-то они тоже откуда-то появились? – спрашиваю.
Ольга задумывается, а потом говорит: «Мейерхольд поспособствовал!»
И в самом деле: Мейерхольд еще в 1918 году поставил пьесу Блока «Незнакомка» в кафе «Красный петух» в бывшем «Пассаже Сан-Галли». Да и «Театр доктора Дапертутто», открывшийся в его доме-музее в Пензе, – это пространство, где артисты играют на расстоянии вытянутой руки от зрителя, да и сцены как таковой нет.
Получается, что опыт Мейерхольда вновь востребован на его родине. Ничто не проходит бесследно, и это вдохновляет.
Автор: Екатерина РОГОЖКИНА
Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER
Ссылки по теме
Другие материалы рубрики

Биография Николая Ларюшина: карьера в ПГАУ, отказ от переезда в США и отношение к современной технике
Есть люди, которые не уходят на заслуженный отдых и в преклонном возрасте. Что помогает им сохранять интерес к жизни и активность?
Прихожане: Над Тихвинским храмом в исчезнувшем пензенском селе перестали летать вороны
Когда-то эта церковь была украшением большого Матвеевки, которого ныне на картах уже нет. А он остался!
Посадить нельзя, перенести – можно: как в Пензе меняли расстановку памятников
Бывает, что арт-объекты исчезают с отведенных им мест или меняют прописку
В Пензе зажгут «Огонь жизни 2025»
Региональный этап Всероссийской акции пройдет 4 сентября на улице Московской
Аграрии Пензенской области получили господдержку на 1,3 млрд рублей
Более 92% этой суммы поступило из федерального бюджета
Сбер открыл набор на вторую волну отдельного трека Sber500 с GigaChat
Это первая в России бизнес-ориентированная программаБанк «Кузнецкий» подвел итоги финансовой деятельности за 7 месяцев 2025 года
Сбер, Нетология и крупные вузы страны объединились для подготовки ИТ-специалистов
Исследование Сбера: 75% молодых предпринимателей уверены, что высшее образование помогло им запустить и развить бизнес
Как чип-тюнинг меняет характеристики авто

Олег Мельниченко рассказал о поддержке адаптивного баскетбола
Адаптивный спорт не только способствует укреплению здоровья, но и дарит новые впечатления