По стопам Мейерхольда: пензячка стерла границу между сценой и зрителем

Ольга Белугина превратила экскурсии в своего рода спектакли

По стопам Мейерхольда: пензячка стерла границу между сценой и зрителем

Десять лет назад Ольга Белугина начала водить экскурсии по Пензе. Ей хотелось, чтобы классические прогулки были более яркими, без этого стандартного «посмотрите направо, посмотрите налево».

– Жизни хотелось, а если точнее – театра, который всегда был моей любовью и страстью, – объясняет она. 

И мы можем!


Пример перед глазами был – первый иммерсивный спектакль «Вернувшиеся» по мотивам пьесы известного норвежского драматурга Генрика Ибсена «Приведения», поставленный в 2016 году в московском особняке Дашкова. 

Для тех, кто не в курсе: иммерсивный – значит с полным погружением зрителя в действие. Актер может взять его за руку, предложить подержать реквизит, предложить конфету и т. д.

Посмотрев представление, Ольга приехала буквально потрясенная возможностями такого формата. Не оставляла мысль реализовать нечто подобное в Пензе. 

photo_2024-06-19_16-26-25 (3).jpg

Надо сказать, что Ольга – настоящий мотор и фонтан идей в одном флаконе. И уж если она что задумала... 

«Пусть будет не так дорого-богато, как в Москве, но интересно сделать можно и у нас», – решила она. И какое-то время идея зрела и ждала своего часа. 
В 2021 году Ольга заняла третье место на конкурсе «Диво России». Ее тогда спросили: «Какая у вас мечта?» Вот тут она и озвучила мысль, не дававшую ей покоя много лет:

– Хочу объединить экскурсию и спектакль. 

Оля смогла собрать команду единомышленников, которые тоже загорелись этой идеей – сценариста Ларису Трушину и актера, режиссера Павла Тачкова. 
Уже через полгода в здании Музея одной картины поселились «Тени старинного дома» – первый пензенский иммерсивный спектакль. Главным отличием этого представления от классических постановок стало то, что зрители не сидели на одном месте, а шли вслед за героями, поднимаясь по лестнице, ощущали прикосновение рубахи призрака монахини, пробегавшей рядом. 

– Мы хотели не просто развлечь зрителя, а напомнить ему об истории родного города в целом и владельцах особняка в частности. Ориентировались на молодежь, у которой эти знания, мягко говоря, хромают, – объясняет Ольга. 

Вышли на улицу

5.jpg

Дальше – больше. К 360-летию Пензы иммерсивный спектакль вышел за стены одного здания. Если видите на Московской группу людей в наушниках, которые улыбаются во весь рот или танцуют под неслышную прохожим музыку, знайте: это участники иммерсивного спектакля-променада «Город, где живет любовь»

Наушники выступают в роли своеобразного коммуникатора. Причем аудиоряд – не просто классическая экскурсия, а несколько мини-спектаклей, участниками которых зрители становятся в разных локациях. 

В прогулке по городу их сопровождают голоса любимых актеров драмтеатра: Галины Репной, Павла Тачкова, Альберта Ибраева и других. 

Вроде та же экскурсия по знаковым местам: памятник Первопоселенцу, крепостной вал, сквер Лермонтова, Спасский собор, но когда узнаешь о каждом из них что-то новое в необычном формате, информация откладывается в памяти надолго. 

Чтобы захотели прочитать

photo_2024-06-19_16-26-25.jpg

По большому счету все проекты Ольги Белугиной и ее команды – краеведческие. Не стал исключением и спектакль «Тени исчезают в Рождество», который Ольга придумала вместе с Еленой Симдяновой. 

– Много ли мы, жители области, знаем о нашем земляке – писателе Михаиле Загоскине? – спрашивает Ольга и сама отвечает, что очень мало.

Значит, нужно было устроить полное погружение в его творчество, чтобы после спектакля зрители бежали в библио­теку за его книгами. 

Освоив особняки и городские улицы, Ольга решила переместить действие в… отели.

– Есть еще один интересный московский проект – «Заблудшие». Сцены из богемной жизни разыгрываются в лучших отелях, – рассказывает она, – и мы туда же!


Первые показы иммерсивного спектакля «Дом тайны» к 135-летию короля немого кино, уроженца Кондоля Ивана Мозжухина прошли в одном из отелей. 
Но график гостиницы и театра не совпадал: к примеру, в номер, где по сценарию должен был жить Мозжухин, заселялся постоялец. Перепробовав несколько вариантов, создатели спектакля «поселили» его в «Усадьбе на Дворянской». 

К слову, в этом году спектакль участвовал в фестивале «Золотая провинция». И хотя призов не получил, все же был замечен.

Ну и последняя (на сегодняшний день) иммерсивная премьера – «Дом, где живут игрушки» – состоялась накануне Дня защиты детей. Это тактильно-музыкальное путешествие в советское прошлое для больших и маленьких. Первые, держа в руках плюшевого мишку, вспоминают свою игрушку из 70-х, а вторые видят, во что играли их мамы и папы.

Новая реальность

Иммерсивные спектакли – это своеобразные фильмы 5D в реальности.

– Мы задействуем зрение, слух, обоняние, осязание и вкус, – объясняет Ольга, – поэтому, когда спрашивают, почему мы не снимаем свои иммерсивные постановки на камеру и не демонстрируем как фильмы, я отвечаю, что в таком случае эффекта присутствия не будет. А это же главное. 

Ольга оказалась на этой ниве первопроходцем. Естественно, у нее появились последователи. Например, в Пензе уже делали иммерсивную постановку на военную тематику.

– Это классно, что мы стали примером для частных и государственных организаций, – рассуждает Ольга. – Когда есть конкуренция, каждый будет стремиться стать еще лучше.


Считается, что в Россию иммерсивные променады пришли из Европы в 2011 году. Где их только не играли: начиная с крыш зданий и заканчивая кладбищами. 

– Но в Европе-то они тоже откуда-то появились? – спрашиваю.

Ольга задумывается, а потом говорит: «Мейерхольд поспособствовал!»


И в самом деле: Мейерхольд еще в 1918 году поставил пьесу Блока «Незнакомка» в кафе «Красный петух» в бывшем «Пассаже Сан-Галли». Да и «Театр доктора Дапертутто», открывшийся в его доме-музее в Пензе, – это пространство, где артисты играют на расстоянии вытянутой руки от зрителя, да и сцены как таковой нет. 

Получается, что опыт Мейерхольда вновь востребован на его родине. Ничто не проходит бесследно, и это вдохновляет. 

Автор: Екатерина РОГОЖКИНА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER