Выбор Сергея Месяца

Выбор Сергея Месяца

Настоятеля единственного в Малой Сердобе храма во имя св. Николая Чудотворца можно назвать молодым батюшкой, хотя ему 55 лет…

О Сергее Месяце наша газета писала четыре года назад. Тогда он преподавал физику в Малосердобинской средней школе. Был учителем не совсем обычным — всегда использовал в своей практике новаторские методы.

Да и привело его в наши края именно новаторство: он приехал в 1989 году в команде Михаила Щетинина, мечтавшего о создании новой школы гармоничного развития личности. Тогдашние власти области обещали построить такую в Малой Сердобе. Дерзким мечтам новаторов не суждено было сбыться: в то время новшества в нашей области приживались с трудом. Щетинин уехал, а кое-кто из его команды остался.

Сергей Месяц пытался воплотить свои идеи в обычной школе, став ее директором. Но противники новаторства не дремали и сильно попортили ему жизнь. В результате он стал работать просто учителем и заниматься самосовершенствованием, что и привело к переменам в судьбе, о которых мы хотим рассказать сегодня.

От простого — к сложному

В течение 200 лет была тенденция: чем выше образование человека, тем более прохладно его отношение к вере. Сегодня этого нет. Как говорит протодьякон Андрей Кураев, чтобы быть православным, нужно знать больше, чем для того, чтобы быть атеистом. В храм приходят те, у кого есть вкус к высокой культуре, серьезной мысли, к сложности, а не к примитиву. Подтверждение тому и современные батюшки-интеллектуалы. Немалая часть из них — вчерашние инженеры, учителя, военные. Вот и наш герой, учитель Сергей Месяц, пошел по этому пути. Сегодня он является настоятелем Малосердобинского храма св. Николая Чудотворца.

— Я был когда-то атеистом, коммунистом, физику преподавал, — с улыбкой говорит иерей Сергий. — Двоих моих сыновей жена с тещей крестили втайне от меня! Скажи мне кто-нибудь лет 25 назад, что я стану священником – ни за что бы не поверил!

Рассказывает, что в какой-то момент жизни стал задумываться: если наука опровергает религию, то почему же великие ученые Ньютон, Линней, Ломоносов, Планк, Эйнштейн и многие другие были верующими? Уж их-то нельзя назвать темными и невежественными.

Как и почему?

— Наука объясняет, как устроен мир, но не может дать ответа на вопрос: почему? — рассуждает отец Сергий. — Вот физика изучает закон всемирного тяготения, Ньютон вывел красивую формулу, из нее нам понятно, как ведут себя тела в пространстве, как взаимодействуют. А потом возникает вопрос: почему они себя так ведут? Сами по себе? Нет, наверняка есть Кто-то, так премудро устроивший наш мир!

Путь Сергея в священники был долгим. Он говорит, что шел к вере окольными путями и кривыми дорожками. Увлекался эзотерической и оккультной литературой, по сию пору остающейся весьма популярной в интеллигентной среде. Однако все это не давало ответов на вопросы о смысле бытия, а кроме того, здорово засоряло мозг, вызывая порой необъяснимую тоску и мрачные мысли.

— Не знаю, куда мог меня привести оккультизм… Явно не к свету. И я ведь не практиковал, слава Богу, только читал книги. Но содержащиеся в них, как оказалось при ближайшем рассмотрении, богохульные вещи до сих пор всплывают в голове. Это такая незаживающая рана в душе, которая время от времени дает о себе знать во время молитвы.

А потом произошло знакомство с первым настоятелем Никольской церкви протоиереем Андреем Фадеевым. После первого же разговора с ним Сергей Месяц пришел в храм. Многое казалось непонятным — и сама обстановка, и церковно-славянский язык богослужения, и действия священника. Но он чувствовал, что его место здесь, потому что душа радовалась.

В трудах праведных

Отца Сергия рукоположили в иереи менее двух лет назад.

— Мне скоро 55 — и я молодой батюшка, – шутит он. – Готовился я к рукоположению долго: семь лет только воцерковлялся, а получилось все неожиданно. Сегодня,  вы знаете, священников не хватает. Каждый год открываются все новые и новые приходы, становится больше верующих людей, а выпускников духовных семинарий на все храмы не хватает.

После того как отца Андрея Фадеева перевели в Кузнецк, верный его помощник принял непростое решение…

Первыми отца Сергия поддержали сыновья (старший сейчас служит в храме алтарником). Сложнее было жене новоиспеченного батюшки – ведь она выходила замуж за учителя. Но со временем и она приняла выбор мужа. Сегодня иерей Сергий – единственный священник на весь район, не самый, кстати, маленький в Пензенской области. На плечах батюшки шесть приходов – в Малой Сердобе, селах Топлое, Новое Демкино, Старое Славкино, Саполга и Огаревка. Единственный полноценный храм действует в райцентре, в основном же службы проходят в приспособленных помещениях.

Во всех селах батюшку ждут, сожалеют, что Божественная литургия проходит лишь раз в месяц. Но понимают: не разорваться же отцу Сергию. В Никольской церкви он служит трижды в неделю, а еще — крестины, венчания, отпевания, молебны на освящение домов и другие требы.

Прибавьте сюда работы по обустройству храмов. Многое отец Сергий делает своими руками, не дожидаясь помощи со стороны. Вот и во время нашей беседы он занимался установкой хоругвей при входе в церковь. А батюшка ведь еще и студент заочного отделения Пензенской духовной семинарии.

Слово Божье

— Недавно прочел в газете про своего коллегу из Сибири. Он тоже настоятель нескольких приходов, только в тех краях расстояние от села до села порой достигает 300 километров. И вот тому батюшке как-то задали вопрос: дескать, как вы со всем один справляетесь? «А я и не справляюсь!» – ответил он. Мне, кстати, после этой заметки даже легче стало. Ну и я не справляюсь, по большому счету, – просто нужно было принять данный факт. Но дела-то все равно пусть медленно, но движутся. Господь сил на все дает.

Отец Сергий уверяет, что для него гораздо тяжелее физической усталости вынужденная невозможность служить у престола Божьего. Однажды сессия в семинарии заняла больше времени, чем планировалось, и по этой причине батюшка две недели не совершал литургию.

— Как будто от сердца кусок оторвали! Я эти дни вроде и не жил…

Он считает, что педагогическое и священническое призвание в чем-то схожи. У учителя и у батюшки основное средство воздействия — слово. Только у первого — человеческое, а у второго — Божье.

— И разница в том, что учитель боится упустить хотя бы одного ученика, а священник радуется, если приобретет хотя бы одного…

Автор: Наталья СИЗОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное