Разбудить Льва

Разбудить Льва

Фестиваль СМИ Пензенской области посетил известный журналист Лев Новоженов.

Лев Новоженов уже был в Пензенской области, но достаточно давно — 40 лет назад. Он приезжал в «Тарханы» по заданию редакции газеты «Литературная Россия» и написал затем заметку с весьма «неожиданным» названием — «Тарханы»… По поводу неожиданности — его шутка. На этот раз Льва Юрьевича пригласили на фестиваль журналистов «А мы из Пензы». Фестиваль был поддержан правительством Пензенской области в рамках предоставления субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям. Организаторы — региональное отделение Союза журналистов России и Департамент информационной политики и СМИ.

Академик Российской национальной академии телевидения Лев Новоженов выступил модератором дискуссии «Герой безвременья», пообщался в прямом эфире со слушателями радиостанции «Эхо Москвы в Пензе» и поделился своим мнением о героизме с «Пензенской правдой». Беседовали мы в машине, поэтому особой логики в череде наших вопросов и ответов не ищите.

Безвременье
— Ночь выдалась тяжелой, дважды в поезде с верхней полки в нашем купе падал человек. Я думал, он умрет после этих падений. Но нет. Он стабильно забирался обратно. И никаких заметных травм у него не было. Думаю, может, он и есть герой нашего безвременья, в котором мы сейчас живем?

— Почему же безвременья?
— Ориентиров нет. Светлого будущего никто не обещает. Великих строек по комсомольским путевкам тоже нет. Печорин жил в эпоху безвременья, сейчас она повторяется. Только если раньше у человека не было ничего, сейчас — переизбыток этого всего. Я, к примеру, всегда с трепетом относился к морю. Увидел его впервые лет в 16. Недавно возили внучку в Черногорию. И что? Она уверена, что поедет к морю и в следующем году, и через год… Даже не обрадовалась. Романтики нет, а море, по ее мнению, фигня полная. Оно просто должно быть. Как исходные данные.

— О прошлом вашем визите в Пензенскую область расскажете?
— Раньше русские города были очень похожи друг на друга. Как и герои, в них проживающие. Я много ездил, но особенностей не отмечал. Смоленск, Ярославль, Саратов, Пенза… Центр города: купеческие мещанские домишки, обком партии, горком, доска почета, памятник Ленину. Это повторялось неизбежно. А «Тарханы» — пусть это и не город — здорово выделялись и запомнились. Скромность барской усадьбы бросалась в глаза. Вся лермонтовская история трогала сердце. Девушки-экскурсоводы (почему-то из Воронежа, а не из Пензы) были реальными фанатками Лермонтова. Поэтому я это и помню…

Информационная революция
— Сегодня утром мы говорили о судьбе регионального телевидения. Многие участники встречи предположили, что будущего у него нет. Что вы думаете по этому поводу?
— Мы живем в эпоху информационной революции. Вопрос стоит не только в том, что будет с региональным телевидением. Тут и с федеральным — проблемы! Как оно сможет выживать? Сейчас людям доступно телевидение всего мира, есть Интернет, куча техники… Профессиональную камеру можно купить за 500 долларов, поднапрячься и сделать свой канал в Интернете. И домашнее телевидение может оказаться более интересным… Снял, как ты дома стираешь белье — не обязательно грязное — круто! Все посмотрели! Если будешь интересен — флаг тебе в руки!

По барабану, какое телевидение: федеральное, региональное или домашнее. А есть еще и социальные сети, которые постепенно вытесняют традиционные СМИ. Там реальная информация. Она исходит от конкретных людей, ей доверяют. Создателем контента —сейчас людям нравится это слово — становится сама аудитория. На Западе есть медийные структуры, которые вообще не имеют редакций. Наполнение эфира идет фрилансерами. Телевизионные группы уже не выезжают на место событий. У всех есть мобильники, планшеты, камеры. Снял, передал куда надо. Гонорар получил потом.

— А вы сами пользуетесь социальными сетями?
— У меня есть страничка на facebook. Пять тысяч друзей и три тысячи подписчиков. Динамика очень живая, стараюсь заходить ежедневно. Иначе люди пишут: как мы без вас, куда вы пропали… Возникли обязательства. Пять тысяч плюс три — это больше, чем тираж районной газеты. Вот вчера я, например, написал, что буду в Пензе и возможно буду постить отсюда. Это и есть информационная революция. Я всю жизнь работал в разных редакциях, испытывая на себе всяческие виды давления. Мне говорили: «То не так, это не так, заголовок поменяй, текст убери вообще…» Потом тебя вызывает главный редактор на ковер, и все. А социальная сеть — ощущение свободы. Очень приятное и необычное. Ты пишешь то, что думаешь.

— Вы были главным редактором многообещающего интернет-проекта Тор4тор.ru. В рекламе говорилось, что он чуть ли не заменит все СМИ, вместе взятые. Объединит телевидение и газеты, и всем будет счастье…
— В рекламу по раскрутке сайта было вбухано 4 миллиона долларов. Но разработчики накосячили, тестового режима не было. Нас очень торопили, не дали времени, чтобы оптимизировать продукт. Разрекламировали по всем каналам, и, разумеется, люди ломанулись — полмиллиона человек на портал пришло сразу. Сайт тормознул и завис… Это печальная история. Но мы приобрели очень важный опыт. И теперь такого страшного мультимедийного продукта не делаем.

Кто герои?
— Вернемся к теме героев нашего времени. Кто, по-вашему мнению, сегодня может таковым называться?
— Не знаю, можно ли написать это в вашей газете, но герой, например, — тот человек, который зашел в туалет и смыл чужое г… Ершиком там повозился. Прибрался. Сделал так, чтобы было чисто. Герой — тот, кто поднял с тротуара кем-то брошенную бутылку и донес до мусорного бака. Ты герой, если остановился и убрал с дороги мертвую собаку, которую до этого сбили. Я часто задаю себе вопрос: могу ли я потратить время и закопать этот труп. И всегда нахожу оправдания, почему не делаю этого: некогда, грязно, сыро… Может, я не герой…

Автор: Влад БЕЛЯКОВ

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное