Пензенский инженер раскрыл тайну портрета цесаревича Алексея
Откуда у инженера интерес к живописи, почему он предпочитает жанр русского реализма, мы решили узнать из первых уст.
Портрет цесаревича
— Недавно я буквально совершил открытие, — рассказал Александр. — В моей галерее хранится портрет цесаревича Алексея, написанный Иваном Горюшкиным-Сорокопудовым. Выяснилось, что гравировался он «для поднесения Государю Императору»: любой подарок царю подлежал экспертизе, всесторонне изучалась личность подносящего. Министр Императорского двора затребовал от Академии художеств отзыв о Горюшкине-Сорокопудове. Отзыв был положительный.Таких портретов оказалось три. Местонахождение того, что был подарен Николаю II, мне неизвестно, второй хранится в нашей картинной галерее им. К. Савицкого, третий, принадлежавший лично художнику, находится в моей коллекции. Также у нас хранится оригинал фотографии, с которой делался портрет цесаревича!
— Как вы пополняете свою коллекцию, с какими трудностями сталкиваетесь?
— Ни один коллекционер не раскроет вам тайны собирательства. Меняю, уговариваю, ищу, узнавая какие-то факты из архивных и научных материалов. Это очень интересное занятие, связанное с неожиданными находками. А порой разворачиваются настоящие детективные истории. Так, благодаря приобретенным в собственность архивным материалам Константина Савицкого и Ивана Горюшкина-Сорокопудова я и раскрыл тайну портрета цесаревича.
Бывают находки случайные. Недавно мне принесли одну работу, совершенно замызганную, из разряда «может, пригодится». Оказалось, ее автор — тот же Горюшкин-Сорокопудов (как эксперт я узнаю почерк художника). Потом из документов я выяснил ее историю, мой сын Василий, великолепный реставратор, восстановил картину, и она обрела вторую жизнь.
Несколько полотен я купил в Москве у одного товарища, который вытаскивал их из полузатопленной баржи на канале имени Москвы и бросал прямо на асфальт. В 2006 году ломали гостиницу «Россия» и выбрасывали на свалку ковры, посуду, мебель и картины. А их писали во дни своей молодости заслуженные художники с регалиями. Сегодня их работы украшают многие галереи.
Шедевры из пропавшего вагона
— Словом, вы, как граф Монте-Кристо, находите клады, с которыми связано еще немало загадочных историй…— На нашей барахолке я как-то увидел портрет епископа Василия (в миру Михаил Левитов, управляющий Пензенской епархией в 1889–1890 гг.) работы нашего современника Алексея Шалаева. Продавцы не имели о картине представления. Спрашиваю: «Украли?» Отвечают: «Нет». Я обратился в епархию, оказалось, полотно на самом деле стащили и многие годы оно считалось утерянным. Я картину выкупил и вернул епархии.
Еще одно приобретение сделал у староверов, проживающих в деревне под Сердобском. Услышал, что есть у них работы Ассоциации художников революционной России 1920 –1930-х годов. Откуда они там взялись, никто из них не знает. Я купил три работы. Они лежали в грязном сарае, загаженные мышами, так что мне их выносили, брезгливо держа двумя пальчиками, да еще в полиэтиленовых пакетах. У них осталась еще работа Аристарха Лентулова, но мы не смогли договориться. Будет жаль, если она там сгниет.
Как я о них узнал? Это длинная история. На выставке авангардистов в Еврейском музее толерантности в Москве я узнал, что в 1920-х годах в Пензу послали целый вагон работ авангардистов. Он исчез. Ни одной картины здесь не увидели.
Но вот недавно на аукционе «Сотбис» продали работу Василия Кандинского «Картина с белыми лилиями». Написана она в самом новаторском периоде художника, изначально оценена в 30 млн долларов. К ней прилагался официальный релиз: одно время Кандинский возглавлял Музей живописной культуры на Волхонке, для фонда которого картина была приобретена в 1919 году. Оттуда в 1920 году ее отправили в музей Пензы.
Эта работа, как и картины староверов, я полагаю, как раз из пропавшего вагона. А где остальные — неизвестно. Но может, если не выкинули, где-то они пылятся.

Школа — крылья художника
— Александр, а как вы увлеклись коллекционированием картин?— Благодаря сыну. Когда Василий поступил в художественное училище им. Савицкого, я заинтересовался его учебой, творчеством его преподавателей — Владимира и Татьяны Пентюх, братьев Шалаевых, Бориса Борисова, Анатолия Косырева.
Проникся любовью к изобразительному искусству, творчеству старых и современных мастеров живописи, в первую очередь пензенских. Наша школа русской классической живописи славится и обязана этим Константину Савицкому — его правильному обучению, его уникальной методике. Важно и то, что она сохраняется до сих пор.
Конечно, я не сразу начал скупать на радостях все картины подряд. Я проходил «свои университеты», и постепенно увлечение стало профессией.
— Почему любовь именно к русской классике, а не к абстракционизму, модернизму или другим современным жанрам?
— Помните, как нас учили в школе: чтобы понимать литературу, надо читать много классики — Льва Толстого, Александра Пушкина, Федора Достоевского.
Когда вы будете смотреть много хороших подлинных работ, тогда вы сможете воспринимать живопись правильно. Что касается сюрреализма или абстракционизма, я не понимаю, как можно посредством этих жанров передать чувства, изображенные, к примеру, в картине «Неравный брак» Василия Пукирева или в «Тройке» Василия Перова. Боль, отчаяние, любовь, страдание можно передать только посредством классической живописи.
Но это не значит, что я против других жанров. Они имеют право на существование, если художник пишет работы осознанно, а не как подражание кому-либо. Зачастую же молодые рисуют «пустышки» и пытаются выдать их за шедевры, в которых «заложен такой глубокий смысл», что многим не дано его понять.
— В Пензе много ценителей искусства?
— Их не много не только в Пензе, но и всюду. Тонкая прослойка. А делают вид многие. Как-то ко мне пришла богатая дама, решившая купить картину. Я ей предложил одну работу, но, узнав цену, она начала искренне возмущаться, полагая, что полотно стоит не больше пяти тысяч рублей. Я говорю: «Вы приехали на автомобиле за девять миллионов, по сути, на груде железа, которая развалится лет через десять. И вам жалко денег на то, что порадует душу, останется в наследство детям и внукам? Свою работу вы хорошо оцениваете, иначе не смогли бы купить такое авто. А почему же творение настоящего мастера считаете не достойным приличной суммы?»
— Ваша коллекция доступна для просмотра? И каким вы видите ее будущее?
— Да, доступна. По телефону или через социальные сети люди связываются со мной и приходят смотреть. Я готов снова сделать выставку в Губернаторском доме.
Я не единственный в Пензе частный коллекционер, у нас были, есть и будут люди, которым это занятие интересно. Мой сын, думаю, продолжит мое дело. Ведь эти картины — как бриллианты, каждая со всей историей, судьбой. Они никогда не пропадут.

Автор: Галина ИСАЙЧЕВА
Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER
Ссылки по теме
Другие материалы рубрики

Спасал детей в Беслане: как сегодня живет Герой России из Пензенской области
Валерий Канакин добился небывалых высот
Три пензенские гимназистки из одного класса набрали 100 баллов на ЕГЭ по химии
Результаты обнародовали пока еще не по всем предметам
Пензенская область примет участие в Петербургском международном экономическом форуме
Потенциал Сурского края будет представлен на региональном стенде
Вадим Супиков поздравил медиков с профессиональным праздником
Председатель ЗакСобрания пожелал работникам сферы здравоохранения успехов в служении землякам