Пензенские архивисты составили генеалогическое древо рода известного актера

Народный артист России Юрий Назаров теперь знает о своих корнях: его род пошел из Пензенской губернии

Пензенские архивисты составили генеалогическое древо рода известного актера

«Моя фамилия пошла от прапрадеда Назара, который жил в XVIII веке в Пензенской губернии», — сказал Юрий Назаров, когда в 2018 году я пригласила его в наш регион на кинофестиваль «Мужская роль». 

Но где именно жили Назаровы? Юрий Владимирович слышал только, что род его идет из Чембарского уезда. 

Но в тот раз подробностей узнать не удалось. Назаров подарил мне тогда свою книгу «Только не о кино». Я передала ее одному из поклонников таланта актера — директору Госархива Пензенской области Павлу Кашаеву. 

А в апреле 2021 года произошло историческое событие: в Центральном доме кинематографистов в Москве я вручила артисту подарок Пензенского госархива — генеалогическое древо рода Назаровых. Опираясь на данные книги, архивисты сумели пролить свет на неизвестные страницы родословной актера.

Юрий Владимирович всегда считал, что его дед был родом из крестьян. А в Пензенском архиве обнаружили любопытный документ о прадеде — «Объявление Александра Герасимовича Назарова в Пензенскую городскую управу о желании быть записанным в купцы 2-й гильдии»…

— Юрий Владимирович, мало кто может похвастаться тем, что знает происхождение своей фамилии. Для вас это важно?
— Мне все о родных интересно! Без истории, без памяти о своих предках человек — кто он?! Узнал я о своем предке от бабки. Она рассказывала, что были мы Кутыревы. Мой прапрадед Назар чем-то изо всех Кутыревых выделился, поминаем стал в потомках. И от него пошли Назаровы. 

Факт, что прадед был купцом — для меня открытие. Хотя фотография молодого деда всегда вселяла сомнения в том, что он был простым крестьянином: уж очень у него благородное лицо.


Судьбу определили эмоции


— Самые мужественные и брутальные на сцене и киноэкране актеры в жизни часто бывают жеманны. Ведь суть профессии — женская: актер должен нравиться. Вы абсолютно к этому не стремитесь…
— Да я и не хотел быть актером! Родился и вырос в Новосибирске. Мы с другом Эрькой мечтали о море, ходили в кружок морского моделирования. Актерством меня заразил другой друг, Витька. Он поехал поступать в Москву, в театральное училище. Я — за ним. Был уверен, что меня не примут. Но меня приняли, а его нет. Я полгода проучился и бросил. Устроился разнорабочим. Но из-за эмоциональности едва не угробил бригаду. Была ночная смена, всходило солнце. Меня поставили на лебедку: майна — вира. А я загляделся на красоту, перепутал «майна» с «вирой». Груз чуть не упал на людей. И я понял, что техника не мое. Эмоции — вот что движет артистом!

Вернулся в Щукинское училище. 

Друзья и годы

— Кого считаете своим главным учителем?
— Жизнь. Есть такой анекдот. Человек захотел все знать. Окончил школу — уверен, что все знает. Окончил техникум — начал сомневаться: не все знает. После института понял, что ничего не знает. Так расширились его горизонты, что он осознал, как велик мир! Люди учатся всю жизнь. До старости. Моя работа помогала мне в этом — постоянно требовала расширения кругозора.

— С кем из актеров вы были дружны? 
— Со всеми. Но моими главными друзьями на всю жизнь остались школьные: Эрька (Эрнест Георгиевич Малыгин — доктор наук, профессор, лауреат Ленинской премии. — Авт.), Витька (Виктор Иванович Лихоносов — писатель, публицист, педагог, лауреат Государственной премии), Валька (Валерий Геннадьевич Каган — доктор наук, профессор). Их я люблю. С ними  связано родное, близкое, нескучное… А актерские тусовки мне, честно говоря, неинтересны.


Только о кино

— И все же вернемся к актерам. Блестящий актерский состав собрался в любимом всеми поколениями зрителей фильме «Земля Санникова»…
— Там случилась такая история. Леонид Попов принес отличный сценарий. Но дирекция «Мосфильма» навязала ему второго режиссера — Альберта Мкртчяна. Он оказался интриганом. Остроумный Олег Даль в шутку называл его АльБРЕД. Актеры не хотели с ним работать. Всех сумели убедить, кроме Шакурова. Тогда его сняли с роли и Владимира Губина сыграл я. Интересное было время! Сложились замечательные взаимоотношения со всеми.  

— Вы сыграли около 300 ролей в кино. Какие для вас самые главные?
— У Андрея Тарковского. Хотя в фильме «Андрей Рублев», где у меня было целых две роли, моего участия было не очень много. Я исполнял указания режиссера. Так же, как и в «Зеркале». Но по своему послевоенному детству я знал таких военруков, какого сыграл в фильме.

С Тарковским у нас сложились прекрасные отношения. Однажды он даже сказал, поднимая за меня тост: «Не имею счастья быть твоим другом. Но обещаю снимать тебя всегда». 

Быть таким, как Тимур


— В этом году исполнится 80 лет со дня начала Великой Отечественной войны. Вы пережили ее. Много раз играли в фильмах, посвященных ей...
— Очень хорошо помню начало войны. Отец в те дни был в командировке в Чите. Привез мне оттуда книгу Аркадия Гайдара «Тимур и его команда». И подписал: «15 июня 1941 года. Моему сынищу Юрке. Будь таким, как Тимур!». И вот я по сей день стараюсь быть таким, как Тимур! Помню, что я каждый день слушал радио — последние известия от Советского информбюро. Фашист шел вперед, наши отступали. И только в конце октября остановили. Кто остановил? Сибиряки! А я сибиряк! Грудь от гордости распирало! 

В Берлине стоит памятник советскому солдату — в одной руке у него меч, в другой – ребенок. Это не просто художественный образ. Я в шестидесятом году снимался в чешской картине. Разговорились с местным жителем. Чех рассказал: «Представьте: мне одиннадцать лет. Идут бои. Кругом грохот и свист. Интересно! И я вылез посмотреть. Так ваш солдат (вот на тебя похож — в меня ткнул пальцем) выскочил, под зад коленом оттуда меня прогнал. Конечно, я обиделся. А сейчас понимаю. Да какое ему было дело до чужого пацаненка? Но ведь он спас мне жизнь». 

Советский солдат был не только освободителем, но и защитником. Я много езжу по стране, вижу, что главные качества — доброту, милосердие — наш народ сохранил.



Директор Государственного архива Пензенской области Павел Кашаев: 

— Из книги Ю.В. Назарова мы узнали семейную фамилию — Кутыревы. На границе Пензенского и Чембарского уездов было село Федотовка (второе название — Кутыревка). Этот факт и навел нас на мысль проверить документы Федотовки. Там мы и нашли сведения о предках артиста. Село находилось очень близко к Чембару, поэтому в памяти Назарова и отложилось название Чембар.

Автор: Светлана СТАРОСТИНА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное