Одна смерть и четырнадцать жизней

Одна смерть и четырнадцать жизней

В далеком 1991 году 17-летняя Марина Плотникова ценой своей жизни спасла трех человек и стала первой женщиной, удостоенной звания Героя Российской Федерации (посмертно). 11 мая ей исполнилось бы 45 лет...

Она была самой красивой девушкой в классе и одной из лучших учениц. Жадная до знаний, первая спортсменка в Зубриловской средней школе, активистка. Ее любили друзья, одноклассники, учителя — за доброту, отзывчивость, трудолюбие. Про таких говорят: все дороги перед ней открыты!

В ожидании перемен

А она мечтала о счастье, жила в ожидании удивительных перемен, которые все никак не наступали. Осенью 1990-го Марина писала в своем дневнике: «Ой, как все скучно… Однообразно… каждый день. Когда же в моей жизни будет какая-нибудь перемена? Наверное, никогда… Зима, весна, лето, осень — и все».

А время перемен приближалось. От колхоза ей предлагали целевое направление в Пензенский сельхозтехникум, на бухгалтерское отделение. Но девушке больше хотелось стать учителем начальных классов.

На выпускном вечере в июне 1991 года Марина от души веселилась, танцевала. 

В ту июньскую ночь выпускники, счастливые, усталые, ушли встречать рассвет на Хопер. И, глядя, как медленно поднимается над водой лучистый солнечный диск, ни Марина, ни ее друзья не могли предположить, что через несколько дней образцовая советская комсомолка исполнит евангельскую заповедь, положив душу за други своя, а ее имя будет вписано в историю России. 

Два Героя

О Герое Российской Федерации Марине Плотниковой в Тамалинском районе знает каждый школьник. Имя Марины носит волонтерский отряд «Горящие сердца» средней школы села Варварино, что по соседству с Зубрилово. 

В сквере напротив районной администрации три года назад установили мраморные бюсты Марины Плотниковой и майора спецназа внутренних войск Романа Китанина, который погиб в 2007 году во время боевых действий в Дагестане, прикрывая свою разведгруппу и вызвав огонь на себя. В Тамалинском районе — два Героя России. 

У обоих памятников всегда лежат живые цветы. Вот и сегодня две красные гвоздички к бюсту Марины Плотниковой принесла жительница Тамалы Оксана Бешнова, когда-то учившаяся с Героем России в одной школе. 

— Класс у них был замечательный, каждый ученик — индивидуальность, — вспоминает бывший директор Зубриловской средней школы Владимир Маслов, сейчас замредактора районной газеты «Организатор». — Ну, Марина, конечно, выделялась. Красавица, умница. Я все думал: повезет тому парню, который на ней женится. 


Родная кровь

Племянница Марины Плотниковой, дочь ее старшей сестры, Анна Неретина как две капли воды похожа на свою тетю: 

— Все об этом говорят, когда видят фотографию Марины. Приятно. Хотя я совсем не знала ее: мне был всего годик, когда она погибла. Мама рассказывала, что Марина очень любила меня, так же, как и всех своих сестер и братьев. Семья была многодетной: три мальчика, четыре девочки. 

Анна добавляет, что Плотниковы были малоимущими, ныне покойная бабушка Татьяна Николаевна в одиночку тащила всех семерых. Но жители Зубрилова утверждают другое: все беды Плотниковых происходили от того, что глава семейства злоупотребляла спиртным. 

Первая трагедия случилась в 1987-м. Тогда от туберкулеза умер старший сын Татьяны, 
18-летний Сережа. Запустили болезнь.

После смерти Сергея все хлопоты по хозяйству (Татьяна много работала) легли на плечи старших дочерей — Натальи, к тому времени вышедшей замуж, и Марины. 

— Дети были всегда чистенькие, накормленные. Девочки в доме порядок поддерживали. Я всегда удивлялась, как Марина успевает и с братьями-сестрами управляться, и учиться хорошо, — рассказывает бывшая учительница Марины, тоже в свое время возглавлявшая Зубриловскую школу, Татьяна Образцова. — Придешь, бывало, их навестить, младшие носятся, шумят, а она в уголке сидит — на «дипломате» учебники разложит, уши заткнет и уроки учит. И не упрекнет, не прикрикнет, чтобы успокоились. Не в ее характере. 

Шаг в бессмертие 

30 июня 1991 года в Зубрилове отмечали День молодежи. Сельчане от мала до велика спасались от жары на Хопре. Хотелось на пляж и Марине, только вот она, как всегда, была занята домашними делами и готовилась к экзаменам. И вдруг под вечер решила прогуляться, бросив своим: «Пойду на Хопер, искупнусь». 

— Мы с семьей тоже на речке отдыхали, — Татьяна Образцова помнит тот день, как сейчас. — Смотрю, мимо нас Марина идет, улыбается, уже в купальнике, с полотенцем через плечо. Поздоровалась, говорит: «Пойду сестренок Жанну с Леной поищу». А минут через 15  на другой стороне пляжа закричала женщина: «Марина утонула!»
 
Татьяна Григорьевна с мужем и знакомыми бросилась на крик. 

— Вон там, в водовороте! В него сначала Жанна с Леной и Наташей, их подружкой, попали, стали тонуть. Марина первой сообразила, что происходит, и кинулась спасать. Наташу к кустам вытолкнула, потом Жанну с Леной, а у самой сил не хватило выбраться, затянуло ее…

Пока очевидцы рассказывали, муж Татьяны Григорьевны и его друзья уже ныряли в поисках девушки. Через десять минут кто-то из них поднял над водой поникшее, безжизненное тело Марины. 

Девушку пытались реанимировать, казалось, жизнь еще теплилась в ней, но было уже поздно…

Хоронили юную героиню всем селом. У семьи не было денег ни на гроб, ни на новое платье, ни на поминки. Собрали деньги, обрядили Марину, как положено, во все белое. Трагедия невольно коснулась каждого жителя Зубрилова. 

А вскоре глава местного сельсовета Нина Ермишина подняла вопрос о том, что за свой подвиг Марина достойна Золотой Звезды Героя РФ. 

— Троих спасла! Сама еще ребенок, а, не раздумывая, не рассуждая, в тот водоворот бросилась! 

Указом Президента РФ от 25 августа 1992 года Марине Плотниковой было посмертно присвоено звание Героя Российской Федерации. Она стала первой в постсоветской России женщиной, удостоенной этой награды. 

Медаль «Золотая Звезда» в семье не сохранилась. Говорят, мать продала кому-то дочкину награду... 


За все благодарю

Мы побывали в Зубрилове, заехали на кладбище поклониться памяти Марины Плотниковой. Ох, не зря она так стремилась из родного села. Будто предчувствовала свою и его печальную судьбу. 

Жизнь в Зубрилове оскудевает. Осталось всего 165 человек, преимущественно пенсионеры. Нет уже школы, когда-то носившей имя Марины Плотниковой. Давно закрылся детский сад, разрушается клуб. Целые улицы заброшенных домов. Сюда не ходит транспорт. И как апофеоз всему — руины усадьбы князей Голицыных-Прозоровских.  

Покинули Зубрилово после смерти матери и все Плотниковы. Хотя за могилами родных ухаживают. 

А как же сложились судьбы девочек, спасенных Мариной, — ее сестер Жанны и Лены и их подруги Наташи (в 1991 году им было 11, 12 и 10 лет соответственно)? Анна Неретина сообщила, что у Жанны и Лены по четверо (!) детей, они своим кланом живут в одном из сел Рязанской области: 

— Племянники как на подбор — умные, учатся хорошо. Старший летное училище оканчивает в этом году.

Наталья Воробьева по-прежнему живет в Зубрилове, у нее два сына и дочь. 

Итого одиннадцать человек появились на свет благодаря самопожертвованию Марины! 

Наталья честно признается, что 30 июня 1991-го, фактически день ее второго рождения, почти стерся из памяти. Ей не очень-то везло в жизни: она рано овдовела, много претерпев от покойного мужа. Только в детях и находит радость. 

— Но я благодарна Марине за все, — тихо произнесла Наталья на прощание. — За все…

Автор: Наталья СИЗОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное