Не замахнуться ли на «Айронмена»? Экс-вице мэр Пензы Евгений Рыжов отметил 70 лет

Не замахнуться ли на «Айронмена»? Экс-вице мэр Пензы Евгений Рыжов отметил 70 лет

В сентябре — юбилей у генерального директора Агентства ипотечного кредитования Пензенской области Евгения Рыжова. Но, конечно, пензякам Евгений Анатольевич известен как руководитель, который 30 лет строил город.

Почетный строитель России, только в ранге заместителя главы администрации Пензы по строительству он проработал 
16 лет — с 1999 по 2015 год.

Накануне 70-летия мы встретились с виновником торжества и, как всегда бывает при общении с этим замечательным человеком, получили мощный заряд оптимизма и жизнелюбия.  

Секреты успеха 

— Евгений Анатольевич, во что верили в юности? 
— В светлое будущее и коммунизм, конечно. 

— Вы трудоголик? 
— Видимо. После школы я поступил в наш строительный институт, и мы пять лет ездили в стройотряды. Помню, на первом курсе возводили объект. И у нас была определенная норма. Как самые молодые, мы разносили кирпичи по этажам, месили раствор. Начинали в 6 утра, заканчивали в 22–23. А не успевали — то и в полночь. А это поселок, вся молодежь ждала, когда мы наработаемся и начнутся танцы. Да, мы еще и танцевали! И силы не кончались…

А после института я распределился в Министерство среднего машиностроения (нынешний Минатом), а это ядерная энергетика, ракетостроение, работа на космос. Практически круглосуточный труд. По словам жены, наши сыновья-погодки тогда папу просто не видели. 

— Что отличает успешных людей от неуспешных? 
— Те, кто трудится, исполняет свою работу честно, живет чест­но, тот и успешен. 

— Коронавируса боитесь? 
— Не задумывался. У меня нет тревожности, стараюсь поменьше смотреть телевизор. 

— Скольких животных вы спасли или приютили в детстве?
— У меня не было в детстве ни кошек, ни собак. Не спасал. Не помню... Вот человека однажды спас. Как-то приехал в лагерь к детям, а какая-то семья играла с мячом в реке. В этом месте река делает поворот, возникает сильное течение. Мяч у ребенка выскользнул, он за ним шагнул и провалился на глубину. Мать кричит: «Спасите!» Старший взрослый сын плавать не умеет. Ну я за мальчишкой и прыгнул. А ему было лет 12, он меня под водой руками-ногами обхватил, и нас потянуло в омут. Смотрю сквозь толщу воды на солнце и думаю: «Ну, все!» К счастью, потеряв сознание, мальчик хватку ослабил и мы спаслись. На берегу я его головой вниз перевернул, вода хлынула, и он сделал вдох. 

Два высших 

— Вы учиться любили? 
— Поскольку в первом классе я попал в лыжную секцию (впоследствии даже стал кандидатом в мастера спорта) и тренировки были дважды в день, на все предметы времени не хватало. Поэтому по химии и биологии я учиться не любил. Так и вышли в аттестате две четверки, все остальные — пятерки.

В институте я тоже учился хорошо, получал Ленинскую стипендию. 

Потом поступил заочно в Московский МИСИ — на факультет экономики и организации строительства. А уже работал руководителем участка на строительстве химического завода в Кирово-Чепецке (входил в проект советской атомной бомбы. — Авт.). Начальник, он сейчас зам. главного инженера на одной из атомных электростанций, не приветствовал мой энтузиазм на ниве просвещения. Прямо так и говорил: «Рыжов, если один институт мозгов не дал, другой их не добавит!» 

Первую очередь государственного объекта в срок не сдали. Этого начальника убрали, прислали другого — Владимира Евгеньевича Булата. Легендарная личность, великий строитель, один из создателей Навоийской ТЭС. И вот, представьте, обстановка нервная, сорван срок ввода объекта, который на контроле ЦК КПСС и Совета министров СССР. И хоть я довольно мелкая сошка в строительной иерархии, но как в такой ответственный момент уезжать на сессию? А ехать надо — прислали вызов. Долго собирался с духом, но пришел-таки к Булату — так, мол, и так. А он вдруг: «Молодец! С тебя пример надо брать!»  

Потом он меня управляющим строительным трестом назначил. Хотя и был я самый молодой среди гораздо более заслуженных и опытных руководителей.   

Вот уж тогда я точно домой не приходил, как говорит жена. 

Закрывая вопрос с учебой, назову вам тему моей кандидатской диссертации: «Системный анализ развития рынка недвижимости и использования механизма ипотечного кредитования в США и Европе». И представить не мог, что в нашей стране когда-нибудь появится рынок недвижимости, ипотека и я буду этим заниматься!

Если не спится... 

— Кого из руководителей, с кем довелось работать, вы вспоминаете и почему?   
— Всех вспоминаю! Мне везло на хороших людей. И посчастливилось работать с личностями действительно государственного масштаба! Вы ведь понимаете, что такое Министерство среднего машиностроения? Государство в лице Политбюро выделяло Министерству обороны все, что оно заявляло согласно нормативам. А Минсредмашу — все, что оно заявляло.  Мы, строители «атомных городов»,  были важным звеном — обеспечивали заводчан жильем, городской инфраструктурой.

Вспоминаю коллег из Гипромаша. Удивительно, но этот государственный институт по проектированию машиностроительных заводов был единственным в стране из головных институтов министерств и ведомств, который находился не в Москве, а в другом городе, в частности в Пензе. Здесь я поработал проектировщиком, узнал сферу строительства с этой стороны, прежде чем стать начальником Управления капитального строительства Пензенского горисполкома. 

— Если бы вы определяли наказание для молодежи, сломавшей лавочки на набережной, каким бы оно было? 
— Я записал бы их в спортивную секцию. От этого больше толку, чем от штрафов. 

— С кентавром или без? 
— Вы про скульптуру на Фонтанной площади? Не сформировал отношения. Меня, раз уж вы спрашиваете такие вещи, больше волнует концепция застройки города. Пенза – тихий губернский город, и весь исторический центр хорошо бы оставить в покое, сохранив 2–3-этажные дома. Не надо этого стекла-бетона-мрамора в центральной части города. 

— Любимый музыкальный инструмент? 
— Аккордеон. Товарищ в аспирантуре заразил к нему любовью. Как слушателя. Сам товарищ уже лет 30 пытается научиться играть. Но маловато времени. Сейчас он гендиректор девелоперской корпорации в Москве, возводит малоэтажные  поселки.

— Что делаете, если не спится? 
— Перечитываю «Евгения Онегина». Всякий раз поражает красота и простота каждой фразы! Вообще, чем старше становлюсь, тем больше нравится классика: Пушкин, Лермонтов, Чехов, Лев Толстой, Ильф и Петров. 

— Какой подарок хотели бы получить? 
— Пять лет назад, на предыдущий юбилей, я принял участие в соревнованиях на Чистых прудах для всех желающих непрофессионалов. Мы плыли 2 км, крутили педали велосипеда 100 км и бежали полумарафон — 21 км. Было 36 человек. Я участвовал (они еще иронизировали) в тапочках и шароварах, не в фирменной экипировке. Короче, я у них выиграл. Следующий пришел к финишу только через 58 минут. И вот с тех пор мои соперники, а некоторые были на 20–30 лет моложе, активно тренируются. Уже ездили в Испанию на соревнования «Айронмен» (4 км в открытой воде, 180 км, полный марафон). Так вот, я тоже хочу натренироваться и сдать норматив «Айронмена». Правда, к этому юбилею уже не успею.

ИПОТЕКА

Пензенская область вошла в семерку регионов — лидеров по выданной ипотеке, наряду с Москвой, Санкт-Петербургом, Московской и Ленинградской областями, Казанью и Ростовом.

По словам гендиректора АИК Евгения Рыжова, большую роль сыграло то, что по инициативе губернатора Ивана Белозерцева в бюджете региона заложены средства на субсидирование банковской процентной ставки. Агентство имеет возможность выдавать кредиты на 3 пункта ниже — от 3,1 процента годовых. 

Автор: Марьям ЕНГАЛЫЧЕВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER