Надежда Бажина – о старте карьеры, Олимпийских играх и тренерской работе

Спортсменка, в активе которой Лондон-2012 и Рио-2016, честно признается: кое-что предпочла бы забыть

Надежда Бажина – о старте карьеры, Олимпийских играх и тренерской работе

В рамках проекта «Спортивная гордость» пензенская участница двух Олимпийских игр позирует художнику Сергею Чередову и делится с «Нашей Пензой» тем, как изменилось ее восприятие собственного опыта. 

Две Олимпиады – большое достижение для любого спорт­смена. Таким гордятся, об этом рассказывают тем, кто о главных стартах планеты знает только из телевизионных трансляций. Надежда Бажина, в активе которой Лондон-2012 и Рио-2016, честно признается: кое-что предпочла бы забыть.  

Родительский дом – начало начал

Ее мама – Ирина Калинина, заслуженный мастер спорта СССР, единственная в истории отечественного спорта олимпийская чемпионка в прыжках с трехметрового трамплина, победитель и призер чемпио­натов мира и Европы. Отец – Валерий Бажин, мастер спорта международного класса, заслуженный тренер России, воспитавший в том числе чемпиона Олимпиады-2000 Игоря Лукашина. 

«Когда я только начинала выступать, долго приходилось доказывать, что мне ставят высокие оценки во время турниров не за заслуги родителей, – говорит Надежда. – А такие разговоры, к сожалению, приходилось слышать». 

P1760143.jpg

При этом родители вовсе не собирались делать из дочери непременно спортсменку. Просто, рассказывает она, так сложилось: 

«Меня брали на тренировки, например, потому что не с кем было оставить. Но, как рассказывает мама, лет в шесть я спросила: почему они других тренируют, а меня – нет? Вот так и началась моя спортивная карьера». 

Родители стали тренерами Надежды Бажиной. Она говорит, что понятия не имеет, каково тренироваться у кого-то еще, но одно знает точно: 

«Они поступали очень мудро, поскольку дома были для меня мамой и папой, а спорт оставался в стороне. И за это им огромное спасибо. Только сейчас начинаю понимать, как они за меня переживали во время выступлений. И по сей день загадка, как они это безумное напряжение выдерживали». 

Детская память сохранила воспоминания об уголке с медалями, который одно время был в доме: награды красивые, сверкают, смотреть нравилось, но понимание того, какой труд за ними стоит, пришло куда позже. Как не сразу появилась и мысль, что можно самой замахнуться на Олимпиаду. 

DSC_0460.JPG

«В 2008 году, во время отбора на Игры в Пекине, мне сказали: «Займи ты не четвертое место, а второе, тебя взяли бы». И вот тут был шок: что? Я всерьез могу претендовать на это? А затем проснулся азарт. Когда выиграла чемпионат Европы среди взрослых на трехметровом трамплине, добавилась еще и уверенность. С того момента дала себе установку больше работать, чтобы попасть на Олимпийские игры», – говорит Надя. 

По дороге разочарований

Однако первая «сбыча мечт» оказалась болезненной: в Лондоне побороться за награды не удалось. 

«Когда знаешь, что дома – две золотые олимпийские медали твоих родителей, понимаешь: тебе уже задана некая планка. И с этой точки зрения мои две Олимпиады стали для меня страшным сном. Да, не спорю, атмосфера Игр – это непередаваемо и прекрасно. Но, когда я вернулась из Лондона без медали, для меня это был шок и ощущение провала. Хотя позже пришло понимание, что на Олимпиаду приезжают предельно заряженные сильнейшие спорт­смены, которые создают запредельную конкуренцию, и как сложится твое выступление именно в этот раз, предугадать невозможно. Сразу дала себе установку пахать четыре года, чтобы поехать в Рио. И показывала прекрасные результаты на чемпионатах Европы и мира, на турнирах Гран-при и Мировой серии. Короче, была топовым спортсменом. Но…»

В Рио во время квалификации Надя претендовала на выход в следующую стадию до последнего прыжка, но именно он стал роковым, вычеркнув нашу землячку из списка даже потенциальных полуфиналистов. Вспоминать ей об этом не хочется: 

«Я эту Олимпиаду вычеркнула из своей памяти. Вместо нее – черное пятно. Меньше всего хочу, чтобы мои объяснения выглядели оправданием, но все же расскажу: за два дня до старта спину заклинило так, что я ходила буквой «Г», врачи настоятельно рекомендовали сняться. Они говорили: «Ты не отпрыгаешь». А я отвечала: «Я приехала на Олимпиаду и должна использовать даже малейший шанс». 

DSC7561.JPG

Такая готовность идти к цели через боль – признак мужества. Как тут не вспомнить знаменитое: «Я хотя бы попробовал»? Но если результат не достигнут, приходит пора другой боли, потому что психологически пережить случившееся едва ли не труднее. Через это испытание наша героиня тоже смогла пройти. 

«Когда вернулась, много думала: стоит ли вообще продолжать? Из дома-то выходить не хотелось, не то что тренироваться. Но поскольку привыкла тело держать в тонусе, стала ходить на групповые занятия с обычными людьми, которые их посещают просто ради собственного здоровья. Спустя пару месяцев пришло понимание, что я в отличной форме. Вернулась в бассейн – все получается легко и просто», – рассказывает Надежда. 

Да, она могла уйти из большого спорта, но осталась. В 2017-м привезла серебро и бронзу с чемпионата мира – второго по значимости турнира планеты. А еще – золото с чемпионата Европы. 

«Ушла я в итоге позже, в 2019-м, доказав, что случившееся ранее было роковым стечением обстоятельств, – говорит Надежда. – Очень благодарна сама себе за свою решимость продолжать после Рио. Надеюсь, что эта история кого-то мотивирует. Прежде всего детей, которых сейчас тренирую». 

Кто нас выводит в мастера

IMG_20250124_125416_091_Бажина_портрет.jpg

Спортсмен, который становится тренером после окончания карьеры, – история привычная. Другой вопрос: почему так происходит? Потому что нет иного выбора? 

В случае Надежды Бажиной выбор был предельно сознательным: 

«Я давно для себя решила, что буду тренером, потому что очень люблю наш вид спорта. Он один из самых сложных и самых красивых. А тяга к тренерской работе есть давно. Правда, когда только начинала, думала, что много чего знаю. Но очень быстро выяснилось, что не знаю ничего, что это совершенно другой труд. Так что сейчас учусь – благо у меня в семье два замечательных заслуженных тренера. Нередко обращаюсь к ним за советами – как техническими, так и педагогическими. Хотя именно они меня в два голоса отговаривали: «Только не это!» А вообще сейчас уже могу сказать с уверенностью: прыгать проще, чем смотреть, как прыгает твой подопечный». 

Обретение любого опыта дает шанс переосмыслить сделанное и несделанное. Тренер Надежда Бажина сейчас иначе оценивает мысли и чувства спортсменки Надежды Бажиной: 

«Олимпийский принцип гласит, что главное – не победа, а участие. Раньше я бы сказала, что это не так, главное – стать чемпионом. Сейчас понимаю, что довести спортсмена до Олимпиады – уже огромное достижение, поскольку это колоссальный труд. При этом еще раз подчеркну, что у меня не было ни малейшей эйфории от своих двух Игр, напротив – думала, что лучше бы меня там не было. Теперь же говорю: «Какая же ты была дурочка, что так себя воспринимала! Посмотри, какой путь был проделан, и пойми, как дорого стоит само участие в Олимпиаде».

Автор: Дмитрий ИНЮШКИН

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER