Музей Кижеватова в Пензенской области: полная история защитника Бретской крепости
Единственный в России музей, посвященный легендарному защитнику Брестской крепости Андрею Кижеватову, находится в Пензенской области
Музей боевой славы им. А.М. Кижеватова имеет статус школьного. Но, по моим ощущениям, он давно перешагнул узкие рамки: это не просто хранилище методического материала, позволяющего разнообразить уроки истории, это сама история, собранная соседями, родственниками, почитателями героя.
А народ знал...
Официально музей открылся в мае 1965 года, но экспонаты люди стали собирать гораздо раньше – с середины 50-х годов.Надо отметить, что односельчане Андрея Митрофановича нисколько не сомневались в его боевом подвиге. Хотя звание Героя СССР Кижеватову (посмертно) присвоили только в 1965 году (среди удостоенных такой высокой награды защитников Брестской крепости он стал вторым офицером, после Петра Гаврилова. И последним).
А село Селикса (Бессоновский район) переименовали в Кижеватово в 1963 году, не дожидаясь указания из Москвы.

Тогда еще живы были люди, которые помнили Андрея Митрофановича, еще не разрушился от времени его отчий дом. Сельчанам хотелось сохранить память о герое, поделиться своими воспоминаниями. И в местной школе открылась музейная комната.
Приезжал за мамой
Местные жители рассказывали, что будущего героя тут называли на мордовский манер Андёк. В последний раз в родную Селиксу Андрей Кижеватов приезжал в 1940 году. С вокзала сюда он добрался на машине, а обратно его повезли уже на санях. Скорее всего, это была поздняя осень. Приезд лейтенанта НКВД (пограничные войска относились к этому подразделению) стал большим событием для села.А приезжал он за своей матерью. Одни говорили, что супруге Кижеватова нужна была помощь с детьми, другие – что сын хотел дать родному человеку возможность на старости лет пожить в комфорте. Ведь на долю этой женщины выпали революция, раскулачивание, голод. Жалование у Кижеватова тогда было неплохим, плюс военный паек, да и в целом жизнь в Бресте была более благополучной.

В комфорте, окруженная внуками, Анастасия Ивановна Кижеватова пожила недолго. После падения крепости фашисты целенаправленно искали членов семей участников сопротивления. Мать, жену и детей Андрея Митрофановича расстреляли через несколько месяцев. Позже выяснилось имя человека, который их выдал. Его осудили и отправили в тюрьму, но вскоре выпустили по хрущевской амнистии.
Оплавленные камни
В числе первых экспонатов школьного музея были часы, принадлежащие семье пограничника. Их передали родственники Андрея Митрофановича. Стрелки символично застыли на отметке 4 часа – время, когда фашисты напали на нашу страну.Имеется тут докладная, написанная Кижеватовым в 1940 году. Из подписи следует, что на тот момент он был младшим сержантом. А на момент обороны крепости – уже лейтенантом.
Почерк у этого человека был удивительно четкий, твердый. А ведь учиться ему довелось немного – он окончил всего четыре класса.

В музее можно увидеть и письма жены Кижеватова Екатерины (в девичестве Миловановой). Она тоже родом из Селиксы, родители ее были зажиточными людьми и долго не позволяли девушке выйти замуж за «босяка». Однако впоследствии брак с Кижеватовым защитил Екатерину от преследований как представительницу кулацкой семьи.
Хранится в музее и экземпляр книги «Брестская крепость» с личной подписью автора Сергея Смирнова. Эта книга пролила свет на судьбы брестских героев, спасла от забвения и лжи сотни имен.
Еще один экспонат – малопехотная лопата. Она до того разъедена ржавчиной, что кажется кружевной. Инструмент является свидетелем легендарной обороны. В 2018 году его передал в школьный музей Григорий Бысюк – бывший директор мемориального комплекса «Брестская крепость-герой» в Белоруссии.

Тут много и другого «железа» периода Великой Отечественной – патроны, боеприпасы, гильзы.
Но лично меня больше всего потрясли оплавленные камни из подвалов Брестской крепости. Какой же там был ад…
Люди тверже алмаза
Свое нынешнее место музей А.М. Кижеватова обрел в 1988 году. Уже более 20 лет им руководит учитель истории Петр Геннадиевич Самушкин. Он выпускник кижеватовской школы, вырос на рассказах о великом земляке и теперь сам является хранителем славных страниц боевой истории.– У музея есть традиции. Например, вскоре после 1 сентября его обязательно посещают первоклассники, им рассказывают о подвиге Андрея Митрофановича и других участников обороны, – рассказал директор школы Владимир Крюков.

В 5-м классе учащиеся получают звание «юных кижеватовцев». А с 6-го начинаются занятия в школе экскурсоводов. Дочь Петра Геннадиевича, десятиклассница Лиза, – в их числе.
– Я с раннего детства слышала от папы рассказы про Брестскую крепость и уже в 4-м классе стала сама проводить экскурсии в нашем музее, – говорит она. – Мне интересно изучать 40-е годы прошлого века. Тогда люди жили тяжело, но были настоящими патриотами, ничто не могло их сломить. Самая больная тема для меня – расстрел семьи Андрея Митрофановича. Фашисты не пощадили даже его двухлетнюю дочь Галочку.
Все флаги в гости к нам
При Петре Геннадиевиче музей обрел свой нынешний вид: появились новые стенды, экспонаты.
Сердце музейной экспозиции – макет, который максимально достоверно воспроизводит Брестскую крепость. По макету можно понять, как выглядела 9-я погранзастава, рассмотреть здание комендатуры, дом, где жила семья героя, Тереспольские ворота.
Музей часто принимает гостей – школьников и студентов из Пензы, области, туристические группы из других регионов.
Побывал тут и актер Андрей Мерзликин, исполнивший роль Кижеватова в фильме «Брестская крепость» (18+). Он оставил свой отзыв и автограф. Кстати, местные жители очень любят этот фильм, а Петр Геннадиевич, как знаток истории, говорит, что в фильме события чуть-чуть смещены, но в целом достоверность соблюдена.

Бывает, что и неожиданных гостей заносит сюда.
– Несколько лет назад вызывают меня на вахту, – рассказал Петр Самушкин. – спускаюсь, со мной здоровается мужчина. Выяснилось, что это водитель фуры из Беларуси. Он часто ездит по этой трассе, знает про наш музей, но обычно наши места проезжал ночью, а тут попал засветло. Попросил разрешения осмотреть экспозицию. Как тут откажешь?
Брестская крепость
Пензенскую землю с Республикой Беларусь связывает много нитей, в том числе и военно-патриотических. В советские годы многие земляки отправлялись служить на заставу им. А.М. Кижеватова (она появилась в 1950 году). Это считалось почетным.После развала СССР традиция прервалась. Но жители с. Кижеватово поддерживают связи с той воинской частью до сих пор.
– В 2017 году мы отправили туда собаку – немецкую овчарку из Пензы. Ей дали имя Мичиган. Она до сих пор служит, считается одной из лучших, у нее 30 с лишним задержаний, – рассказал Петр Самушкин. – А летом 2024 года отправили еще одного щенка. Наши школьники его выгуливали перед отъездом. Это тоже как бы частички Пензы под Брестом.

Для многих пензенцев побывать в крепости, обороной которой руководил наш земляк, – дело чести. Ведь не зря говорят, что лучше один раз увидеть. Земляки Кижеватова были там в 2017 году, потом – в 2024-м.
– Мы с сельчанами-активистами взяли все организационные вопросы на себя, – говорит Петр Геннадиевич. – наняли автобусы, составили программу. В первый раз прибыли в Брест 22 июня, а во второй – 28 июля (это день освобождения города). В прошлом году мы были единственной делегацией из России. Пришли на торжественный митинг с российским флагом. Консул России в Белоруссии пожал нам руки.
Музей боевой славы им. А.М. Кижеватова тесно сотрудничает с двумя минскими школами (одна из них тоже носит имя нашего земляка). Большие почитатели легендарного пограничника живут в Тюмени – там есть клуб детского творчества, где 55 лет назад появилась первая в СССР дружина юных кижеватовцев.

Узнали из немецкого письма
После окончания Великой Отечественной войны многие сражения и события были «белыми пятнами». Про судьбу многих бойцов ничего не знали. Защитников Брестской крепости тоже не сразу провозгласили героями.Смерть их не была официально засвидетельствована. Останки многих (в том числе и Андрея Кижеватова) не найдены до сих пор. А следовательно, по мнению представителей советской власти, эти люди могли быть без вести пропавшими...

Оборона Брестской крепости – одна из первых страниц войны, но она дольше многих оставалась неизученной. Расположение цитадели, по которой фашисты нанесли удар 22 июня 1941 года, было до того невыигрышным, что враги отводили на ее взятие пару дней. О том, что пограничники продержались почти месяц, узнали случайно.
– Во время битвы под Москвой в планшете одного убитого немецкого офицера нашли письмо, не отправленное домой, – рассказал Петр Геннадиевич. – он там пишет о боях в Брест-Литовске в июле 41-го. Только тогда командование узнало, что там вообще шли бои, что люди сопротивлялись. А освободили крепость только в 1944 году.

Существует версия, что останки Кижеватова находятся в подвалах 333-го полка, их еще не вскрывали…
Помним. Чтим. Гордимся
Версию о том, что фашисты могли взять Андрея Кижеватова в плен, сейчас уже не рассматривают. Немцы считаются очень педантичными людьми, и если бы они захватили человека, который столько времени командовал стратегически важным участком, то у них в документах это было бы отражено.– Современник тех событий – рядовой Григорий Еремеев – рассказывал, что когда к Андрею Митрофановичу в крепость пришли немецкие парламентеры, он вышел весь черный от дыма, с перевязанной головой, а нога у него была обездвижена (он опирался на винтовку), – отмечает Самушкин. – Скорее всего, он умер от ран. Но командовал и прикрывал отступление своих до последнего. В последний раз Кижеватова видели живым 29 июня 1941 года.

Брестская крепость до сих пор хранит в своих недрах множество тайн. Будут ли они когда-нибудь разгаданы и обнародованы – неизвестно. Но наше отношение к подвигу Андрея Кижеватова ничто не изменит. Помним. Чтим. Гордимся.
В родной Селиксе у будущего героя Советского Союза было прозвище Кежи, что на мордовском языке обозначает «злой, твердый». И действительно, по словам современников, с детства Андрея Кижеватова отличали решимость и жесткость. После смерти отца 14-летний подросток, по сути, оказался главой семьи: стал работать на лесозаготовках наравне со взрослыми мужчинами.
Твердость проявилась и во времена военной службы: в 17-м отряде 9-й пограничной заставы, которым командовал Андрей Митрофанович, была железная дисциплина. А ведь на момент обороны Брестской крепости ему исполнилось только 33 года.
Автор: Елена СВЕРДЛОВА
Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER
Ссылки по теме
Другие материалы рубрики

Как офицер сменил мундир на костюм госслужащего – история Артема Николаева
До сих пор он скучает по фронтовой жизни
Банк «Кузнецкий» подвел итоги финансовой деятельности за 4 месяца 2025 года
В течение 4 месяцев Банк наращивал кредитный портфель, несмотря на давление высокой ключевой ставки