«Моральный кодекс» Николая Девлет-Кильдеева: а поезд идет
Известный московский музыкальный журналист Владимир Марочкин, тоже наш земляк, встретился с музыкантом и поговорил с ним о многом и разном.
По волне памяти
— Николай, расскажите про самые дорогие вашему сердцу места в Пензе.— Родился я на улице Свердлова, а потом папе дали квартиру на Западной Поляне, и мы туда переехали.
Учился в школе № 55. Хорошо помню нашу замечательную классную руководительницу Ирину Борисовну Катышкину, сейчас она заслуженный учитель России. Уже живя в Москве, я заезжал в школу, подарил ей цветы, мы немного побеседовали, я рассказал ей о своей жизни.
В восемь лет я начал играть на гитаре и в 12 уже прилично что-то запиливал. Мой старший брат учился в политехе, и у них была группа. Когда они играли на свадьбах, меня брали с собой и я исполнял соло на гитаре. Деньгами ребята со мной не делились, зато потом отдали гитару «Musima». Это просто сказка!
Был в Пензе такой легендарный гитарист Раф Губайдуллин. Я часто приходил к нему в ресторан «Волга», где он играл, и мы просто джемовали.
Окончив школу, я поступил в Пензенское музыкальное училище, что располагалось на Московской. Помню, как мы там, в физкультурном зале, давали жару, играя песни из репертуара «Гранд Фанк» и другие запрещенные западные композиции, за что нас постоянно гоняли.
— Кто еще играл с вами в группе?
— Олег Полковницкий, ныне очень хороший концертирующий баянист. Он окончил Горьковскую консерваторию, а сейчас преподает в Пензенском музыкальном колледже. А еще Леша Туришев, который тоже потом окончил консерваторию.
О корнях
— У вас такая интересная фамилия! Кто ваши предки?— Мой предок — Петр Николаевич Девлет-Кильдеев из русско-татарского княжеского рода. Девлеты идут от Девлет-Гирея, крымского хана, и там одна ветка православная, а другая — мусульманская. Вот мы как раз православная ветвь. Петр Николаевич работал в Пензе, в прокуратуре, и был достаточно известным человеком.
О переезде в Москву
— Почему уехали в Москву? Это было поиском романтики, поиском своего ритма?— Все получилось как-то само собой. Я много где работал, в советское время исколесил всю страну — от Магадана до Калининграда. Очень долго работал в Киеве, Хабаровске, Владикавказе, в Тульской и Пензенской филармониях.
Когда играл в ансамбле «Красные маки», у нас база была в Москве, но поначалу я постоянно в Пензе жил и в столицу прилетал на время. А потом так получилось, что совсем туда перебрался.
— А как сложился пазл с «Моральным кодексом»?
— Я познакомился с поэтом и продюсером Павлом Жагуном, у нас была группа «Скандал». Но там как-то не пошло, в итоге все было переделано в «Моральный кодекс». Изначально мы ориентировались на гитарную музыку — это было достаточно авангардно по тем временам. Не буду скрывать: я автор почти всех произведений «Морального кодекса». Может быть, со временем мы немножко изменились, но все меняются, и даже самые радикальные группы, как говорится, «опопсяются», когда становятся на рельсы бизнеса. А так, вроде, все нормально, мы до сих пор играем.
История песни
— Первой песней была «Я тебя люблю». Расскажите о ней.— Она осталась несведенная! Все получилось, как с песней «Satisfaction» у «Роллинг Стоунз», которая так и осталась несведенной и недоделанной до конца. Их продюсер, поняв, что это хит, поскорее отдал его на радио, а звукорежиссер только приблизительный микс сделал и дал музыкантам его послушать. Точно так же вышло и у нас с песней «Я тебя люблю». Нам режиссер Игорь Замараев сбросил пробный микс, и мы так ее и издали.
А с другим хитом — «До свиданья, мама» — мы достаточно много повозились, пробуя разные варианты, и вот он-то как раз сделанный, здесь все четко. «До свиданья, мама» до сих пор очень популярная песня, мы исполняем ее на каждом концерте.
«Сотрясение мозга»
— У вашего первого альбома «Сотрясение мозга» наверняка есть какая-то история!— Работали над ним на студии у Стаса Намина в парке культуры им. Горького. Я помню, что раньше мы очень весело и дружно записывались. У нас были пневматические пистолеты, и в промежутках между записями мы ставили мишени и стреляли в них: постреляешь — поиграешь на гитаре.
Как в раю побывали
— Почему у вас все сольные альбомы вышли в Швейцарии?— В 1989 году «Моральный кодекс» ездил в Швейцарию, причем с большим успехом, ведь тогда на русских смотрели еще как на диковинку: русские?! Да еще на гитарах играют?! Короче, мы там успешно выступили, да и страна очень красивая, и после нашей тогдашней разрухи мы будто в раю оказались.
И с тех пор у нас там есть друг — Тони Вагнер, который и помог издать мою первую сольную пластинку. Но частично ее спонсировал Михаил Федосов из Пензы. У него была фирма «Музыкальная корпорация Федосов», которая изготавливала струны для гитар и других щипковых инструментов. К сожалению, он умер.
У меня всегда было много всяких мелодий, но не все подходили нам по стилю или просто не нравились. И когда скопилось довольно много инструментальных произведений, я подумал: а почему бы не издать пластиночку? Если они как песни не пошли, то, может, как инструменталки будут жить? И все мои сольные пластинки — это материал, который не подошел для группы. Но на какие-то мелодии мы потом все-таки написали тексты.
«Стратосфера»
— А что представляет собой ваш новый проект «Стратосфера»?— Выпущено уже три пластинки, но народ у нас любит песни, а «Стратосфера» — проект инструментальный, с ним очень тяжело пробиваться.
Я очень люблю серф-музыку, всегда много слушал группы типа The Shadows, и мне до сих пор это очень нравится. Однажды тоже захотелось поиграть в этом стиле на старинных простецких гитарах. Я собираю старые гитары, усилители, примочки — у меня достаточно большая коллекция всяких «древностей». Поэтому в «Стратосфере» звучит и Gretsch 1961 года, и Stratocaster 1962-го.
Этого не забыть
— Какие самые радостные моменты из жизни «Морального кодекса» можете вспомнить навскидку?— Когда мы работали над пластинкой «Зима», то две вещи записали в Лондоне на легендарной студии Abbey road, где Битлы записывались. Нашим продюсером был Крис Кимси, который работал с «Роллинг Стоунз» и множеством других популярных групп. Я помню, как он подошел ко мне и говорит: «Там, где ты сидишь, любил сидеть Джон Леннон!»
Кстати, на ресепшене в студии Abbey road — русский парень...
А поезд идет
— Последний альбом «Зима» вышел пять лет назад. Почему возникла такая пауза? Что сегодня происходит в группе?— С возрастом тяжелее идет творческий процесс. А потом и у меня, и у Мазая есть какие-то свои проекты. Но надо как-то взбодриться и сделать что-то новенькое. Есть уже кое-какие наметочки. Сделаем! А куда нам деваться? Чего ж соскакивать-то с уже идущего поезда.
Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER
Ссылки по теме
Другие материалы рубрики
Бренды играют в прятки: как в Пензе производят продукцию крупных марок
За раскрученными названиями модных марок нередко скрывается пензенская продукция«Я не виноват! Ваш сын подарил мне второй шанс»: пензенец закрыл своим телом товарища
«Музыка их связала»: пензенский священник и его жена рассказали историю своей любви
Мама, солдатам нужнее! 8-летний пензенец помогает бойцам СВО
Мы выросли, но в душе остались детьми: известные пензенцы рассказали о своих мамах
В Пензе в феврале 2025 выступят Xolidayboy, Сергей Лазарев, Macan и еще 10+ звезд
Публикуем даты и ценыПензенский планетарий стал центром притяжения для специалистов России и Беларуси
Чтобы увидеть это чудо своими глазамиНовогодние представления и спектакли для детей в Пензе 2024-2025: Гарри Поттер, «Принцесса на горошине» и маскарад
«Ты хакнула систему»: певица IOWA поддержала певицу из Пензы Софью Бабич
В Пензе открылся новый сезон фестиваля ПФО «Театральное Приволжье»
Две большие буквы Анатолия Омельченко: в пензенском худучилище проходит выставка работ мастера
В Пензе прошел областной конкурс управленческих команд образовательных организаций
Это мероприятие состоялось впервыеБанк «Кузнецкий» подвел итоги финансовой деятельности за 10 месяцев 2024 года
Чистая прибыль Банка «Кузнецкий» за десять месяцев текущего года составила 178,5 млн рублейВ Пензенской области 31 тысяча женщин ведет деятельность как самозанятые
Развитие бизнеса реализуется в рамках нацпроектаКак открыть свой бизнес с нуля: полезные советы для начинающих предпринимателей
Банк «Кузнецкий» открыл именную аудиторию в Пензенском филиале Финансового университета при Правительстве РФ
Пензенские предприниматели активнее пользуются «зонтичными» поручительствами Корпорации МСП
Единственный пензенец, сажающий тыкву в промышленных масштабах: история Виталия Денисова
Прямая линия пензенского губернатора Олега Мельниченко пройдет 10 декабря
Расскажем, где ее можно увидеть и как задать вопросОлег Мельниченко в Совфеде поделился опытом по патриотическому воспитанию
А также сохранению исторической памятиОлег Мельниченко выступил в Москве с докладом о развитии аграрной дипломатии
Состоялась рабочая встреча главного федерального инспектора по Пензенской области с руководителем ЦУР
Глава Заксобра Вадим Супиков поздравил пензенцев с Днём матери
Губернатор Олег Мельниченко поздравил пензенцев с Днём матери