Маленькая – ради большого дела: в школе села Марьевка учатся всего 6 детей

Расскажем о плюсах и минусах и как проходят уроки

Маленькая – ради большого дела: в школе села Марьевка учатся всего 6 детей

В этом году в школу села Марьевка Малосердобинского района пошли всего шесть учеников. Мысли о закрытии учебного заведения местные жители отгоняют и повторяют как мантру: школу нужно спасти, иначе село вымрет.

Рассчитывали на большее 

Сейчас в Марьевке живут около 200 человек, в основном пенсионеры. Тут есть ФАП, биб­лиотека, клуб, почта, на территории села ведут хозяйство два фермера. Но главная гордость – школа-девятилетка. В следующем году учебному заведению исполнится 40 лет. Возраст хотя и не почтенный, но здание за это время, конечно, постарело. Тем не менее оно чистое и ухоженное, прилегающая территория – в цветах, есть даже свой небольшой огород, овощи с которого выручают школьную столовую.

– Школа рассчитана на 190 мест. У нас 10 предметных кабинетов, компьютерный класс, кабинет группы развития, биб­лиотека, музейная комната, – перечисляет замдиректора по учебно-методической работе Юлия Алексеевна Павлова.

Увы, это учебное заведение никогда не работало с полной загрузкой. Максимальная наполняемость была в 1980-е годы. Тут учились больше 40 ребят. А потом их число пошло на убыль. Самый большой выпуск был в 2010 году: тогда аттестаты получили 13 ребят. Ну а сейчас тут учатся два девятиклассника, одна шестиклассница, одна семиклассница и два ребенка – в младшем звене (второклашки). 

Скромно, но с любовью

В соседней Николаевке расположен филиал этой школы. Там учеников еще меньше – пять. В Марьевке работает четыре учителя, в Николаевской – три. Педагоги курсируют из одного села в другое, чтобы вести уроки. Вот так налажен учебный процесс.

2024-09-28 16.34.44.jpg
Мы приехали в Марьевку в разгар учебного дня. Ребята были в столовой. По зданию разносился вкусный запах еды. Повар постарался. Школу, конечно, нельзя и сравнивать с городской. Обстановка скромная, небогатая. Но все сделано с любовью: и выставка, посвященная Году семьи, и музейная комната. И трогательные коврики-картины на стенах – работы ребят, которые они выполнили под руководством педагога Татьяны Михайловны Заварыкиной в школьном кружке ковроткачества.

В кабинете истории – парта героя. На этом месте сидел Андрей Евграфов, погибший 1 января 1995 года при штурме Грозного. Еще один выпускник – Андрей Жилкин – погиб уже во время СВО, награжден орденом Мужества посмертно. Здесь помнят о героях – на здании установили памятные таблички. Но и без этого их имена у всех на устах. В маленьком селе все друг друга знают. 

Спросят всех

Пока мы знакомились со школой, дали звонок на урок. Второклассники Василиса и Степан Ешины (они двоюродные брат с сестрой) засобирались домой. У них занятия уже закончились.

У девятиклассников Арианны Быковой и Эдуарда Одинокова начался классный час, у шестиклассницы Ангелины Одиноковой и семиклассницы Софьи Козиной – урок английского. Совмещенный. Татьяна Заварыкина, которая ведет этот предмет, в школе работает со дня ее открытия.

2024-09-28 16.34.56.jpg
– Пока Ангелина читает вопросы на карточках, мы с Софьей работаем с текстом про молодежные игры. Потом меняемся. Я занимаюсь с Ангелиной, а Софья переходит на самостоятельную работу, – объясняет учитель.

Занятия и при таком подходе эффективные. Не схалтуришь: каждую спросят.

– Ребят осталось мало. В следующем году в школе всего четыре ученика будет, – расстраивается учитель. – Душа у меня болит.

Татьяна Михаловна уверена: и для четырех школу надо сохранить. Не будет ее – семьи с детьми уедут из села. И какие тогда у него перспективы? 

Как родные

Мы переключаем внимание на учениц. Ангелина составляет рассказ про свою семью, проговаривает слова на английском. Интересуемся, не скучно ли ей быть единственной ученицей в своем классе?

2024-09-28 16.35.03.jpg
– Конечно, бывает скучно. Если я заболею, значит шестой класс не придет на занятия, – грустно улыбается девочка. – Хорошо, что мы с Софией учимся вместе.

– А мы уже привыкли к индивидуальному обучению, – продолжает Софья. – С одной стороны, домашнее задание надо делать от и до – нельзя за спиной товарища спрятаться. С другой стороны, у учителей на нас всегда хватает времени. Они к нам относятся как к родным – и объяснят, если что-то не понял, и поддержат. 

Школа – центр притяжения

Нина Ватлина преподает историю и физкультуру. Она жительница соседнего Колемаса, где долго пытались сохранить школу, но тщетно: жителей тут осталось еще меньше, чем в Марьевке. Нина Александровна каждый день ездит на уроки на своем автомобиле.

– Я сама когда-то здесь училась, – рассказывает она. – Наш класс первым в этой школе выпустился. Сейчас, конечно, ребят мало. Но занятия проходят как положено, учебный план соблюдается. По физкультуре и соревнования проводим, и ГТО сдаем.

Ольга Георгиевна Саушкина – учитель начальных классов, а также ответственная за внеучебную работу. Она уверяет: школьная жизнь кипит.

2024-09-28 16.34.48.jpg
– Да, нас мало. Но мы сплоченные. Наши дети очень отзывчивые, поддерживают любую инициативу. Так, каждый год на День пожилого человека мы устраиваем концерт. Берем воздушные шары, идем от улицы к улице, поздравляя наших пенсионеров, поднимаем им настроение. Все праздники у нас проходят по-семейному, а не формально.  А как дело доходит до разговора о школьных буднях, блеск в глазах Ольги Георгиевны гаснет. Когда ее два второклассника перейдут в среднее звено, на смену им никто не придет. Детей младшего возраста в селе нет. Во всяком случае пока.

– Когда мне приходилось учить ребят разного возраста, в этом не было ничего страшного. Они просто приходили на уроки к разному времени. Да, мой рабочий день растягивался. Но это меня не пугало. Гораздо хуже, если мне будет некого учить… Спросите каждого в селе – все хотят, чтобы наша школа жила. Но кто может поручиться, что так и будет?

В малокомплектных школах, несомненно, есть своя прелесть. Здесь такая теплая и душевная атмосфера. И выражение, что школа – это второй дом, соответствует действительности. Здесь не скажут: не понял – иди к репетитору, а если на душе по какой-то причине кошки скребут, учителя сразу догадаются, и подойдут, и спросят в чем дело, и погладят по голове...

Как хотелось бы сохранить все эти учебные заведения! Но жизнь идет своим чередом. В 2016 году в области работало 38 малокомплектных школ (и 65 филиалов). В 2024 году, по данным регионального министерства образования, их осталось уже 25. Тенденция налицо. Благо что школьных автобусов закупили в последние годы очень много. Есть на чем возить детей на занятия в соседние села и в райцентры. Это гораздо дешевле, чем содержать здания, которые задействованы от силы процентов на 20 от своего потенциала. Но это чистая математика. Далеко не все измеряется деньгами. Чиновникам от образования всегда нелегко принимать решения о ликвидации учебных заведений. А сердца сельчан и подавно им сопротивляются. Даже тех, кто когда-то говорил свои детям: «Уезжайте в город! Там вам будет лучше»…

2024-09-28 16.34.59.jpg
Тем не менее нарочно закрывать «маленьких» никто и не собирается. 

– Все зависит от динамики рождаемости в населенных пунктах, – высказал как-то свою точку зрения губернатор Олег Мельниченко. – Нет такой задачи – ликвидировать малокомплектные школы. Исходить надо из реальной ситуации. Если есть положительная динамика рождаемости, материальные условия для организации педагогического процесса, конечно, надо сохранять возможность учиться детям в том месте, где они проживают. В любом случае действовать надо, учитывая интересы ребят. Они должны получать качественное образование.

Цифра

В 2024/2025 учебном году в регионе работает 25 школ с численностью обучающихся менее 40 человек.

Автор: Екатерина РАЦ, Алиса РЯДНОВА, Инна МОТИНА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER