Кирюша — наш герой! Он вытерпел все операции!
Оказалось, что не все разделяют нашу точку зрения. Особенные дети должны учиться в коррекционных и специализированных школах, они отвлекают одноклассников, те обделены вниманием педагогов — таков примерный посыл негативных откликов…
Мы решили спросить мнение у самих детей. И подвести итоги годичного внедрения инклюзии, которое было законодательно введено нашим государством.
Один на 150 тысяч
Знакомьтесь: любимец Нечаевской школы, да и всего села, Кирилл Буйдин. У него мукополисахаридоз первого типа, или синдром Гурлер. Редкое заболевание обмена веществ, которое приводит к тяжелым поражениям нервной, костной, хрящевой и соединительной тканей. Один случай болезни на 150 тысяч человек.Рождается малыш внешне здоровым. Но примерно к концу первого года жизни начинают специфически меняться пропорции тела и лица.
Сравнительно недавно дети-гурлеры не переживали десятилетнего возраста. И хотя недуг по-прежнему неизлечим, медицина многого достигла.
Кириллу пересадили костный мозг в столичной клинике. Через московские благотворительные фонды собрали 15 тысяч евро на поиск совместимого донора в международном регистре. Для простой сельской семьи это стало чудом.
Мальчику 11 лет. Он очаровательный, очень активный, участвует во всех классных делах, а также спортивных мероприятиях. Ни у одной районной команды нет такого страстного болельщика, как он.
Устами «младенцев»
И вот дети чинно сидят, сложив руки на партах. Здесь, кстати, носят советскую школьную форму. Учительница Надежда Суханова торжественно спрашивает:— Дорогие ребята, за что вы уважаете и цените Кирюшу?
Мальчик с третьего ряда вскидывает руку и трясет ею — так хочет сказать.
— Илюша, подумай! — охлаждает его пыл учительница и первой спрашивает девочку.
Та отвечает с интонациями отличницы, немного нараспев:
— Кирилл всегда поможет! Мы мастерили осьминожек, и он показывал, как их делать!
— Кирюша — наш герой! Он вытерпел все операции! — затараторил Илья, дорвавшись до слова. — Мы помогаем ему носить портфель к бабушке, а если за ним приезжает мамка на машине, то к машине.
— Да, каждый день за портфель — в драку, — подтверждает учительница.
— Он даст списать, если попросишь, — снова Илья.
Поднялась Соня, видимо, классный мудрец:
— Он всем помогает. А еще он умный и красивый. Он много перетерпел, и то, что может делать, невероятно!
— Никогда не пропускает занятия, не говорит, что болит нога или что-то еще, — подхватила учительница. — В последнее время каждые две недели приходится ездить в Пензу на переливание крови, и все равно некоторые показатели не дотягивают до нормы…
Голос учительницы сорвался, и она закрыла лицо руками.
На помощь педагогу пришел Леша:
— Кирилл очень хороший, доброжелательный, красивый, жизнерадостный. Он мне объяснял по математике и по русскому.
Надежда Викторовна, взяв себя в руки:
— Извините, у меня у самой было онкологическое заболевание крови. Слава богу, 12 лет ремиссии… Мы живем одной семьей, ничего друг от друга не скрываем. Все в курсе, что у Кирюши ушки не слышат, глазки видят плохо, ножки плохо работают. А позвоночник удерживается в нужном положении с помощью конструкции, которую легко повредить, и тогда наш Кирюшка буквально сложится пополам. Все ребята знают, что ее нельзя задеть, а если играешь, надо следить, чтобы его не толкнуть ненароком…
— Но он с нами всегда, — продолжала учительница. — Мы были на экскурсии в Лермонтовской библиотеке, посещали кукольный театр и кафе. Кирюшка ходит сам, но ему тяжело. И наш одиннадцатиклассник Вовка (ему никто не говорил) подхватил его на руки и везде носил.
— Он ни разу не заплакал, что инвалид, и всегда веселый, — выкрикнул с места кто-то из мальчиков.
— Ему однажды на уроке физкультуры попали в лицо мячом, — это снова Илья (учительница схватила ртом воздух, но промолчала). — Нечаянно! А он не заплакал.
— А вы что же?
— Мы испугались, но он сказал, что не больно.
Мудрая Соня подняла руку и изрекла:
— Он оберег нашего класса.
В мечтах о тьюторах
Если взрослые принимают особенного ребенка, дети, как правило, тоже относятся к нему хорошо.Министр образования Александр Воронков, выступая на недавней коллегии, вспоминал о вопиющем случае в Москве: мамы потребовали заменить памятные альбомы с фотографиями детей, увидев, что туда попал снимок учительницы с семилетней дочерью, у которой синдром Дауна.
Потом оказалось, что и дети, копируя взрослых, тоже возмущались в социальных сетях своей учительницей и ее дочкой.
В пензенских школах, к счастью, сказал министр, подобной дикости не было. Но совсем без конфликтов не обходится.
И по поводу первого года внедрения инклюзии (2016/2017 учебный год). Официально это называется так: реализация Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Сегодня в Пензенской области обучаются 1358 детей с ОВЗ. По ФГОСам в первых и вторых классах — 782 ребенка.
По закону родитель волен выбирать между инклюзией и коррекцией для своего чада. Но на практике по-другому. Семьи убеждают (чтобы не сказать заставляют) выбирать коррекцию либо домашнее обучение.
О том же свидетельствует и статистика.
Почему же так?
Во-первых, кадры. В школах области работают 145 психологов, 249 логопедов. А учителей-дефектологов — 39, и они сосредоточены в школах-интернатах. О тьюторах в регионе пока только мечтают — их трое на всю область.
Противоречат друг другу законы! По одним — у каждого аутиста должен быть тьютор, а по другим — один тьютор должен приходиться на шесть детей с ОВЗ.
А еще, принимая в свой класс такого ребенка, учитель, бывает, теряет в оплате, поскольку в инклюзивном классе должно быть меньше учеников.
Вот и получается, что если в прошлом учебном году на волне, так сказать, энтузиазма от введения инклюзии в обычные школы поступили 148 особенных первоклассников, то в этом — почти в два раза меньше. А должно быть, по идее, наоборот.
Так что такие примеры, как в Нечаевке и Иссе, пока остаются профессиональным подвигом конкретных учителей.
Автор: Марьям ЕНГАЛЫЧЕВА
Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER
Ссылки по теме
Другие материалы рубрики
«Бандеровцы думали, что я мертв»: пензенский студент выжил во время страшного боя
24-летний мужчина награжден орденом Мужества за самопожертвованиеВ Пензе в честь юбилея Мейерхольда актеры разных театров вышли на одну сцену
На праздник приехал Заслуженный артист России Игорь ЯцкоШкольница из Пензенской области стала победителем в викторине «Знание.Игра»
Всего в викторине приняли участие почти семь тысяч школьников со всей страныБанк «Кузнецкий» открыл именную аудиторию в Пензенском филиале Финансового университета при Правительстве РФ
Новое пространство, рассчитанное на 50 человек, состоит из двух зон: лекционной и музея истории денег России и мираПенза примет региональный этап Патриаршего фестиваля боевых искусств
Он – единственный подобного формата в РоссииВадим Супиков помог избирателям с подключением уличного освещения
Спикер регионального парламента оперативно отреагировал на просьбу людейВадим Супиков: Законопроект о повышении размера выплат на содержание детей-сирот поддержан единогласно
Председатель пензенского Заксобра Вадим Супиков принял участие в заседании профильных комитетовВадим Супиков принял участие 36-й конференции «Единой России»
Олег Мельниченко дал ряд поручений по развитию туризма
Губернатор поздравил с Днем ракетных войск и артиллерии курсантов и преподавателей артинститута
Вадим Супиков поздравил военнослужащих и ветеранов ракетных войск и артиллерии с праздником