Как пензенцы становятся заложниками виртуальных сервисов и услуг

Как пензенцы становятся заложниками виртуальных сервисов и услуг

На днях мне позвонила свекровь и пожаловалась на то, что с ее счета мобильной связи исчезают деньги. 

— Представляешь, уже месяц списывают по 20 рублей в день, а я даже не знаю за что. Можешь разобраться? 

Конечно, я разобралась. Моя родственница оформила подписку на ежедневную подборку свежих анекдотов и каждый день с удовольствием читала шутки и отправляла их подругам. В конце месяца ей стало не до смеха: счет за анекдоты составил 620 рублей. 

— Вот уж не думала, что за такое можно брать с людей немалые деньги! — возмущалась свекровь, пока я в салоне связи отключала ей партнерские подписки. 

И вот представьте, сколько еще виртуальных сервисов и услуг мы оплачиваем добровольно. Без них человек эпохи цифровой экономики уже не может обойтись. 

Семейный доступ

Мужчины тратят на свои «виртуальные игрушки» гораздо больше реальных денег, чем женщины. Промолчим про покупки виртуальных мечей, танков, снаряжения и аптечек для их героев в онлайн-играх на компьютере, иначе число разводов среди пензенцев может увеличиться в разы! Только одна цифра: в 2019 году россияне потратили на встроенные покупки в онлайн-играх более 730 млн долларов! По данным опроса сервиса «Яндекс.Деньги», каждый игрок платит от одной до трех тысяч за компьютерные или онлайн-игры ежемесячно. 

Мой свекор, который проводит почти все свободное время в гараже под своим «Рено», узнав, сколько ушло на апгрейд виртуального танка и боевых способностей его внука, сказал: 

— Может, лучше, сынок, ты мне новый аккумулятор купишь и зимнюю резину?! Пользы-то больше!

Но и это еще не все. Мужчины охотно тратят деньги на поддержание порядка и работу мобильных сервисов для всей семьи. Мы с мужем в январе 2021 года приняли решение отключить домашний телефон. Ведь у каждого в семье есть мобильный, а на стационарный нам звонят только представители банков и кредитных организаций. 

Освободившиеся деньги (минимальный тариф — 226 рублей в месяц) муж решил направить на оплату доступа в сервис облачного хранения Apple. За доступ к хранилищу, музыке, покупке дополнительного места в хранилище файлов из семейного бюджета ежемесячно уходит 25 долларов. 

Купи себе доступ 

Еще одна статья расходов, которая появилась у меня совсем недавно, — подключенная услуга «Яндекс.Плюс». Это такой виртуальный кешбэк за поездки в такси, покупку электронных книг и использование сервисов «Яндекс.Музыка», «Кинопоиск». Потом эти баллы можно потратить на оплату этих же сервисов. 

Стоимость такой подписки 199 рублей в месяц, вроде бы дешевле одного билета в кино или на концерт, но в год получается 2388 рублей! 
Расскажи мне кто 10–15 лет назад, что буду платить с карты за доступ к базе фильмов, рецептов или музыки из Интернета, очень бы удивилась! 

А мои пожилые родственники удивляются, почему я отключила кабельное телевидение и плачу за доступ к онлайн-кинотеатрам. Отдаю 199 рублей в месяц только за доступ к новинкам, а прокат или покупка конкретного фильма стоят дополнительно от 110 до 349 рублей (в среднем 250 рублей за просмотр). В моей медиатеке сейчас около 200 фильмов, которые я купила или арендовала, на это в общей сложности потрачено 50 000 рублей. Не думала, что выйдет так много...

Подсаживают на комфорт 

Еще одна примета времени — банковские услуги. Мой ежемесячный платеж за услугу «Мобильный банк» составляет 60 рублей. Но в одном из банков меня убедили, что, мол, персональный менеджер и обслуживание в VIP-зоне с кофе, печеньями — это удобно. Конечно, удобно, когда банк еще выдает карту прохода в VIP-зоны аэропортов и зоны отдыха бизнес-класса. Но когда после месяца бесплатного обслуживания получила счет за списание с моей карты 1999 рублей, поняла, что за статус VIP-клиента столько платить не готова. Хотя многие уже не могут представить себя в общем зале банка без чашечки кофе и персонального консультанта. 

А наши родители в СССР имели обычную сберкнижку и каждый раз ходили в банк, чтобы положить на аккредитив три рубля. Кассир делал запись о поступлении денег и ставил печать. Разве могли они представить, что счетами можно управлять из дома? 

Понятно, что с каждым годом в цифровую экономику и виртуальные сервисы уходит все больше и больше денег из наших бюджетов. Меняемся мы, меняются структура наших расходов и наши предпочтения. Думаю, неизбежно мы придем к киберкошельку, когда в любом месте с нашего виртуального счета будут списываться деньги за покупки или услуги. 

Пугает только одно: мы все больше становимся зависимы от телефона и компьютера, в которых сосредоточены все важные аспекты жизни. В памяти смарт­фонов живут номера телефонов наших друзей, в банковских приложениях хранятся наши деньги, телефон напоминает нам о днях рождения, помогает заказать еду, купить билеты. Но если кончится зарядка, сможем ли мы вызвать такси или связаться с родственниками? А что будет, если из-за коммунальной аварии без электричества останется весь город, а люди на несколько дней окажутся без доступа к онлайн-сервисам и смартфонам? Дочь сказала мне, что этого нельзя допустить: 

— У меня с собой наличных денег нет! Я даже номеров ваших с папой не помню… Да у меня вся моя жизнь в телефоне! 

У каждого из нас своя степень зависимости от телефона. Важно это осознавать и не полагаться полностью на «цифру». Ведь это путь к такому рабству, какого человечество еще не знало. Да, навязывают. Да, играют на желании комфорта. Но выбор — стать или не стать придатком своего телефона — в наших руках. Во всяком случае пока.

Опрос

Без каких онлайн-сервисов и программ вы уже не можете обойтись?

Вероника Марьясина, 50 лет, домохозяйка: 
— Я уже не представляю, как заниматься семейным бюджетом без мобильного банка! Сервис помогает оплачивать счета за коммунальные услуги, не выходя из дома. В программе видно, сколько и на что трачу в месяц. Кроме того, я могу следить за расходами сына и вижу его траты по карте. Выручают и быстрые переводы между нашими счетами и картами. И все это в телефоне!

Олег Федотов, 48 лет, предприниматель:  
— После развода я чувствовал вину перед детьми, с которыми не мог общаться, и начал помогать благотворительным организациям. Покупал игрушки, сладости, забивал перед Новым годом машину подарками и вез в детские дома или приюты. А тут увидел по телевизору, что можно настроить ежемесячный платеж в 100 рублей в определенный фонд. Я настроил такое отчисление через телефон и очень рад. Так что теперь в цифровой экономике возможно все, даже доброта. 

Ольга Рыжова, 35 лет, менеджер: 
— Я не могу обойтись без подписки на онлайн-кинотеатр. Все фильмы и сериалы смотрю с сервиса через телевизор. Стоимость стандарт­ного пакета услуг около 400 рублей в месяц. За фильмы премиум-пакета приходится доплачивать, прокат стоит 130—170 рублей. Но куда деваться, без развлечений жить тоже нельзя.

Валентина Тамбовцева, 67 лет, пенсионерка: 
— Дети мне показали, как с телефона через приложение вызывать такси. Я сначала боялась, а теперь поняла, что это очень удобно. Дочь подключила меня к семейному аккаунту, и теперь я не только сама езжу то в поликлинику, то внуков забрать из школы, но и вызываю машину, чтобы отправить родным или пирог, или пельмени, которые сама налепила. Раньше такое представить было невозможно, чтобы таксист повез пакет с пельменями внукам, но теперь это реально. Дорого, но удобно. 

Автор: Наталья КОЗАК

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER

Введите слово на картинке
Array
(
    [0] => Array
        (
            [TITLE] => Главная
            [LINK] => /
        )

    [1] => Array
        (
            [TITLE] => Новости
            [LINK] => /news/
        )

    [2] => Array
        (
            [TITLE] => Спецпроекты
            [LINK] => /news/spetsproekty/
        )

    [3] => Array
        (
            [TITLE] => Как пензенцы становятся заложниками виртуальных сервисов и услуг
            [LINK] => /news/spetsproekty/kak-penzentsy-stanovyatsya-zalozhnikami-virtualnykh-servisov-i-uslug/
        )

)