Битва за яблоневый сад: как пензячка боролась с зайцами, освоила трактор и спасала деревья в заморозки
Стали писать проекты, чтобы подать заявки на гранты. Кто-то решил выращивать картофель, кто-то – разводить кроликов. А Евгеника мечтала разбить яблоневый сад. Не потому, что яблоки любит (она за сезон в лучшем случае одно-два съест), а потому что красиво. Ну и местных яблок в регионе не хватает.
Мечты и реальность
– На тот момент у меня было очень приблизительное представление о садоводстве, – вспоминает Женя. – Я горожанка, сельскую жизнь знала только по поездкам к бабушке на дачу. Думала, все будет как в книжках: есть сад, в нем растут деревья, ты среди них гуляешь, яблоки собираешь, прибыль идет. Считала, что, посадив деревья, достаточно будет раз в неделю приехать и поухаживать за ними.Надо ли говорить, что действительность оказалась совсем другой?

У семьи Евгеники было 12 гектаров земли в Бессоновском районе. Участок этот и пустили под сад. На средства регионального гранта девушка купила трактор и саженцы. Выбирала отечественные сорта, в основном зимние. Например, «Беркутовское» (эти яблоки насыщенного красного цвета могут лежать до самой весны). Добавила «осеннего синапа» и пару летних сортов. Еще посадила грушу и алычу.
Перед закладкой сада изучила теорию.
– Меня заинтересовала стержневая корневая система, – поясняет садовод. – При такой технологии посадки не нужен полив: корни уходят вглубь и сами добывают влагу.
Евгеника быстро поняла, что сами деревья не растут – требуется постоянный уход.
– Первые четыре сезона я находилась в саду безвылазно, – вспоминает она.

Осенью высадила половину деревьев, а зимой больше половины съели зайцы. Весной пришлось все начинать сначала... После этого опыта садовод каждую осень оборачивает деревья агроволокном, а в прошлом году перешла на несъемную металлическую сетку.
Все могу сама
Миниатюрная, стройная Евгеника выглядит очень хрупкой. Но, когда начинает рассказывать, как шла ее битва за сад, становится понятно, что это обманчивое впечатление. Тут больше подойдет определение «железная леди».Сад изменил жизнь девушки в корне. Во-первых, ей пришлось перебраться из Пензы в Бессоновский район, так как по условиям гранта хозяйство надо было организовывать там, где живешь.
Во-вторых, надо было много учиться и работать.

– Я сдала экзамены на механизатора, – рассказывает она, – Первые четыре года сама на тракторе дисковала сад (обрабатывала пространство между рядами). Пока деревья были маленькими, это требовалось делать несколько раз за сезон, чтобы уничтожить норы грызунов. Обрезка, опрыскивание – тоже были на мне.
Потом она пригласила в компаньоны мужчину, которому делегировала тяжелую физическую работу.
Кстати, отец Евгеники, воодушевленный ее примером, тоже занялся садоводством. Вместе работать, наверное, было бы легче, но девушка хочет оставаться самостоятельной. В общем, сразу стало понятно, что сад, как маленького ребенка, нельзя надолго оставлять без присмотра. И, конечно же, потребовались дополнительные вложения.
Деньги – не главное, но...
Наверное, финансовый аспект стал тем фактором, который не дал бросить сад, когда все шло не по плану или было очень трудно.
– Условия гранта меня удерживали от того, чтобы все бросить. За полученные средства надо было отчитываться, а при прекращении дела – возвращать 1,5 млн рублей. А их уже не было... Поэтому пришлось сжать зубы и продолжать, – признается Евгеника.
Параллельно она продолжала учиться: получив профессию технолога, поступила в аспирантуру на агронома. В то же время посещала семинары по садоводству в Пензе, Тамбове. Вошла в группу пензенских садоводов. Узнает от них много полезного.
Общеизвестный факт: сад – это отложенный старт и «длинные» деньги. Евгеника ухаживает за своими посадками уже восемь лет, а большой прибыли пока не видела.
– В первый год плодоносить начинают от силы 20 процентов деревьев. На второй – 50, и только на третий год сад вступает в полное плодоношение, – объясняет она. – Плюс каждый год 10 процентов посадок гибнет – вымерзают, засыхают и т. п. Два года я лечила мои деревья от монилиоза (грибковое заболевание, при котором яблоки чернеют и гниют). Каждый год морозы убивали 20–30 процентов завязи.
Небольшие продажи яблок, конечно, уже были, но пока, если говорить о затратах, девушка не вышла даже в ноль. Например, только в этом году на препараты от вредителей, солярку и т. п. она потратила более 300 тысяч рублей.

Большие надежды Евгеника возлагала на урожай в этом году. Вспомните, каким теплым, солнечным стоял апрель. Было раннее цветение, очень много завязи, но в майские заморозки погибло 90 процентов возможного урожая.
Думаете, девушка опустила руки? Нет. По ее словам, после истории с зайцами у нее выработался иммунитет на проблемы. Она поняла, что надо принимать то, что есть, и работать дальше.
Обязательств по гранту больше нет. Можно занять более прибыльную нишу в сельском хозяйстве, но Евгеника говорит, что будет и дальше возделывать свой сад.
– Я вложила сюда столько сил, столько лет – пусть это будет мой задел на будущее. Уверена, что рано или поздно и в моем саду будет праздник.

Есть поддержка!
Центр компетенций «Мой бизнес» информирует об отборе:
получателей грантовой поддержки на развитие семейных ферм и грантов «Агропрогресс»;
получателей субсидий на стимулирование увеличения производства картофеля и овощей на условиях софинансирования за счет средств федерального бюджета;
получателей субсидий на поддержку собственного производства молока на условиях софинансирования за счет средств федерального бюджета.
Организатор отбора – Министерство сельского хозяйства Пензенской области.
Подробности по тел. 8 (8412) 681692.
Автор: Елена СВЕРДЛОВА
Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER
Ссылки по теме
Другие материалы рубрики

Спела как Варум: сердобчанка Александра Павлюк покоряет Москву
Актриса и певица Александра Павлюк сохраняет глубокую связь со своей малой родиной – Сердобском
Обмудсмен Фомин рассказал, в каком состоянии находятся бойцы СВО после плена
Каждое пятое обращение к уполномоченному по правам человека в регионе касается бойцов СВО или членов их семейМечтал стать зоотехником: пензенский священник рассказал, зачем держит лошадей
Мариуполь, Энергодар, Луганск, Токмак: как пензенец помогал людям, оказавшимся под обстрелом
Во дворце спорта «Олимпийский» запланирован капремонт систем отопления
Спасал детей в Беслане: как сегодня живет Герой России из Пензенской области

На Пензе-1 начали восстанавливать лестничный марш
От ведет из цокольного этажа здания на привокзальную площадь
Фестиваль «Торуевское городище» 2025: где пройдет и как добраться
Мероприятие состоится в Кузнецком районеПензенцы участвуют в межрегиональном этапе чемпионата высоких технологий
Он проходит в Башкортостане
Герман Греф предложил изучать в школах кибербезопасность
По его мнению, сегодняшняя информатика не дает нужных знаний
Акционеры утвердили рекордные в истории Сбера и российского рынка дивиденды
Итоги годового Общего собрания акционеров ПАО Сбербанк
Сбер запускает Клуб акционеров — новую форму участия и доверия для частных инвесторов
Проект стартует в начале июляАктуальные решения для выставочного маркетинга
Минфин России и Сбер подписали соглашение о взаимодействии в сфере искусственного интеллекта
От бакалавриата до аспирантуры: свыше 80 млн рублей получили студенты Поволжья на образование в Сбере по итогам пяти месяцев 2025
GigaConf 2025: Сбер полностью импортозаместил зарубежные решения для обработки всех типов коммуникаций

Вадим Супиков поздравил выпускников школ Железнодорожного района Пензы
Он пожелал им успехов в учебе, работе и выборе профессии
Губернатор Мельниченко принял эстафету Всероссийского сельского Сабантуя
В 2025 году Сабантуй приурочили к 80-летию Великой Победы и Году защитника ОтечестваВадим Супиков: Юность — прекрасная пора надежд и выбора своего пути
Олег Мельниченко: Верю, что у нас растет достойная смена
Спикер Заксобрания Вадим Супиков стал участником пленарного заседания XII Форума регионов России и Беларуси
Олег Мельниченко: Важно, чтобы ребята знали правду о подвиге своих героических предков