Биография Николая Ларюшина: карьера в ПГАУ, отказ от переезда в США и отношение к современной технике

Есть люди, которые не уходят на заслуженный отдых и в преклонном возрасте. Что помогает им сохранять интерес к жизни и активность?

Биография Николая Ларюшина: карьера в ПГАУ, отказ от переезда в США и отношение к современной технике

Есть люди, которые не уходят на заслуженный отдых и в преклонном возрасте. Что помогает им сохранять интерес к жизни и активность?

Сегодня Николаю Петровичу Ларюшину исполнилось 85 лет. Но доктор технических наук, профессор Пензенского государственного аграрного университета продолжает работать на кафедре инженерного факультета.

Путевка в жизнь

Заслуги этого человека в сфере разработок сельскохозяйственной техники огромны. Он автор более 600 научных трудов и 35 монографий. Его именем подписаны десятки учебных пособий. 

А еще он обладатель более 50 авторских свидетельств и патентов. 

Одним словом, этот человек – настоящий генератор идей. 

Любовь к технике у Николая Петровича с детства. Отец был механизатором в одном из колхозов Городищенского района и часто брал его в поле. 

– Трактор «Фордзон-Путиловец» с шипованными задними колесами, на котором он работал в то время (а дело было сразу после войны), деревенским мальчишкам казался чудом, – вспоминает наш герой. 

Николай Ларюшин (1).jpg

За машиной нужно было постоянно ухаживать: то масла долить, то зажигание подкрутить. Ребятня – иной раз по уши в грязи, пыли и моторном масле – помогала чем могла. 

Это был нужный навык – умение разбираться в деталях машин очень ценилось.  

– В послевоенные годы те, кто мог починить двигатель или коробку передач, были уважаемыми людьми, – объясняет Николай Петрович. – Механики были очень востребованными.  

Любовь к железным коням мальчишки пронесли через всю жизнь. Николай и два его брата получили техническое образование. Сестра стала агрономом. 

Теория и практика 

После школы Николай Петрович поступил в Мокшанский техникум механизации сельского хозяйства. Потом была служба на аэродроме, которая едва не стала поворотной в его судьбе. 

– Меня уговаривали поступить в летное училище, но я решил вернуться в родные места, – говорит Николай Петрович.

Кто знает, может быть, Ларюшин стал бы знаменитым авиационным инженером, но судьба распорядилась иначе.

После службы он поступил в Пензенский сельхозинститут. Окончив его, остался работать на кафедре «Сельскохозяйственные машины». Прошел все ступеньки: ассистент, старший преподаватель, доцент, профессор – до заведующего. 

Николай Петрович постоянно оттачивал свои знания техники как в прикладном, так и в теоретическом плане. Его способности к аналитическому мышлению отмечал даже первый секретарь обкома партии Лев Ермин, который за глаза так и называл Ларюшина – Академик.

Николай Ларюшин (2).jpg

– Летом после лекций я частенько уезжал в наше хозяйство, где, засучив рукава, помогал с техникой, – вспоминает Николай Петрович. – Не раз при высоком начальстве давал дельные советы, как оживить тот или иной агрегат.

Инженер от бога

В кабинете Ларюшина на полках множество технической литературы. В написании большинства из этих книг и монографий он принимал активное участие. Одна из них посвящена устройству лукоуборочной техники. 

– Очень много сил положено на создание этих машин, – говорит Николай Петрович. – Нужно было рассчитать различные параметры, провести многочисленные испытания. 

Профессор говорит, что некоторые конструкции заимствовал Запад. Высокоэффективную технику поставили на конвейер, и она использовалась по всему Советскому Союзу. 

Надо ли говорить, что Ларюшин от этого ничего не получал, хотя и является автором патентов на эти машины.
 
– Дело в том, что все патенты – российские, а не международные, – вздыхает Николай Петрович. 

Патентование на международном уровне требует солидной суммы. А где ее взять? 

И это не единственный пример, когда российские изобретатели не получают выгоды от своих изобретений. 

Верность делу  

Несколько раз Ларюшина пытались переманить иностранные компании. 

– В 90-х годах в Москве после доклада на специализированном техническом симпозиуме мне предлагали поработать в одном из научно-технических центров США, – говорит Николай Петрович. 

Обещали золотые горы, прекрасные условия труда. В то время таким образом уехало за рубеж немало первоклассных отечественных инженеров. Но Ларюшин не собирался работать на иностранцев.  

– Я патриот, – говорит он. – Отказался не раздумывая. 

Он всегда на связи с российскими производителями  сельхозтехники. 

Николай Ларюшин (4).jpg

– Со мной постоянно консультируются специалисты из компании, производящей современные комбайны,  – говорит Николай Петрович. – Даю рекомендации, которые позже вижу в техническом воплощении. 

Профессор – консультант различных научно-технических советов при Министерстве сельского хозяйства России. Под его руководством в вузе было защищено более 30 кандидатских и 5 докторских диссертаций.

Ратует за надежность

А как наш герой относится к современной технике?

– Очень много электроники, – вздыхает он. – Конечно, она помогает в работе, но в то же время значительно усложняет конструктив. Из-за этого снижается надежность машин.  

По его словам, зачастую починить в поле современный комбайн или трактор механизатору практически невозможно, приходится ждать сервисную  службу, а ведь во время посевной или жатвы каждый день на счету. 

– Ну, зачем комбайну автоматическая коробка передач? – искренне недоумевает Николай Петрович. – Я считаю, что все это лишь удорожает технику, делая ее при этом уязвимой.

По стопам Николая Ларюшина пошел и сын Сергей. Он тоже кандидат технических наук. 

– Инженерная династия Ларюшиных должна продолжаться, – улыбается профессор. 

Знаниями Николай Петрович щедро делится с молодежью. Студенты с удовольствием посещают его занятия. Его умение рассказывать о механике завораживает. Может, среди них окажутся новые гении?

Автор: Анатолий ВОЛОДИН

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER