Пензенский взрывотехник рассказал о работе в зоне СВО и вооружении ВСУ
Тревожные сутки
– Чем конкретно занимается ваш отряд?– Подразделение появилось 25 лет назад. Мы ищем, обезвреживаем и идентифицируем взрывоопасные предметы в области. Каждый день на суточное дежурство заступает группа. Она и выезжает на вызовы, которые поступают от граждан и ведомств.
– Сколько обычно бывает вызовов в сутки?
– До четырех-пяти. А один раз даже семь раз выезжали – в тот день было много ложных сообщений от анонимов. Наше подразделение – единственное в области с такой спецификой.
– Какие предметы чаще всего исследуете?
– Ну, как правило, бесхозные сумки, пакеты, коробки. Бывает, сообщают и о действительно подозрительных предметах. Сейчас появилось много макетов, которые можно принять за боевое взрывное устройство. Я имею в виду страйкбольные и пейнтбольные гранаты. Люди играют, теряют их, потом кто-то находит. Непрофессионалу сложно понять, что это не боевая граната. Не так давно поступил такой вызов из Города Спутника. На первый взгляд даже мне показалось, что это Ф-1. При ближайшем рассмотрении увидел, что она пластиковая, пейнтбольная, с краской.
– Как вы действуете, получив сообщение об обнаружении подозрительного предмета?
– На место выезжает следственно-оперативная группа. Они оцепляют район и вызывают соответствующие службы: МЧС, медиков, газовщиков или специалистов водоканала, если там проходят какие-то трубы. Потом по алгоритму сообщение поступает нам. Мы на месте экипируемся, включаем блокиратор, который позволяет отсечь радиосигнал, если это боевое устройство с дистанционным управлением. Дальше взрывотехник в специальном костюме подходит, осматривает предмет. Если есть необходимость, то включаем переносную рентгеновскую установку, позволяющую понять, что внутри. Далее, в зависимости от ситуации, принимается решение, что делать. Либо сдергиваем предмет «кошкой», либо подходим и открываем.
– А роботы, которых периодически можно видеть в новостях по центральным каналам, помогают?
– У нас роботов нет. Да, в других регионах используют технику. Там сначала робот расстреливает подозрительный предмет. Когда взрывотехники уверены, что все разрушено, тогда они подходят. А мы все сами.
Эхо войны
– Насколько часто приходится работать с действительно опасными устройствами или снарядами?
– В среднем раз в неделю. Бывает, на обысках изымаем. Не так давно у одного из преступников была обнаружена граната Ф-1.
Когда проводили операцию «Арсенал», нас УМВД привлекало. Находят, например, у граждан порох, а так как это тоже взрывчатое вещество, то его изымаем мы.
Весной традиционно «вылезают» старые боеприпасы. Причем времен не только Великой Отечественной войны, но и Первой мировой. Они опасны тем, что содержащийся в них пироксилин при взаимодействии с металлом образует пикарты соли, которые взрывоопасны при механическом воздействии, например при попытке открутить запал.
Кроме того, у нас же были полигоны по уничтожению боеприпасов в Сердобске, Колышлее, Монтажном. Там часто находят снаряды.
Периодически опасные находки случаются и на Чемодановском кладбище, когда начинают копать могилы. Мы приезжаем и взрываем прямо на месте.
Новый опыт
– Я так понимаю, что сейчас самое большое разнообразие взрывчатых веществ и снарядов для взрывотехников – в зоне СВО?
– Конечно. Если раньше ВСУ еще советские использовали, то сейчас им поставляют самое разное вооружение. Взять хотя бы немецкие мины, которые реагируют на изменение электромагнитного поля. Если на человеке есть металл, то она реагирует. То есть идет человек с автоматом – и происходит взрыв.
– А как вас задействуют в рамках спецоперации?
– Так же, как и здесь. Нас вызывают в определенный район, и мы занимаемся обезвреживанием. В одном из населенных пунктов местное население обращалось после обстрела.
– Получается, что с учетом сложившейся ситуации в мире и совершенствования устройств постоянно приходится учиться?
– Разумеется. Технологии не стоят на месте. Стало больше электроники. Находим и изучаем новые взрывные устройства, коллеги делятся опытом. Кроме того, мы совершенствуем и технику обезвреживания. Например, освоили уничтожение снарядов с дрона, когда коптер подлетает и сбрасывает заряд. Это позволяет взрывотехнику не подходить к опасному предмету.
Это вам не фильм
– А курьезные случаи были?
– Были. Тут и смешно, и страшно. У деда одного боевой снаряд изъяли. Представляете, мужчина из него отвес сделал – всю жизнь ходил с ним, дома строил.
– Нас кино приучило, что во взрывном устройстве всегда есть таймер с цифрами, цветные провода. Как все обстоит на самом деле?
– Да никакого отношения к реальности это не имеет. Какие цветные провода? Неважно, какого они цвета. Ты же не знаешь, какой из проводов создатель СВУ подсоединил на плюс, а какой на минус. Так что в реальности все гораздо сложнее, чем в кино.
Автор: Михаил ИНЮШКИН
Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER
Ссылки по теме
Другие материалы рубрики
Рекомендательные технологии в блоках платформы рекомендаций Sparrow, размещенных на cайте pravda-news.ru
Пензенский хирург Сергей Гудожников рассказал о чудесном спасении на боле боя
Молитвы были услышаныВ Пензе суд вынес приговор за разлив битума и гибель двух человек
Виновными признаны заместитель генерального директора и главный инженер предприятияДве большие буквы Анатолия Омельченко: в пензенском худучилище проходит выставка работ мастера
Он художник с большой буквы и педагог с большой буквыСтудентка ПГУ Чабота Мунсанже из Замбии стала «Мисс Мира. Folk Queen»
В битве иностранных красавиц приняли участие семь девушекВ Пензе в честь юбилея Мейерхольда актеры разных театров вышли на одну сцену
10 лучших идей, куда сходить на выходных в Пензе 23 и 24 ноября 2024: «Хор Турецкого», «Щелкунчик» и «Ми-Ми-Мишки»
В Пензе открылась книжная выставка «Мир книг на Пензенской земле»
Пензенцы делятся видео с концерта Ислама Итляшева
Три пензенских проекта победили в конкурсе инициатив родительских сообществ
Они получили по 500 тысяч рублейБанк «Кузнецкий» открыл именную аудиторию в Пензенском филиале Финансового университета при Правительстве РФ
Новое пространство, рассчитанное на 50 человек, состоит из двух зон: лекционной и музея истории денег России и мираПенза примет региональный этап Патриаршего фестиваля боевых искусств
Он – единственный подобного формата в России